14 мая 2024 г.
Восемь из десяти россиян с той или иной периодичностью пользуются цифровыми услугами. Их главным преимуществом опрошенные считают экономию времени, главным недостатком — проблемы с безопасностью данных.
- 8 из 10 россиян с разной периодичностью пользуются цифровыми услугами (81%), в том числе 35% — ежедневно.
- 81% пользователей электронными услугами отмечают, что на фоне цифровизации их повседневная жизнь стала комфортнее.
- Топ-3 преимуществ электронных услуг: экономия времени (53%), возможность совершения операций не выходя из дома (45%), более широкий выбор товаров услуг с возможностью сравнить цены (38%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему цифровизации.
Ни дня без «цифры»
Россия вслед за другими странами — лидерами технологического развития переживает цифровой бум, на фоне которого меняется не только глобальный бизнес-ландшафт, но и наши повседневные практики. Сегодня пользователям не составляет труда одним кликом вызвать такси, оформить кредит и закупиться продуктами впрок. Вместе с переводом социально значимых услуг в электронный вид сокращается и посещение государственных учреждений: подать различного рода заявления, записаться к врачу и оплатить коммунальные услуги также можно не выходя из дома. Согласно результатам апрельского опроса ВЦИОМ, россияне активно пользуются цифровыми «благами»: с той или иной периодичностью к электронным услугам прибегают 8 из 10 наших сограждан (81%), в том числе каждый третий — ежедневно (35%), а каждый пятый — несколько раз в неделю (21%).
- По итогам 2022 г. Россия заняла десятую строчку в рейтинге цифровизации госсектора, подготовленном Всемирным банком. При расчете Индекса зрелости государственных технологий (GovTech Maturity Index) учитывались следующие четыре показателя: «Основные государственные системы», «Предоставление государственных услуг», «Вовлеченность населения» и «Институциональное обеспечение». По каждому из них Россия вошла в шорт-лист стран-лидеров, а итоговый Индекс зрелости составил 0,897 балла из 1.
- На положительную динамику в этой сфере указывает и активная работа над одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 г. По итогам мониторингового опроса ВЦИОМ, НЦ «Цифровая трансформация» лидирует в оценках эффективности реализации на протяжении всего периода измерений.
Типичный ежедневный пользователь цифровыми услугами в России имеет высшее или неоконченное высшее образование (45%) и хорошее материальное положение (44%), проживает в одной из столиц или городе-миллионнике (48% и 51% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (53%).
Представители двух «цифровых» поколений — зумеры и миллениалы — полностью оправдывают свое название: доля ежедневных пользователей электронных услуг среди них варьирует от 50 до 66%, тогда как общая доля пользователей колеблется в диапазоне
Комфорта ради
По оценкам 85% пользователей электронными услугами, за последние
С мнением, что на фоне цифровизации повседневная жизнь стала комфортнее, одинаково охотно соглашается «и стар» (реформенное поколение — 82%, поколение застоя — 77%) «и млад» (зумеры — 81%, младшие миллениалы — 83%, старшие миллениалы — 85%). Гораздо в большей степени ответы варьируют в зависимости от частоты пользования цифровыми услугами: о повышении уровня комфорта говорят 90% ежедневных пользователей,
О преимуществах и недостатках цифровых услуг
Топ-3 преимуществ электронных услуг по сравнению с традиционными по версии россиян: экономия времени на поездки и ожидание в очередях (53%), возможность совершения покупок / оплаты счетов не выходя из дома (45%) и более широкий выбор товаров и услуг с возможностью сравнить цены (38%). По 28% отмечают удобство пользования и возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету. Каждый седьмой главным преимуществом цифровых услуг назвал возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки (14%).
- Чаще других о возможности получать услуги в любом месте говорят зумеры — поколение, ценящее мобильность и свободу передвижения (43% vs. 28% среди всех опрошенных).
- Такие преимущества, как экономия времени и больший выбор товаров и услуг, объединяют представителей трех младших постсоветских поколений — зумеров (63% и 51% соответственно), младших (65% и 51% соответственно) и старших (60% и 46% соответственно) миллениалов.
В народном рейтинге недостатков электронных услуг лидируют возможные проблемы с безопасностью данных — 46%. По 40% отмечают невозможность оценить качество товара/услуги до его приобретения и трудности в случае отсутствия интернета или сбоев в работе системы, каждый пятый — сложности возврата товара / денежных средств (21%). Реже россиян беспокоит невозможность личного общения при получении цифровых услуг и трудности в освоении новых технологий (12%). Впрочем, последняя проблема обходит стороной миллениалов: о ней упомянули только
Затруднились назвать преимущества и недостатки цифровых услуг из предложенного перечня 11% и 12% соответственно, среди активных телезрителей — каждый второй (49% и 51% соответственно). Ожидаемо высокая доля затруднившихся с ответом и в самом старшем поколении — рожденных до 1947 г. (38% и 41% соответственно).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ