26 августа 2024 г.

Окончание. Начало тут

В чём, собственно, принципиальное отличие СХД от «просто сервера с дисковой полкой» — именно с точки зрения канала продаж?

Большая разница

На взгляд Романа Харыбина, директора департамента по развитию систем хранения данных «Аквариус», продвижение систем хранения данных требует от пресейлов и сотрудников команды партнёра более глубоких знаний об оборудовании, потребностях заказчиков, архитектуре ИТ-инфраструктуры и специфических решениях для бизнеса.

С точки зрения канала продаж СХД и «просто» серверы в принципе некорректно сравнивать, — так считает Наталья Гончарова, исполнительный директор Nerpa: «Выбор устройства обусловлен требованиями заказчика к надёжности и доступности данных. Если нужно недорогое решение для увеличения объёма хранилища на сервере, то подойдёт „полка“. Для корпоративного же сегмента, где необходима высокая производительность и защита данных, — уже нужна СХД. Теперь с точки зрения сопровождения и поддержки: сервисное обслуживание СХД сложнее, чем обслуживание простого сервера с дисковой полкой. Но у всех российских производителей, разумеется, налажено сервисное обслуживание с разными уровнями поддержки».

erid: 2SDnjeqn6Pk

Дистрибьютор в помощь

Вячеслав Романов, директор департамента серверного оборудования OCS Distribution:

Системы хранения данных (СХД) — сложный продукт, который включает в себя как «железо», так и программную часть. Любые проблемы при эксплуатации решения могут дорого стоить компании. Например, неполадкам под силу остановить бизнес-процессы или лишить организацию важной корпоративной информации.

ИТ-каналу при приобретении СХД необходимо, чтобы «в комплекте» шла качественная поддержка. Заказчики ожидают таких опций как обслуживание оборудования на месте эксплуатации, круглосуточная работа колл-центра и фиксированное время реакции на инциденты.

Российские производители активно работают над расширением географии сервисных центров и уровнем услуг, в частности «усиливают» направление с помощью дистрибьюторов. Оптовые поставщики, как правило, имеют разветвленные сети сервисных точек. Например, в распоряжении OCS Distribution свыше 700 центров по всей стране, а также глубокая инженерная экспертиза в оборудовании российских и иностранных брендов. Помимо этого, OCS Distribution как крупный дистрибьютор с собственными складами может быстро доставить различные комплектующие для ремонта.

Для получения консультации по оборудованию и сервисным услугам OCS Distribution пишите на почту: storage@ocs.ru (СХД) и servers@ocs.ru (серверное оборудование).

Реклама: ООО «О-Си-Эс-Центр», ИНН: 7701341820.

Как полагает Денис Дубинин, руководитель серверного направления ICL Techno, с точки зрения канала продаж в случае СХД источник добавочной стоимости — иной, нежели чем для универсальных серверов: «Это функционал прошивки — то есть то, что умеет СХД; по сути — ноу-хау её компании-производителя. Основной драйвер продаж СХД — это спокойствие; спокойствие пользователя за свои данные. В случае СХД продаётся надёжность, а не частота процессора, количество ядер или оперативной памяти. Заказчик ожидает от СХД отказоустойчивости; возможности пережить отказ любого из компонентов без потери работоспособности и производительности системы в целом. Есть, впрочем, и другой важный фактор — это производительность, особенно в эпоху флэш-накопителей. Сопровождать и поддерживать СХД значительно сложнее, чем сервера, потому что производитель продаёт комплексный продукт — и потому требуется обеспечивать полный сервис, начиная с обучения сотрудников заказчика и партнёров, заканчивая пусконаладочными работами, и интеграцией с инфраструктурой. Не говоря уже про техподдержку».

«Принципиальное отличие систем хранения данных от серверов с дисковыми полками заключается в их специализации, производительности и масштабируемости, — указывает Андрей Авраменко, менеджер по продукту СХД DатаРу. — СХД предлагают высокую производительность и отказоустойчивость благодаря специализированным контроллерам и передовым функциям управления данными, что делает их идеальными для крупных предприятий и дата-центров. Продвижение и сопровождение СХД требует глубоких технических знаний и ресурсов. Серверы с дисковыми полками проще в продаже и поддержке, что делает их подходящими для малого бизнеса с менее критическими требованиями к хранению данных. Выбор между этими решениями зависит от потребностей и ресурсов бизнеса».

Эксперты компании Fplus, говоря о принципиальном отличии СХД от сервера, указывают на основное предназначение той и другого: «Задача серверов состоит в обработке поступающих данных; СХД же, как следует из названия, эти данные хранит. „Универсальные“ серверы потому и универсальные, что не имеют каких-то уникальных особенностей. К СХД же требуется особый подход, а пул квалифицированных специалистов при этом ограничен».

Переквалификация и обучение

Хотя глобальные вендоры СХД из России по большей частью официально ушли, специалисты в ИТ-отделах клиентов и у интеграторов в массе своей остались. В чём сложность для этих специалистов переквалифицироваться на отечественные аналоги недоступных ныне напрямую систем хранения? Насколько активно российские вендоры занимаются обучением специалистов канала и заказчиков?

Как свидетельствует Андрей Авраменко, зачастую специалисты каналов продаж жалуются на недостаток обучающих программ и сопутствующих материалов: «Мы в DатаРу на постоянной основе проводим обучение и сертификацию для своих партнёров очно в нашем учебном центре. Также мы регулярно проводим сессии вебинаров по нашим решениям, где подробно рассказываем о наших устройствах».

По мнению Дениса Дубинина, основная проблема — это отличия в требуемой экспертизе: «Если администратор СХД сегмента High End от вендора класса А — это, условно, пилот современного авиалайнера, то администратор отечественной СХД — скорее, водитель коммерческого грузовика. С обучением специалистов — такая же ситуация: у больших вендоров существовали трёхступенчатые курсы обучения, где на каждый уровень надо было потратить от полугода, а после каждые 2-3 года приходилось обновлять сертификат через сдачу экзамена. Курсы же, которые у отечественных вендоров существуют, — как правило, двухдневные и посвящены конкретному оборудованию данного вендора».

«Российские производители заинтересованы в том, чтобы технические специалисты повышали свою квалификацию и умели работать с отечественными системами, — свидетельствует Наталья Гончарова. — И этот процесс идёт. Вендоры расширяют ассортимент своих решений и обучают специалистов работе с ними».

Алексей Воробьев, системный архитектор компании «Инферит Техника», также не видит сложностей с переходом с СХД иностранных производителей на отечественные: «Принципы организации хранения и предоставления доступа к данным у отечественных и импортных решений очень схожи. Специалисты, освоившие „базу“ функционирования СХД, в короткие сроки переквалифицируются на отечественные продукты. „Инферит“, в частности, также активно проводит продуктовые тренинги и обучение для сотрудников компаний-партнёров».

Как уточняет Роман Харыбин, крупные производители российских СХД регулярно проводят обучение по работе с оборудованием: «Так, у компании „Аэродиск“ есть сертифицированный обучающий центр, компания „Микротест“, где и проходит обучение инженеров и ИТ-специалистов».

Те специалисты, которые раньше работали в крупных зарубежных вендорах, привыкли работать с развитыми, зрелыми продуктами, — об этом напоминают эксперты компании Fplus: «Они обучены выбирать именно такие решения. Теперь же им приходится обучаться заново, проходить путь по созданию и развитию отечественных СХД практически с нуля. Сегодня обучение специалистов канала и заказчиков — одна из основных и самых сложных задач отечественных вендоров. При этом не менее важным является формирование компетенций в области сервисного обслуживания».

Сергей Воинцев, ведущий менеджер продукта компании YADRO, считает, что во многом дело в привычке: «Есть накопленные наработки, проверенные в собственной инфраструктуре решения, которые понятным образом ведут себя под нагрузками конкретного заказчика. Всё это появилось не сразу: люди посещали семинары, обучались на тренингах, „набивали шишки“ в тестированиях и в продуктивной эксплуатации. Именно так и формируется опыт. Всё это (семинары, демо, курсы) доступно и у крупных российских игроков. Информационные и учебные мероприятия проводятся, кажется, даже более интенсивно, чем раньше — достаточно посмотреть на календарь событий крупных вендоров и дистрибьюторов. Чтобы сократить время на адаптацию компания YADRO прилагает дополнительные усилия. Во-первых, большое внимание уделяется документации, как продуктовой, так и интеграционной, описывающей совместимость со сторонними продуктами. Во-вторых, предлагаются расширенные услуги по внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктур, в том числе в мультивендорных окружениях».

Выбери меня

Чего же недостаёт нынешним импортозамещающим СХД для того, чтобы российские заказчики осознанно выбирали именно их? На взгляд экспертов компании Fplus, для массового перехода заказчиков на российские СХД прежде всего требуется время: «Каждый заказчик хочет быть уверен в том, что он приобретает решение, которое будет продолжать развиваться и совершенствоваться, а это можно увидеть только на определённой временнóй дистанции. Если нынешние темпы развития ИТ-рынка не замедлятся, то потребность в параллельном импорте в будущем отпадёт. В нишах low-end и mid-range импортозамещение сейчас проходит достаточно быстро, поэтому можно смело утверждать, что переход на отечественные СХД определённо состоится. Этому может поспособствовать более широкая и глубокая сегментация рынка, которая позволит выводить на рынок более разнообразные решения, с помощью которых компании смогут сконцентрироваться на своих группах потребителей».

Говоря о том, чего не хватает пока отечественным СХД в части обеспечения аппаратной базы, Алексей Воробьев упоминает всё ещё низкий уровень локализации как самих накопителей, так и компонентов инфраструктуры — контроллеров, HBA-адаптеров, экспандеров и так далее: «Кроме того, в среде крупных заказчиков (и совсем небольших компаний) постепенно формируется отход от „классических“ в сторону программно-определяемых решений, что в свою очередь потенциально может сузить рынок сбыта для российских производителей СХД».

«СХД не является „вещью в себе“, самоцелью для бизнеса, — напоминает Сергей Воинцев. — Почти всегда это элемент инфраструктуры, поддерживающей те или иные бизнес-приложения. Многие заказчики пока живут на существующих „наработках“: приложениях, операционных системах, средах виртуализации. Кого-то из них подталкивают на обновления требования регуляторов; кто-то будет ждать наступления очередного планового цикла модернизации инфраструктуры. И уже в процессе модернизации заказчик встаёт перед сложным выбором — ведь ушли не только зарубежные поставщики СХД, но и производители ПО, ОС, сред виртуализации. Есть локальные, но разнообразие их поражает воображение. Нет, как в былые времена, 1-2 вариантов „по умолчанию“, на которые все ориентируются. Здесь локальные вендоры сами себе приходят на помощь: создают партнёрства, в рамках которых проводят взаимное тестирование и интеграцию своих решений. В частности, компания YADRO активно взаимодействует с ведущими российскими поставщиками банковского ПО, СУБД, платформ виртуализации, ПО резервного копирования и др.»

Как отмечает Андрей Авраменко, нынешним СХД, разработанным для задач импортозамещения, пока недостаёт передовых технологий и функций: «А именно, таких как высокопроизводительная дедупликация и компрессия, интеграция с облачными сервисами, автоматизированное управление данными и поддержка современных протоколов. Также требуется улучшение в области масштабируемости и надёжности, чтобы соответствовать ожиданиям крупных предприятий. В обозримой перспективе, при условии значительных инвестиций в развитие технологий и поддержку государства, необходимость в параллельном импорте может снизиться, но полностью отпасть она вряд ли сможет».

С этой точкой зрения солидарен Денис Дубинин, по мнению которого отечественным СХД порой недостаёт функциональной зрелости продукта: «В большинстве своём отечественная СХД — это программно-определяемая система от одного вендора, которая установлена на аппаратную платформу другого, отечественного же, вендора. И это — одна из причин, по которой трудно получить высокоэффективную систему, поскольку каждый из этой пары отвечает только за свой элемент оборудования. Хотя часть вендоров уже начинают предлагать высокоинтегрированные решения, где аппаратная и программная платформа поставляются под единым брендом. СХД начального класса вполне возможно заменить в ближайшие 2-3 года отечественными изделиями. А вот системы высшего класса ещё долго будут уделом параллельного импорта. Для появления конкурентноспособных СХД скорее всего требуется нормативно-правовая стабильность в плане того, что считать отечественной СХД. В отличие от сервера, производство СХД требует больших долгосрочных инвестиций в разработку ПО, и мало кто хочет рисковать, когда есть неопределённость с тем, что за требования будут через год или через три».

Наталья Гончарова признаёт, что на данный момент ассортимент российских СХД пока ещё недостаточен, чтобы удовлетворять всем требованиям заказчиков и решать всевозможные задачи, как это было с решениями мировых вендоров: «Но ощутимые шаги по расширению модельного ряда предпринимаются российскими производителями. Я думаю, заказчики станут отдавать предпочтение российским продуктам, если те будут устраивать их по техническим параметрам и доступности, а также интегрироваться в существующие ИТ-инфраструктуры и иметь сервисное обслуживание. Скорее всего, пока СХД покинувших российский рынок вендоров будут пользоваться спросом у российских компаний. Но отечественные системы не стоят на месте: постепенно производители СХД из России развивают свои компетенции и приближаются к мировым стандартам».

OCS Distribution — партнер обзора

Источник: Максим Белоус, IT Channel News