26 августа 2024 г.

Термин «онбординг» часто используют в HR, но его значение много шире: он означает адаптацию к «продукту», которым может быть как новый сотрудник, так и новый компонент корпоративной ИТ-инфраструктуры. Онбординг требует затрат, причем связанных не только с рабочим временем сотрудников, хотя основные нагрузки в этих технических моментах ложатся все же на фонд оплаты труда.

Онбординг стоит денег

Процесс найма нового сотрудника — процедура затратная. Рабочее время специалистов HR-отдела, работавших над закрытием соответствующей позиции, стоят денег, равно как менеджеров, задействованных в организации собеседований и тестирований кандидата, в организации процессов — сотрудников секретариата и т. д. Причем затраты не заканчиваются с выходом человека на работу!

Нужно интегрировать сотрудника в компанию, снабдить его инструментами — от офисного компьютера и рабочего места до «welcome pack» из канцелярских принадлежностей и пропуска в компанию. Если эти затраты можно минусовать — например, пусть компьютер организует по принципу BYOD, а «welcome pack» можно не выдавать вообще — то организацию доступа к корпоративным ИТ-системам, разграничение прав доступа, настройку корпоративных средств коммуникации и проч. пропустить невозможно. Все это тоже стоит денег, так как занимает рабочее время сисадминов, менеджеров, офицеров безопасности, бухгалтерии и т. д.

Онбординг нового сотрудника обходится компании в несколько его месячных окладов. Точная сумма зависит от ряда факторов, но обычно находится в диапазоне от одной до трех зарплат.

Онбординг продолжается долго. Нового как сотрудника нужно ознакомить с регламентами, ему потребуется время для понимания своих служебных обязанностей (со всеми особенностями), понадобится дополнительный контроль и т. д. Пока сотрудник разберется со всем этим, он не сможет работать в полую силу, а также будет занимать рабочее время коллег, которые будут его учить, контролировать и т. д.

Онбординг для продуктов — часть TCO

Выбор нового продукта для корпоративного ИТ — процесс сложный и творческий. Продуктов много, а в большинстве случаев известно про них мало. Поэтому перед приобретением потребуется целый комплекс «НИОКР», который включает практическое знакомство с новым продуктом, зачастую его тестирование и даже пилотное внедрение. Все это может занимать от дней до кварталов и стоит серьезных денег, так как в процессе задействованы дорогостоящие сотрудники ИТ- и ИБ-подразделений компании-заказчика.

Весь этот «нулевой цикл» следует рассматривать как онбординг. Покупка не завершает этот процесс для заказчика. Купленное нужно доставить на территорию (если это «железо»), установить и, наконец, интегрировать в инфраструктуру (со всеми настройками, тестированиями и пр.), а также обучить работе с ним персонал.

Одно из важных преимуществ программно-аппаратных комплексов, о которых мы недавно писали, состоит в упрощенной процедуре онбординга — все, что можно преднастроить, в них уже преднастроено. Однако интегрировать эти устройства в корпоративную инфраструктуру с соответствующими настройками и проводить обучение персонала работе с этими девайсами все же придется, затрачивая на это ресурсы компании.

Онбординг и софт

Особенность момента состоит в том, что сегодня в большинстве случаев российские продукты внедряют в рамках импортозамещения, то есть вместо — или параллельно — уже работающих программных продуктов глобальных вендоров, которые попали под санкционные риски.

«Заказчикам нужны решения, способные обеспечить гладкий переход на устойчивые к санкциям продукты без снижения привычного функционала», — подчеркивает Михаил Геллерман, генеральный директор компании «РуПост», входящей в «Группу Астра».

Для внедрения новых решений вендоры создают штатные утилиты, упрощающие миграцию. Кроме того, логика и интерфейс «админки» российских продуктов в ряде случаев оказываются близки к тем, которые были у замещаемых глобальных продуктов. Иногда это ставят в вину российским разработчикам («ничего своего придумать не можете!»), но в этом есть очевидная логика. Во-первых, пытаться придумать что-либо радикально новое там, где инструменты отлажены годами, без необходимости даже пробовать не стоит. Во-вторых, похожесть новых интерфейсов существенно упрощает рассматриваемый нами онбординг.

Разумеется, сказанное касается не только «админок», но и пользовательских интерфейсов (от расположения кнопок до шоткатов). Однако продукты все ж разные, обладают рядом особенностей, поэтому работе с ними сотрудников в большинстве случаев приходится учить. Разумеется, обучение может представлять собой как самостоятельное ознакомление с руководствами и видеоуроками, так и полноценные тренинги, в том числе и с отрывом от производства.

Показательный пример — миграция со стека Microsoft на стек «Астры» завода Wilo, в рамках которого заказчик, как отметил Тимурбулат Султангалиев, генеральный директор «Астра Консалтинг», приобрел у расширенный обучающий комплекс. Покупка включала Knomary, платформу автоматизации L&D-процессов, и курсы по программным продуктам нового стека. Команда специалистов Knomary предоставила заказчику комплект инструментов для управления корпоративным образованием: систему комплексной автоматизации процессов развития сотрудников (Knomary TMS), платформу совместной разработки образовательного контента (Knomary Leenda) и платформу управления мотивацией сотрудников и автоматизации процессов C&B (Knomary Целеполагание).

Пример показывает, насколько масштабным может быть обучение в рамках онбординга. Однако, миграция Wilo, охватившая стек целиком, пока является единственным прецедентом такого размера. В большинстве случаев мы все еще имеем дело с «лоскутным» импортозамещением, поэтому и обучение не требует настолько глубокого системного подхода, хотя бывают и исключения: при миграции в тяжелых решениях нужные процессы обучения могут быть сложными, долгими и дорогими.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News