29 августа 2024 г.

Популяризация электромобилей требует развития новой инфраструктуры вокруг этого класса устройств, которая находится на стыке нескольких разных вертикальных рынков: энергетики, урбанистики, сервисов, рекламы и т. д. Рассмотрим, где и как может быть применена ИТ-составляющая, а где не стоит ожидать появления «точек роста», во всяком случае, в среднесрочной перспективе.

Наиболее предсказуемо развитие сетей зарядных станций, которые являются сложными и многофункциональными программно-аппаратными комплексами. Но есть и другие потенциальные «точки роста», их много, и они крайне разнообразны.

Почему электромобили завоевывают мир

Популярность электромобилей растет (см. врезку), пусть медленнее, чем надеялись одни, и быстрее, чем предсказывали другие, но процент электрокаров в продажах новых авто увеличивается, на улицах мегаполисов такие модели появляются все чаще. Детали роста зависят от региона — прежде всего, от политического акцента на «зеленой повестке» — но общий тренд очевиден.

Причины просты: электромобиль более технологичное устройство и более экологичное. Отказ от сложного двигателя внутреннего сгорания и сложнейшей в плане механики коробки передач уже позволяет радикально снизить количество механических соединений в авто, существенно уменьшить стоимость производства и обслуживания, причем с одновременным повышением конструкции. Отсутствие выхлопов, безусловно, радует всех. Конечно, значительная часть генерирующих мощностей сегодня совсем не «зеленые», но заметим, что большую долю в поставках электроэнергии играют ГЭС и АЭС, а на тепловые электростанции можно установить очистные сооружения, которыми по понятным причинам не снабдишь каждое авто.

Конечно, электромобили не являются полностью «зелеными». Их производство и транспортировка до заказчика вносят изменения в среду, их нужно мыть и красить, заменять шины, на износ которых тип двигателя не влияет, наконец, есть проблемы при изготовлении/утилизации аккумуляторов. Последнее вполне решаемо: утилизация аккумуляторных батарей, в составе которых большое количество металлов — в том числе и дефицитных, а потому дорогих — является выгодным бизнесом, хотя технологически непростым и тоже требующим дополнительных усилий для обеспечения экологичности (очистные решения нужны и в этом случае).

Доля электромобилей в мировых продажах автомобилей должна составить около 20% (чисто электрических: 14%) по сравнению с примерно 17% в 2023 г, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Bloomberg. Доля электрокаров зависит от региона, например, в Китае доля электромобилей достигнет 38% продаж, считают аналитики.

Электрокары в общей картине экономики РФ

Перспективы масштабной сборки электромобилей в РФ вряд ли имеют экономически оправданные перспективы. Конструкция электрокаров радикально проще, чем у традиционных автомобилей, но учитывая объемы национального рынка развернутое здесь производство будет мелкосерийным в сравнении с китайским, что приведет к предсказуемым результатам, прежде всего, к неоправданному увеличению стоимости продукции. Заметим, что в условиях дефицита рабочих рук даже крупноузловая сборка не выглядит актуальной, хотя, возможно, такие проекты будут появляться по политическим причинам.

Однако эксплуатация электромобилей требует создания новой локальной инфраструктуры (прежде всего, сети зарядных станций) и существенной перестройки рынка сопутствующих сервисов. Разумеется, создание инфраструктуры зарядных станций полностью находится в ведении локальных компаний, ее нужно разворачивать «по месту», с учетом особенностей городского рельефа, требований городских властей, национальной регуляторики и т. д., а также в сотрудничестве с девелоперами, энергетиками, дорожными службами и другими структурами, работающими на данной территории. Это и станет точкой роста для ИТ, потребовав обновления многих имеющихся сервисов и создания новых.

Инфраструктура и ее особенности

Распространение электромобилей потребует кратного роста сетей зарядных станций и их дальнейшего развития. Каждая станция требует подключения энергетических мощностей, что уже непросто, так как потребуется ряд согласований, а прокладывать кабели придется в плотной городской среде. Для обеспечения нужных мощностей на станциях зарядки, возможно, проапгрейдить некоторые другие элементы локальной энергоинфраструктуры с прицелом на рост количества электромобилей и роста востребованности сервиса. Конечно, даже в среднесрочной перспективе электромобили не попадут в топ потребителей электроэнергии в городах, однако, вполне возможно, в отдельных локациях (например, в жилых комплексах с обширными парковками и с высоким процентом среди жителей целевой аудитории пользователей электрокаров) нужно будет озаботиться решениями для балансировки нагрузок в энергосистеме, что по понятным причинам потребует ИТ.

Каждая зарядная станция является, по сути, специализированным программно-аппаратным комплексом. Станция должна проводить тарификацию, принимать платежи, реагировать на нештатные ситуации (которые вполне могут возникать при высоких или, наоборот, при низких температурах, при аномальных осадках и т. д.), отслеживать нагрузки и пр. Как видно, зарядная станция куда сложнее привычной электрической розетки, требует более сложной цифровой «обвязки», а также предоставляет больше данных для последующей оптимизации бизнеса.

Зарядные станции являются элементами городской среды, которые можно использовать для решения разных задач, от социальных до коммерческих. Например, наличие на станциях экранов превратит их в рекламные тумбы (такие решения уже есть в Москве), а наличие интерфейсов — в информационные киоски. Вполне логично добавить к станциям такие элементы как «тревожные кнопки», средства оповещения о чрезвычайных ситуациях, камеры систем наблюдения, датчики мониторинга природной среды (от температуры и влажности до определяющих уровень углекислого газа и прочих загрязнений). Наконец, локации могут быть использованы для размещения вендинговых автоматов, постоматов, арендных средств индивидуальной мобильности и пр.

Разумеется, все потенциальные элементы повышают эффективность при реализации смарт-элементов. Например, рекламная тумба может оптимизировать показ контента в зависимости от погоды, времени суток, пола/возраста стоящего перед ней человека, вести статистику заинтересованных лиц, персонифицировать контент и т. д.

ПАКи-станции, находящиеся в открытом доступе, попадут под пристальное внимание преступников (от уличных хулиганов до серьезных хакеров), а также требуют специфической защиты как элементы географически распределенной инфраструктуры. В таких условиях обеспечение ИБ для такой инфраструктуры потребует создания и последующего развития развитых систем обеспечения инфобезопасности. Системы ИБ будут кастомные, так как сети зарядных станций только начинают развиваться, поэтому их ИТ-рельефы пока будут разнообразными, что усложняет организацию защиты.

Электромобили и сервисы

Шерингом и кастомом в сегменте авто никого не удивишь, но в данном случае эти сервисы получают новые особенности. Зарядка авто требует на порядки больше времени, чем заправка автомобилей с ДВС, а зарядку с заменой батарей «в полевых условиях», как это реализовано на самокатах, проблематично из-за массогабаритных параметров аккумуляторов. Поэтому политики в отношении шеринга для электромобилей будут существенно отличаться от уже отлаженных и отработанных для традиционных авто. Например, клиент поставил авто на зарядку — получил скидку, решил оставить кар около своего подъезда — цена за сервис уже окажется другой, но, чтобы все это было эффективно и удобно для пользователей, ИТ-система должна быть сопряжена с данными систем зарядных станций и рекомендовать оптимальные в зависимости от наличия свободных мест, особенностей тарификации и т. д.

Распространение электромобилей существенно — в разы! — снизит потребности в автомеханических мастерских: в электромобилях ломаться практически нечему. Часть автосервисов сохранят актуальность, например, шиномонтажи, автомойки, работы по «жестянке» и пр., но конкуренция за «место под солнцем» предсказуемо обострится. Часть имеющихся сервисов прекратят работу, часть будут перекуплены в ходе предсказуемого укрупнения игроков сегмента, часть — сменят профиль деятельности, перейдя в более дорогие и редкие сервисы (аэрографию, оклейку пленкой, установку дополнительных аудиосистем, подсветок, цветомузыки и пр.), предсказуемо способствуя популяризации и демократизации таких услуг.

В условиях обострившейся конкуренции возрастет востребованность маркетинговых инструментов — от рекламы и CRM-систем до программ лояльности и коллабораций. Конечно, применение таких маркетинговых инструментов возможно только при определенной степени развития и размера как самого бизнеса, так и уровня «цифровой зрелости», но о предсказуемом укрупнении мы уже говорили.

Вместо заключения

Мы поговорили об электрокарах в сегменте легковых авто, но есть и другие направления: коммерческие перевозки, водный электротранспорт, складские транспортеры и погрузчики, роботы-курьеры и другие типы специализированных решений. Такие системы менее заметны, но они тоже требуют инфраструктуры и способны существенно изменить ситуацию в нишах. Например, автопилотируемые складские роботы радикально снижают затраты на подготовку заказов, повышают коэффициент утилизации складских площадей, могут работать в режиме 24×7 и даже позволяют экономить на освещении. «Историй успеха» с подобными решениями уже достаточно много, но про коммерческие электромобили — в том числе «скрещенные» с роботами — мы поговорим в другой раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News