28 августа 2024 г.

Дмитрий Першин

В суете задач и проектов мы привыкли думать, что результат наших действий зависит только от простых телодвижений. Например, чтобы написать ответ потенциальному партнеру по электронной почте, достаточно включить компьютер или смартфон, нажать пару клавиш, набрать вдумчиво текст и отправить письмо. Казалось бы, ничего сложного, все по шаблону, если вы выполняете эти действия ежедневно. Но все не так просто. Перед тем как закрыть поставленную задачу с ответом, вы продумываете формулировки текста в своей голове таким образом, будто это происходило в живом диалоге. Иногда решаете эту задачу в присутствии нескольких человек. Крайне важно понять заранее, каким образом и как правильно будет понят ваш ответ человеком, а это, безусловно, можно считать грамотным подходом.

Теперь представьте, если бы это письмо пришлось зачитывать вслух перед коллегами на очередной планерке, чтобы получить обратную связь и ценные рекомендации. Вам было бы комфортно, уютно и приятно? Можно ли считать это публичным выступлением? Если с первым вопросом можно получить абсолютно разные ответы (и да, и нет, и 50/50), то со вторым все предельно понятно. Любая форма речевой деятельности, которая происходит в условиях непосредственного общения и адресована аудитории, является публичным выступлением. И сфера ИТ тому не исключение. Порой даже опытные айтишники сталкиваются с этим страхом постоянно, в ситуациях, когда нужно донести ценность и актуальность предлагаемого внедрения для клиентского проекта. Без навыков убеждения, умения слушать и слышать, а также других особенных методик ведения переговоров не обойтись.

Немного статистики

Приведу немного цифр и статистики. Еще в 2022 году портал «Анкетолог»* проводил исследование о публичных выступлениях среди россиян. Так, утверждается, что более трети опрошенных считают, что умение выступать на публике — важный навык в современном мире. Однако лишь 37% граждан страны не боятся этого делать. В целом 83% опрошенных ответили, что имеют хотя бы какой-то опыт публичных выступлений (в школе, университете, на мероприятиях и др.), из них 59% выступают перед публикой ввиду своей профессиональной деятельности. Но всего 9% делают это часто, 23% — время от времени и 27% — крайне редко. Если говорить об интересе россиян к публичным выступлениям, то картина здесь также логичная и понятная: 35% считают, что выступать перед публикой — важно и нужно, 31% делают это неохотно, лишь при необходимости, 15% стараются отказаться и 7% не соглашаются ни при каких обстоятельствах.

Ситуация за 2 года в целом сильно не изменилась — об этом говорят на крупных форумах, конференциях и симпозиумах. Также проблему применения навыков ораторского мастерства в различных отраслях экономики в целях достижения бизнес-задач периодически поднимают в рейтинговых СМИ (РБК, Ведомости, АиФ и др.) в рамках специальных проектов при участии приглашенных экспертов и аналитиков. Но чаще всего это обсуждают в контексте психологических аспектов, а если конкретнее, то страха публичных выступлений. Так, например, чуть больше 50% респондентов всегда испытывают страх и волнение. Противоположный ответ дали 37% опрошенных. Еще 12% ответили, что все зависит от аудитории (количества человек, социального статуса, атмосферы и др.). Отметим, что чаще страх выступлений испытывают женщины — их примерно 58% (мужчин — 42%). Также этот показатель сильно выше среди молодых людей 18-30 (63% против 39% опрошенных старше 55 лет).

Еще немного подтверждающей статистики о способах подготовки к публичным выступлениям, чтобы уже перейти к обсуждению основной темы повествования. Большинство опрошенных (66%) ответили, что заранее готовят речь. Также треть (34%) репетируют ее, например, перед зеркалом, 25% стараются вовлекать аудиторию в диалог, а 21% выстраивают зрительный контакт с одним или несколькими слушателями.

В ИТ-сфере потребность в постоянном и систематическом применении ораторского мастерства так же высока, как и в любой другой отрасли. Это связано с несколькими факторами:

  • рост числа ИТ-конференций (митапов, форумов) среди участников ИТ-рынка в целях презентации и продвижения новых продуктов, услуг для целевой аудитории;
  • поиск эффективных и оптимальных инструментов продвижения отечественных ИТ-продуктов, не требующих долгих усилий, временных и финансовых затрат;
  • появление новых лиц среди экспертов ИТ-рынка, которые создают высокие условия конкуренции с текущими игроками;
  • возвращение участников ИТ-рынка из удаленного формата взаимодействия (сотрудничества) в офисный режим (очные встречи, презентации, переговоры).

Также следует выделить наиболее актуальные вопросы, которыми не первый день задаются собственники ИТ-компаний и их сотрудники:

  • как упростить коммуникацию между специалистами инженерно-технических отделов и клиентами, которые не привыкли слышать сложные и специфические термины;
  • что позволит минимизировать затраты на обучение специалистов, когда времени для презентации проекта становится все меньше, но никто лучше этого человека не сможет донести информацию до инвестора;
  • сколько ресурсов потребуется привлечь для того, чтобы мотивировать сотрудников-технарей к улучшению своих навыков в вопросах коммуникации и публичных выступлений.

Что делать, если есть недопонимание, разногласие или неприятие предлагаемого решения

Теперь расскажу подробно, что конкретно может помочь и каким образом это грамотно применить внутри уже сформированного коллектива, когда в ИТ-компании или ИТ-отделе предприятия есть недопонимание, разногласие или неприятие предлагаемого решения.

Итак, во-первых, необходимо донести ключевую ценность публичных выступлений и ораторского искусства до каждого посредством диалога с каждым из ключевых специалистов. Это могут быть «пятиминутки-летучки» или обычный диалог в формате дискуссии. «В чем же ценность?» — наверняка спросите вы. Ответ прост — в том, что, донося информацию в максимально доступном виде, ваш сотрудник улучшает позиции при общении с клиентом/коллегами, тем самым принося компании желанные результаты, и может влиять на свой доход. Материальная мотивация, как ни крути, вещь приоритетная.

Во-вторых, обсудив с каждым индивидуально важность и ценность «прокачки» навыков переговоров, публичных выступлений, можно переходить к реализации основной части плана. Лучше всего подойдет организация корпоративной мастермайнд-группы, где вы позволите каждому участнику выступить по определенной проблеме. Можно заранее подготовить перечень наболевших вопросов, инструкций по мероприятию, ознакомить с ними всех сотрудников, а затем объединить их в мини-группы, чтобы каждый смог дополнить как свою позицию, так и мнение собеседника. После этого проходят публичные выступления всех без исключения участников с учетом их пожелания по порядку очередности. Достаточно 3-5 минут, чтобы человек смог четко и структурированно изложить свое мнение. Обязательно включите в процесс проведения мастермайнд-группы упражнение «расшифруй термин» — это позволит всем участникам лучше и правильнее понять суть сложных ИТ-терминов. Проще всего такой формат усваивается в виде загадок, ребусов или игры «Крокодил».

В-третьих, собирайте, накапливайте и развивайте внутреннюю корпоративную базу знаний по всем аспектам публичных выступлений с учетом специфики деятельности вашей ИТ-компании. Это могут быть интересные статьи, видеоуроки, записи с выступлений, чек-листы и др. Постоянно анализируйте и разбирайте их совместно с сотрудниками в рамках планерок или в формате Зум-встреч. Эффективен будет вариант, если кто-то из специалистов отдела предложит свои идеи и максимально подробно опишет, как бы он построил речь, что конкретно озвучил и на чем акцентировал внимание при переговорах.

Многие компании также стали развивать внутренние дискуссионные клубы по интересам, где каждый желающий может попробовать себя в роли оратора, качественно и эффектно выступить перед публикой в целях более глубокого знакомства с коллегами. Это позволяет понять сильные и слабые стороны друг друга, улучшить коммуникации, взаимодействие и помочь справиться с давно осевшими комплексами. Например, руководитель ИТ-отдела может быть заядлым киноманом, но боится и волнуется, что если он начнет обсуждать эту тему во время работы с кем-то из коллег, то его неверно поймут и будут критиковать. В рамках киноклуба, где соберутся такие же любители провести вечер за интересным фильмом, ему не будет так страшно и неудобно, потому что тут все свои и разделяют его интересы. Но еще лучше будет, если коллеги пожелают публично высказать свое мнение и выслушать остальных.

Фактически, если представить, сколько существует инструментов и методов достижения поставленных целей при помощи публичных выступлений и приемов ораторского искусства для ИТ-компаний, то можно сбиться со счета. Далеко не каждый может быть эффективен здесь и сейчас, но способен дать результат на перспективу. Все зависит от готовности топ-менеджмента внедрять новые технологии коммуникационных процессов и желания/мотивации всех сотрудников улучшать свои позиции как в карьерном (новая должность), так и в финансовом плане (рост уровня заработной платы, премиальный фонд).

* С 31 марта по 1 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Источник: Дмитрий Першин, тренер-эксперт публичных выступлений и ораторского мастерства в ИТ-сфере, консультант по деловым коммуникациям, независимый обозреватель