30 мая 2023 г.
«Домашних» ПК в РФ лишь чуть меньше, чем офисных — 20+ млн и 25+ млн соответственно, по данным исследования ITResearch. Напомним, что общий «install base» по данным на начало года составляет 49,4 млн шт., кроме домашних/офисных есть парк ПК для системы образования приходится около 3+ млн компьютеров. Разумеется, домашние ПК не вечны, они имеют свои жизненные циклы, по истечении которых устаревают, а поэтому периодически требуют замены (см. врезку). За год для домашнего использования россияне приобретают порядка 3 млн новых ПК.
Объемы продаж домашних ПК велики — практически столько же, сколько всего в системе образования! — поэтому происходящее в подсегменте стоит рассмотреть более пристально. Общее количество компьютеров в стране последовательно уменьшается, как мы отмечали ранее, это касается как офисных, так и домашних систем. Ситуацию с офисными решениями мы рассмотрели, теперь поговорим о том, что заставляет россиян отказываться от домашних систем.
Куда «исчезают» домашние пользователи ПК?
Причина проста: у многих ПК вытеснен из обихода смартфоном. Сегмент гаджетов развивается активно, для базовых кейсов — просмотра клипов/фильмов, чтения новостей, веб-серфинга, общения в соцсетях/мессенджерах и даже для ряда творческих задач (например, для подготовки фото/видео для сторис) — многим вполне достаточно компактного смартфона вместо «громоздкого» ноутбука и, тем более, десктопа. Концепция mobile-first развивается достаточно причудливо. Например, во время пандемии аналитики с удивлением отмечали, что росло количество потребляющих «телевизионный» контент со смартфонов. И это несмотря на локдаун, когда люди находились в одном помещении со своим телевизором!
Разумеется, смартфон даже в домашних условиях далеко не всегда может заменить ПК. Например, если в семье есть учащийся, то вряд ли он сможет полноценно готовить доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы на гаджете. Хардкорным геймерам тоже нужен ПК, равно как и энтузиастам цифрового творчества. Однако, если люди не используют компьютеры в своей основной работе и в приработке «на дому», а также не являются энтузиастами цифровых развлечений в разных формах, то компьютер для них не обязателен, а в ряде случаев становится избыточным. Все больше домашних пользователей осознанно или вынуждено пересаживаются с ПК на смартфоны. В принципе ничего не мешает иметь оба устройства, но финансовые условия все реже позволяют такой формат, для многих он становится излишеством.
Жизненный цикл компьютера достаточно короткий. Раздельной статистики про выбывание домашних/офисных компьютеров нет, только данные по устареванию десктопов (через 6 лет работают только 62%) и ноутбуков (спустя тот же период остается 52%), по данным ITResearch.
Меньше и — дешевле
Компьютеров для дома приобретают все меньше, но это не единственная проблема: средняя стоимость такой системы тоже заметно снижается! Стоимость ноутбуков в рознице уже упала на 15% в 2023 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, как сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные «Ситилинк». Конечно, мы можем ориентироваться только на порядок величины — ноутбуки в рознице доступны очень разные как по параметрам, так и по ценам, а кроме ноутбуков для дома покупают и десктопы.
Тренд на снижение цен на устройства тревожный. Однако его причины вполне объективны.
Есть особенности текущего момента. В данном случае это затоваривание складов на фоне прошлогоднего ажиотажного спроса и неопределенности с перспективами каналов поставок. В результате этого складские запасы на российском рынке будут распродавать еще
Но есть и общая тенденция, которая не изменится за
Стоит ли российскому ритейлу смещать акцент на смартфоны? В общем случае, нет: за первые 8 недель 2023 года продажи смартфонов упали на 12% в натуральном и на 32,5% в денежном выражении, в сравнении Y2Y, как сообщает «КоммерсантЪ».
Что делать?
Ситуация на рынке непростая, но игроки канала продолжают работу, представляя российским пользователям широкий спектр компьютерных систем для домашнего применения. Из новостей следует отметить две, которые находятся на разных полюсах спектра предложений.
Один вариант направлен на представление рынку бюджетных решений. Все логично: если россияне заинтересованы в недорогой компьютерной технике — пусть даже категории «В» — значит, ее надо предоставить им. Пример: «Ситилинк» объявил о начале официальных поставок на российский рынок продукции Chuwi — ноутбуков, трансформеров, планшетов и десктопов. Конечно, решения Chuwi бюджетные, но на вполне актуальных чипах Intel. Поставляя локализованные решения через свою разветвленную сеть (охватывает 400 городов страны, по заявлению компании) и обеспечивая техническую поддержку продукции Chuwi, «Ситилинк» вполне способен вести конкуренцию и с «трансграном».
Интересно, что представители китайского вендора на мероприятии не смогли ответить на вопрос ни об ориентировочном объеме уже имеющихся трансграничных продаж продукции Chuwi в РФ, ни о планах по конкуренции с этим каналом. Судя по всему, инициатива с выходом китайского бренда на наш рынок принадлежит российскому партнеру, который, наверное, в обозримой перспективе будет выполнять тут и некоторые функции представительства. Китайские вендоры зачастую не очень заинтересованы в инвестициях для развития российского рынка, который и был некрупным, а сейчас еще демонстрирует тенденцию к сокращению, так что в данном случае Chuwi не исключение. Заметим, что на данный момент продукция Chuwi присутствуют в предложении других игроков российского канала, например, недавно OCS объявлял о доступности высокопроизводительных десктопов Chuwi — CoreBox и RZBox — предназначенных в том числе и для тяжелых задач (например, редактирования видео контента и игр), но, разумеется, справляющихся с повседневной работой (редактированием документов и таблиц, видеоконференциями и пр.
Другой вариант — предоставление решений старшего ценового диапазона, на которые тоже есть спрос. Например, «Мерлион» объявил о начале поставок моноблоков Digma Pro AiO 23i и AiO 27i в корпусах разных цветов. Это стильные решения, построенные на топовых процессорах Intel Core, с крупными дисплеями — разрешение доступно как FullHD, так и 2К+ — получившими тонкие рамки и, что важно для активной офисной работы, матовую небликующую поверхность экрана. Новинки получили интересные элементы: pop-up-камера (на старшей модели) или камера с аппаратной шторкой (на младшей), возможность подключения внешних мониторов (что для моноблоков редкость, но для рабочих задач это полезно) и т. д.
Вместо заключения
Заметим, что маркетинговые решения, актуальные для офисных приложений, на домашних устройствах тоже оказываются рабочими, хотя и в нишах. Например, ПАКи в традиционном понимании домашним пользователям, конечно, не нужны, но в качестве «программно-аппаратных комплексов» для дома можно рассматривать smart-телевизоры. VDI в классическом формате в рассматриваемом сегменте тоже пока не прижился, но в некоторых направлениях уже начинает активно развиваться — например, «облачный» гейминг, конечно, пока остается нишевой историей, но вполне перспективной.
Времена, конечно, сложные, но развитие российского рынка, как видно, продолжается. Приходят новые вендоры, локальные бренды выпускают новые решения, получают распространение сервисы и т. д. Разные компании формируют и оптимизируют маркетинговую политику для продолжения борьбы за кошельки пользователей — несмотря на серьезные проблемы, емкость рынка остается высокой.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News