23 апреля 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Уровень цифровых навыков * (в % от всех респондентов в возрасте 15 лет и старше)**. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Доля интернет-пользователей, обладающих цифровыми навыками, по группам навыков* (в % от численности интернет-пользователей). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе новых данных Росстата проанализировал уровень цифровых навыков россиян.

Справочно: Оценка уровня цифровых навыков базируется на информации о действиях, выполнявшихся индивидом за последние три месяца и соотносящихся с пятью группами навыков: работа с информацией; коммуникация; навыки цифровой безопасности; навыки создания цифрового контента; решение бытовых задач. Согласно исследованию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, данный набор навыков определяет способность индивида эффективно использовать интернет, извлекая из этого различные преимущества.

Уровень владения перечисленными навыками внутри каждой группы оценивается по трехбалльной шкале, где: (1) нет навыков, (2) базовый уровень, (3) выше базового.

Также рассчитывается интегральная оценка цифровых навыков по семибалльной шкале: «не использовал интернет» (индивид не выходил в интернет за последние три месяца); «навыки отсутствуют» (нет навыков в четырех или пяти группах); «минимальный» (есть навыки в двух группах); «низкий» (есть навыки в трех группах); «ниже базового» (есть навыки в четырех группах); «базовый» (есть навыки в пяти группах, при условии что хотя бы в одной из них уровень владения — «базовый»); «выше базового» (есть навыки во всех группах на уровне «выше базового»).

В 2024 г. 90% россиян в возрасте 15 лет и старше регулярно (минимум раз в три месяца) выходили в Сеть, причем большинство (85%) — ежедневно. По сравнению с 2020 г. эти показатели заметно выросли — на 10 и 13 п. п. соответственно, что свидетельствует о стремительной интенсификации цифровизации общества. Для оценки готовности россиян к эффективному и безопасному участию в этом процессе необходимо учитывать их цифровые навыки. Анализ данных Росстата за 2024 г. показывает, что регулярное использование интернета не гарантирует автоматического развития таких компетенций: несмотря на рост интернет-аудитории, цифровыми навыками по крайней мере на базовом уровне обладает лишь каждый десятый россиянин в возрасте 15 лет и старше (11%) (рис. 1). Для сравнения: в ЕС, где 88% населения в возрасте 16–74 лет выходят в Сеть ежедневно, цифровыми навыками на таком уровне владеет каждый второй (56%).

Лучше дела с цифровыми компетенциями обстоят у молодежи 20–24 лет (18% владеют ими на уровне не ниже базового), а также у лиц, окончивших бакалавриат (22,8%) и магистратуру (22,9%). Гендерного разрыва не наблюдается: 10% мужчин имеют базовый или выше уровень цифровых навыков, а у 6% они отсутствуют; среди женщин величина показателей составляет 11 и 5% соответственно. В то же время заметным остается разрыв между городским и сельским населением: в первой из этих групп вдвое больше людей, владеющих цифровыми навыками на уровне не ниже базового (12% против 6%), и более чем вдвое меньше тех, у кого они отсутствуют (4% против 9%).

Общий сравнительно невысокий уровень цифровой грамотности россиян объясняется низкими значениями показателей в отдельных группах навыков. Так, Россия отстает от ЕС почти на 60 п. п. по доле интернет-пользователей с какими-либо навыками цифровой безопасности (рис. 2), к которым относятся практики ограничения доступа к профилю в соцсетях, отказа от использования персональных данных в рекламных целях, ограничения доступа к данным о местоположении и сбора файлов куки и др. По уровню развития навыков этой группы лидируют Финляндия (95%), Нидерланды (94%) и Норвегия (93%).

Россия значительно уступает ЕС и по доле владеющих навыками создания цифрового контента (использование текстового редактора, простых функций электронных таблиц, фото- и/или видеоредакторов, создание презентаций, написание кода на языке программирования и др.) — 59,3% против 74,7%.

В то же время российских интернет-пользователей отличает довольно высокий уровень коммуникационных навыков: ими владеют хотя бы на базовом уровне 93% из них (против 98% в среднем по странам ЕС). Из этой группы наиболее распространены такие умения: осуществлять видеозвонки в интернете; использовать соцсети для общения; обмениваться текстовыми сообщениями в мессенджерах; отправлять/получать электронную почту и т. п. Более 85% умеют решать бытовые задачи в цифровом пространстве: чаще всего это осуществление банковских операций или приобретение товаров в интернете. Гораздо менее распространены, например, настройка ПО, продажа товаров в Сети и др. Работа с цифровой информацией также уже стала привычной для российских интернет-пользователей, среди них 87,4% владеют соответствующими навыками (читают новости онлайн, ищут информацию о товарах и услугах; гораздо реже ищут информацию, связанную со здоровьем; проверяют правдивость информации).

Таким образом, россияне демонстрируют достаточный уровень готовности к углублению процесса цифровизации. Абсолютное большинство отечественных интернет-пользователей обладает необходимыми компетенциями для комфортного и продуктивного пребывания в Сети. В то же время они пока не могут обеспечить себе достаточный уровень безопасности, что в перспективе может негативно сказываться на сохранности их персональных данных.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата и Евростата; результаты проекта «Мониторинг технологий искусственного интеллекта и цифровой трансформации экономики и общества (1 волна)» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Евгений Попов, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ