13 июня 2024 г.
В очередном пакете санкций, вводимых в отношении экономики РФ, на первый взгляд, нет ничего принципиально нового. Рассмотрим по пунктам озвученное Министерством финансов США, это позволит акцентировать ряд небольших, но важных деталей, касающихся как прошлого, так и настоящего/будущего российских ИТ. Что же решил запретить Минфин «для прекращения зависимости российского военно-промышленного комплекса от иностранных ИТ-систем»?
Консалтинг: «уже не тот»
Запрет будет введен на предоставление консалтинга российским компаниям в области ИТ. Однако уход с национального рынка глобальных компаний — как вендоров, так и консалтеров-аудиторов — давно сделал ИТ-консалтинг в традиционном формате практически недоступным. Доступ к экспертизе глобальных компаний стоит много денег, бесплатно предоставлять его российским структурам, недавно бывшим партнерами, никто не собирался, «пиратить» его невозможно, а приобретать обходными путями в условиях санкций да еще вне традиционного канала — крайне проблематично.
Составляющая экспертизы, сосредоточенная в российских представительствах, претерпела существенные изменения по форме. Российские подразделения глобальных консалтеров, деятельность которых больше была сосредоточена на общих бизнес-вопросах, но и включала проблематику цифровизации, «цифровой трансформации» и т. д., были переименованы и продолжили свою деятельность. Например, локальный Deloitte в результате «конвертации» получил название «Деловые решения и технологии» и продолжил работу, во многом сохранив кадровый состав и, соответственно, экспертизу. Однако связь с глобальный экспертизой уже усложнена, например, российскому заказчику проблематично использовать наработки, полученные консалтером для аналогичного бизнеса в других регионах мира, что позволило бы решить локальные задачи быстрее и эффективнее.
Но представительства вендоров по такому пути пойти не смогли — «российский HP» или «новый Dell» не появились. Кадры этих компаний оказались распылены по разным российским компаниям, усилив экспертность последних, но при этом синергетический эффект, определяемый деятельностью российских специалистов в составе слаженных команд, оказался утрачен. Более того, значительная часть таких специалистов оказались внутри крупных корпоративных заказчиков, поэтому их экспертность стала недоступной для консалтинга других игроков российского рынка.
Техподдержка — под запретом
Согласно новому пакету санкций американским компаниям запрещено предоставлять российским заказчикам техническую поддержку. Но с уходом вендоров предоставление фирменной техподдержки было прекращено два года назад.
Команды локальных «саппортов» или были перекуплены крупными корпоративными структурами, или организовали собственные сервисные компании — независимые либо в составе крупных игроков российского ИТ-рынка. Контракты на обслуживание были перезаключены, поставки запчастей организованы обходными путями, так что корпоративные заказчики без сервиса не остались, некоторые даже не заметили изменений. Отметим, что сервис кроме привычных задач стал решать еще и дополнительные: «как избежать „окирпичивания“ имеющегося оборудования?», «как накатить обновления в условиях, когда это запрещено вендором?», «как активировать новое „железо“ в регионе, где его нельзя использовать?» и т. д.
Соответствующие изменения — как в консалтинге, так и в техподдержке — начались на российском рынке два года назад и были достаточно быстро финализированы. Ситуация успешно стабилизирована. Может ли оказать на нее влияние новый пакет санкций в данном виде? Нет.
Под новые запреты попали продукты для проектирования и производства, но это уже не способно никого напугать. Соответствующие процессы идут давно. Например, Autodesk некоторое время назад заблокировал свои решения для россиян. Конечно, существуют и другие поставщики решений для CAD/CAM/CAE, но в большинстве случаев их продукты дополняли ядро, построенное именно на продуктах Autodesk.
Запрет предоставления ИТ-услуг и cloud-сервисов
Этот пункт в новых санкциях подчеркивает высокую важность сервисной модели потребления ИТ, о которой мы только что достаточно подробно писали. Хотя национальный рынок «облаков» растет и развивается динамично, многие российские корпоративные заказчики продолжали использовать cloud-сервисы, предоставляемые провайдерами, которым теперь законодательно запрещено работать с компаниями из РФ. Например, корпорация Microsoft балансировала между интересами бизнеса в РФ и требованиями регуляторов на своем домашнем рынке, о чем мы писали. Теперь это балансирование станет невозможным.
Заметим, что географическая удаленность дата-центров глобальных провайдеров и раньше не позволяла выносить очень многие приложения и данные, однако для многих высокое время задержки не было критичным. Например, размещение резервных копий на удаленных площадках актуально для обеспечения катастрофоустойчивости.
Недоступность ждет SaaS в разных формах, а также «облачные» вычисления. Если за два года российские компании успели приготовиться к отключению софта-из-«облака», то недоступность сервисов вычислений может стать проблемой. Например, High Performance Computing (HPC), доступные из «облака», актуальны для ряда задач машиностроения, геологоразведки, химической промышленности, бизнес-аналитики, научных исследований и т. д. Конечно, НРС предоставляют и российские провайдеры, но вычислительных мощностей много не бывает, а высокопроизводительное «железо» становится все более дефицитным (в первую очередь из-за санкций), что в перспективе может создать проблемы в масштабах национальной экономики.
Частных пользователей новый пакет санкций коснуться не должен. Разрешены услуги, связанные с электронной почтой, месседжингом, социальными сетями, платформами для обучения, системами видеоконференцсвязи, веб-сервисами, играми, пользовательскими GIS и т. д. То есть WhatsApp, YouTube, Zoom, сервисы Google, Apple и пр. после введения этого пакета санкций теоретически сохраняют свою доступность. Но в каком объеме это будет и как надолго — вопрос, который не имеет точного ответа.
Что дальше?
Новые санкции в отношении ИТ будут введены с 12 сентября. Хотя, согласно заявлению Минфина США, они направлены на предприятия ВПК, но по факту касаются всех российских корпоративных заказчиков. Заметим, что под запретом поставки сервисов даже частным лицам, если таковые захотят приобрести софт для проектирования или услуги ИТ-консалтинга.
Однако остается открытым вопрос правоприменения. Например, попадают ли под категорию запрещенных ИТ-услуг обновления Windows? А как быть с апдейтами драйверов к «железу» и к микропрограммному обеспечению? Останется ли легальной предустановка Windows на компьютеры, собираемые в РФ? А активация Windows на поставляемых в РФ китайских компьютерах? Таких вопросов много, ответов на них пока нет. Также можно лишь предполагать, как ситуация — в том числе, и в плане правоприменения — будет изменяться, причем и от введения новых санкций, и в ходе естественного развития ситуации.
Новая волна санкций, безусловно, привлечет внимание российских корпоративных заказчиков к проблемам обеспечения санкционной устойчивости. Причем для этого совсем не обязательно импортозамещение, многие продолжают искать и находить пути для использования глобальных программных продуктов, которые пока остаются не только более привычными, но и более функциональными.
Но будут ли у российских вендоров ресурсы, достаточные для развития собственных продуктов? Пик закупок ПО от локальных производителей пройден, широкомасштабный выход на сопредельные рынки пока не состоялся, господдержку сектора планируют уменьшать, как сообщает «Интерфакс», но эти вопросы уже не имеют отношения к новому пакету санкций.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News