11 сентября 2024 г.

Согласно предварительной оценке ITResearch, в России за первое полугодие 2024-го были реализованы 1,72 млн компьютерных мониторов на общую сумму 357 млн долл. США, — на 7,3% больше в количественном выражении, чем за тот же период 2023 г., но на 2,9% меньше в денежном.

По данным же аналитического центра OCS Distribution, в I квартале 2024 года продажи мониторов на российском рынке и вовсе на 30% превысили аналогичные показатели прошлого года, причём доля отечественных мониторов на рынке за первые три месяца текущего года достигла 10% — а ведь в 2022-м этот показатель не превышал 1%. Таким образом, продолжает сохраняться отмеченная аналитиками ещё по итогам прошлого года тенденция к перераспределению занимавшихся прежде ведущими мировыми брендами долей в пользу новых для отечественного потребителя марок.

«Основное охлаждение российского рынка мониторов (и не только) я связываю с санкциями, — прокомментировал ситуацию Василий Мочар, директор ITResearch. — Причём они имеют как „локальное“, так и „глобальное“ измерение. Локальное — это персональные сложности у крупных международных вендоров, которые хотят продолжать работу в России. На них давят свои правительства, а зачастую и разворачивается подковёрная борьба между группами топ-менеджеров, по-разному смотрящих на происходящее. В результате некоторым игрокам приходится изворачиваться и искать ходы — вместо того чтобы, как обычно, брать побольше и кидать подальше».

Глобальное же измерение — это происки США (в первую очередь) по введению вторичных санкций на поставщиков и банковский сектор в целом. Это реально затрудняет работу и приводит к потерям десятков процентов возможного рынка. В иной ситуации наш рынок выглядел бы намного оптимистичнее, учитывая резкий рост покупательской способности миллионов российских семей и значительного числа компаний«.

Наверное, с учётом того, что поставщиков экранных матриц и управляющих контроллеров в мире считанные единицы, для конечного пользователя и в самом деле не так уж принципиальны марка и место сборки выбираемого им монитора, — цена важнее. Но каким видят нынешнее состояние отечественного мониторного рынка сами вендоры?

erid: 2SDnjcxgyWi

Офисные мониторы MSI: широкий взгляд на бизнес-задачи

Всего несколько лет назад наиболее ходовым товаром в категории мониторов для бизнеса были бюджетные 22-дюймовые TN-модели. Однако чем более многозадачной становится офисная работа, чем больше информации перед глазами необходимо иметь сотруднику в каждый момент времени, тем выше спрос на деловые мониторы с увеличенной диагональю — 24 и даже 27 дюймов. Более того, длительная работа с плотными потоками визуальных данных создаёт дополнительную нагрузку на зрение. А значит, и технология, по которой построена дисплейная матрица, должна быть более прогрессивной, чтобы помогать сотруднику сохранять высокую продуктивность на протяжении всего рабочего дня.

В модельном ряду MSI, который закрывает диапазон доступных диагоналей от 16 до 34 дюймов, подходящие устройства имеются, — это PRO MP242AP, PRO MP271AP и MODERN MD272QXP на основе IPS-матриц с широкими углами обзора. Full HD мониторы PRO MP242AP и PRO MP271AP во многом схожи и различаются по сути только размерами: в первом случае диагональ дисплея — 24 дюйма, во втором — 27. Их матрицы обеспечивают более чем достаточную для офисных приложений частоту обновления экрана — 100 Гц при отклике 1 мс MPRT. С точки зрения эргономики модели MSI PRO MP242AP и PRO MP271AP также на высоте: блок питания у них встроенный (а значит, лишняя «коробочка» выносного БП не будет занимать места ни на рабочем столе, ни под ним), а многофункциональные поставки допускают не только наклон в двух плоскостях и смену высоты дисплея, но и его разворот на 90°, из альбомного формата отображения в книжный.

MSI MODERN MD272QXP с 27-дюймовой диагональю и множеством портов, включая Type-C 65Вт для подзарядки гаджетов, два HDMI, DP и USB Type-B— ещё более прогрессивный монитор, IPS-матрица которого (также с предельной частотой обновления 100 Гц и откликом пиксела 1мс MPRT) характеризуется уже разрешением WQHD — 2650×1440 точек. Устройство сертифицировано по открытому стандарту DisplayHDR 400, что подразумевает минимальную пиковую яркость на уровне 400 нит, максимальную светимость чёрного пиксела в 0,4 нит и поддержку цветового пространства sRGB. Эргономичная его подставка тоже допускает наклоны, подъём и разворот дисплея в книжное положение. Вдобавок, монитор оснащается модулем KVM — т. е. одним комплектом клавиатуры и мыши можно управлять несколькими устройствами, подключёнными к монитору (например, стационарным ПК и ноутбуком). Все три модели предусматривают крепление по VESA-стандарту и снабжены фирменными технологиями защиты зрения, что делает их использование на рабочем месте в офисе существенным фактором повышения производительности труда.

Реклама ООО «ЭмЭсАй Компьютер», ИНН 7715777310

Сухие сводки

По данным ITResearch, если в I кв. 2024 г. российский рынок мониторов ещё рос (в количественном выражении — на 14,7% год к году), то в мае восходящий тренд затормозился практически до нуля.

«Мы также отмечаем подобную динамику, — говорит Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента HIPER, — в том числе по информации от наших партнёров и дистрибьюторов. Действительно, в первом квартале рынок мониторов очень сильно рос. При этом с мая мы видим не просто затормозившийся восходящий тренд, но и некоторую просадку из-за сезонности. С мая по август в мониторах исторически наблюдается сезонный, прогнозируемый спад спроса. Гораздо интереснее будет посмотреть, как рынок себя покажет в августе, сентябре и далее до конца года».

Роман Галухин, директор департамента продакт-маркетинга компании Treolan, подтверждает: «К середине года рынок мониторов испытывает скорее нехватку продукции, в связи с чем рост затормозился по отношению к прошлому году».

Относительно I кв. 2024 г. статистика продаж по бренду IRBIS соответствует данным, приведённым в отчете ITResearch, — об этом свидетельствует Юлия Данилова, менеджер по продукции IRBIS: «Однако продажи во II кв. 2024 г. показали существенный рост относительно прошлого года. По нашему мнению, это связано с принятием марки заказчиками и с увеличением узнаваемости бренда на рынке мониторов. Мы видим рост спроса на мониторы для корпоративного сегмента среди партнёров, поэтому работаем над наращиванием объёмов производства, качеством продукции и сервисом».

Наталья Шутенко, руководитель отдела корпоративных продаж ООО «Инвентив ДЛМ», связывает наблюдаемую на российском рынке мониторов динамику с тем, что — несмотря на завершение пандемии — многие компании сохраняют удалённые рабочие места, многие перевели сотрудников в коворкинговые зоны и т. д.: «Всё более актуальны мобильные рабочие места, — а это ноутбуки. В покупке мониторов больше заинтересованы специфические компании, связанные с мониторингом или с инженерными работами. Я думаю, мониторы со временем будут становиться всё менее популярным продуктом».

«Наша динамика прямо противоположная, — свидетельствует Максим Трушкин, менеджер по продукту ICL Techno. — На текущий момент мы поставляем мониторы под брендом ICL исключительно в сегменты B2B и B2G, а в этих сегментах своя сезонность — и она сильно отличается от сезонности в рознице. По сравнению с прошлым годом у нас за первое полугодие рост продаж значительно более 100%, но это эффект низкой базы. В прошлом году мы только начали поставлять мониторы ViewRay, а сейчас уже вышли на более существенные объёмы. При этом у нас рост продаж во II квартале 2024 более чем на 50% по сравнению с I кв.».

«По нашим данным, — отмечает Роман Васильев, руководитель направления „Мониторы“ компании Fplus, — рост продолжался и в мае, причём год к году мы видим рост рынка более чем на 17%. Здесь ключевую роль играет накопившийся отложенный спрос на мониторы, а также никуда не девшаяся потребность в обновлении парка оборудования — как у государственных, так и у коммерческих заказчиков».

Куда, кому

Каким вендор мониторов видит свой потенциальный рынок сбыта в РФ — в плане его сегментации, прежде всего?

«Если сегментировать рынок „большими мазками“, — говорит Сергей Борщевский, менеджер по мониторам компании diHouse, — то можно говорить о геймерских, высокопроизводительных мониторах и устройствах для дома и офиса. Мы видим, что текущий год показывает рост продаж геймерских мониторов, а также домашних и офисных моделей, причём в основном в недорогом и среднем сегментах. По нашему мнению, в этом году рост в сегменте геймерских мониторов может составить до 30%, а для моделей для дома и офиса — до 10-15%. А вот доля высокопроизводительных моделей снижается, чему способствовал уход с нашего рынка ряда иностранных компаний, которые давали рабочие места, требующие высокопроизводительной компьютерной техники (софтверные, аналитические компании и пр.). С ростом числа таких рабочих мест ожидаемо будет повышаться спрос и на высокопроизводительную технику».

В свою очередь, Роман Васильев выделяет два основных сегмента на рынке мониторов — офисные и игровые: «Профессиональные мониторы для работы с графикой, полиграфией и для видеомонтажа — это штучные, дорогие устройства, которые занимают долю менее одной десятой процента на рынке; для российских вендоров их производство экономически не оправдано. Офисные мониторы приобретают также и для домашнего использования: веб-сёрфинга, работы с популярными программами, просмотра кино. Это самые массовые устройства, занимающие чуть менее 80% рынка. Такие мониторы используются по 5-7 лет, крайне редко ломаются, новые полезные функции и инновации в этом сегменте устройств также весьма редки, поэтому пользователям нет необходимости часто их обновлять».

Игровые же мониторы, продолжает эксперт, занимают сейчас уже более 20% рынка и стабильно наращивают свою долю: «Геймерские устройства постоянно совершенствуются: улучшаются технические характеристики — частота обновления экрана, время отклика; появляются новые технологии создания матриц, и, как следствие, растёт качество изображения, создаются оригинальные дизайны устройств, привлекающие аудиторию и т. д. Естественно, такие мониторы стоят дороже, обновляются чаще и имеют более высокий потенциал для развития».

Потенциальный рынок для своих мониторов Юлия Данилова видит в сегменте госсектора и организаций с государственным участием: «Линейка IRBIS преимущественно состоит из офисных моделей (около 80%), профессиональные модели составляют 15%, на гейминг приходится 5%. Данная сегментация устоялась и не претерпевает особых изменений год от года».

Рынок мониторов убит «хорошими мониторами», — об этом заявляет Наталья Шутенко: «Конкуренция в этом сегменте огромна. Очень много появилось новых марок — даже не брендов — с неплохими характеристиками. Тем более, на рынке всё ещё присутствуют качественные А-бренды, такие как MSI. „Хороший монитор“ — это хорошая матрица, а она почти одна и та же у большинства производителей. Все остальные детали не так важны, так как использование мониторов вторично».

«На текущий момент наш ассортимент ориентирован исключительно на бизнес-сегмент и госсектор, а этот рынок очень сильно отличается от розничного, — говорит Максим Трушкин. — Наши заказчики хотят видеть максимально качественное оборудование по разумной цене, и им практически не требуются профессиональные и геймерские мониторы, зато неноходимы мониторы, внесённые в реестр Минпромторга, — и такие у нас есть. Корпоративный рынок очень консервативен, и предпочтения заказчиков меняются на нём очень медленно. Например, мониторы с диагональю 27» по-прежнему пользуются значительно меньшим спросом по сравнению с 23,8″, хотя работать в офисе на более крупных мониторах гораздо удобнее. Да, тренд меняется, но очень медленно«.

«С момента запуска товарной категории „мониторы“ нашим основным целевым сегментом поставки были модели для дома и офиса, — рассказывает Марина Полянская, — и в основном даже больше для офиса. Анализ наших продаж свидетельствует, что основной объем мониторов компании HIPER уходит либо в SMB-проекты, либо для оснащения крупных офисов. Мы специализируемся на мониторах со стандартными офисными техническими характеристиками. При этом мы однозначно не специализируемся на профессиональных мониторах для видеоредактирования, компьютерной графики и т. д. Так исторически сложилось, что эта ниша достаточно узкая, а пользователи чаще всего выбирают те бренды, которые уже известны на рынке мониторов именно благодаря профессиональной серии устройств».

На взгляд Романа Галухина, сам рынок сбыта мониторов не меняется с точки зрения поставщика, — он стабилен: «Меняются игроки на этом рынке — в силу геополитических причин и большого влияния регулятора на закупки госструктур и квазигосударственных компаний. Коммерческий рынок на текущий момент предпочитает продукты от исторических международных вендоров мониторов, но уже начинает размышлять над переходом на отечественных производителей. Мы полагаем, что рано или поздно всем придётся смотреть в эту сторону. Если говорить о сегментации, то на протяжении последних лет на рынке мониторов растёт доля моделей с диагоналями 27»+. Сегодня это основной тренд, который получает дальнейшее развитие«.

Канал всему голова

Насколько велика роль ИТ-канала продаж в продвижении компьютерных мониторов на российский рынок?

По мнению Юлии Даниловой, она безусловно огромна: «Программы поддержки и сопровождения продаж необходимы, и мы имеем достаточный объем инструментов для реализации данных целей: техническое обучение по продуктам, вебинары, маркетинговые программы и мероприятия, техническая поддержка партнёров и сервис, предоставляемый нашим брендом, — всё это в совокупности помогает успешно выполнять поставленные цели и задачи».

«HIPER осуществляет всю необходимую поддержку как для корпоративных заказчиков, так и для канальных партнёров, — заявляет Марина Полянская. — В первом случае мы помогаем дорабатывать мониторы под требования заказчика, предлагаем кастомизированные решения в рамках линейки спецсборок HIPER ORDO. Бывает, что мы дорабатываем конструкцию монитора, устанавливаем специфическую матрицу, которая бы подходила под уровень освещённости в помещении, конфигурируем размеры устройства, чтобы заказчик мог вписать его в выделенное место для установки монитора. Часто мы с этим сталкиваемся в оснащении кассовых зон у ритейлеров. У них есть ниша, в которую устанавливается монитор. Раньше туда ставился продукт, например, какого-то ушедшего бренда, и сейчас для них принципиально важно, чтобы новая модель была определённого размера и помещалась в эту нишу. Также мы делаем специальные настройки контрастности, яркости, точки белого и даже разрабатываем кастомные прошивки с необходимыми дополнительными функциями».

«У нас есть отличный кейс, который иллюстрирует нашу поддержку партнёров, — добавляет эксперт. — Заказчик строил свою работу на ноутбуках ушедшего бренда, которые прекрасно работали с мониторами этого же бренда. Когда настала пора менять мониторы, оказалось, что есть большая проблема. Когда ноутбук уходил в режим сна, а потом его активировали заново, то все окна с рабочего стола монитора сваливались на рабочий стол ноутбука. Заказчик протестировал около 10 мониторов разных брендов, прежде чем пришел к нам за решением проблемы. Наши инженеры доработали прошивку для мониторов HIPER, и все стало работать как часы. И это то, что мы делаем для заказчиков. За счёт этого мы помогаем продвигать мониторы в корпоративный канал. Что же касается канальных партнёров, то тут мы помогаем с маркетинговой стороны. У нас есть свой отдел маркетинга, который помогает решать вопрос с битвой за первую цену, работает над повышением узнаваемости бренда среди конечных потребителей».

Интересно, что если сопоставлять данные ITResearch и Canalys за I кв. 2024 г., то российский рынок ПК кардинально отличается от мирового: для первого соотношение между ноутбуками и десктопами (включая моноблоки) составляет практически 1:1, для второго — примерно 3:1. Однако участники канала не считают, что продажи компьютерных мониторов у нас на этом основании должны быть пропорционально выше, чем в среднем по миру. «Я не верю в такую статистику, — говорит Наталья Шутенко. — Думаю, в оценке соотношения ПК к ноутбукам включены и графические станции, а к ним часто не требуются мониторы. Более того, действительно, мониторы часто подключаются к ноутбукам». В части же взаимодействия с вендором эксперт считает первостепенными маркетинговую составляющую и оптимизацию модельного ряда: «ЗИП, склад не так важны».

«ИТ-канал был и остаётся одним из важных инструментов для выстраивания эффективного процесса продаж, — утверждает Сергей Борщевский. — С точки зрения запросов канала существенных изменений не произошло: всё также для партнёров и клиентов требуется обеспечивать постоянное наличие нужного товара и комплектующих, поддержку с сервисным и гарантийным обслуживанием; необходимы различные финансовые инструменты — например, такие, как отсрочка платежа. Самое важное отличие в том, что ранее риски по поддержке ИТ-канала брал на себя производитель, а сейчас — дистрибьютор, роль которого повысилась в текущих условиях. Дистрибьюторы предлагают ИТ-каналу новых производителей, обеспечивая не просто продажу товара, но и оказывая весь спектр сопутствующих услуг и сервисов, которые ранее брал на себя вендор. Например, недавно на нашем рынке появились мониторы ELSA, продажу и продвижение которых осуществляет компания-дистрибьютор».

Роман Галухин напоминает, что для канальных партнёров имеют немалое значение понятная стратегия работы вендора и готовность исполнять взятые на себя обязательства: «Конечно, важно и наличие товара на складе либо понятная история с транзитами. Многие партнёры привлекают технических специалистов вендора при общении с заказчиками, что очень помогает им в достижении цели. Так, инженеры производителя могут быстрее отвечать на вопросы по оборудованию из-за близости к производству — либо способствовать необходимой доработке под заказчика требований продуктов».

Монитор, как подчёркивает Роман Васильев, — технически более простое устройство, чем, скажем, сервер: «Поэтому при их продвижении нет необходимости в глубоком обучении технических специалистов, партнёров или заказчиков. Заполненность складов, сервисное и гарантийное обслуживание на местах — это важные показатели для канала продаж, но все же в приоритете будет правильный модельный ряд у производителя. Ещё один значимый фактор сейчас — это место производства». Разумеется, если вендор мониторов развернул их сборку в России, он способен оперативно обеспечивать партнёров любыми объёмами поставок в заранее оговорённые сроки.

Окончание следует

MSI — партнер обзора

Источник: Максим Белоус, IT Channel News