17 сентября 2024 г.

Андрей Чепакин

Отечественные ИТ-компании последние годы постоянно сталкиваются с вызовами, стараясь развиваться и предлагать бизнесу актуальные решения. Цифровизация стала главным трендом, который особенно высоко был оценен в ритейле. Какую пользу новое веяние принесет этой сфере, рассказал Андрей Чепакин, коммерческий директор ELMA.

Основные направления развития цифровизации рынка

В современном мире офлайн-покупки теряют свою актуальность. Клиенты все чаще делают выбор в пользу онлайн-магазинов, ориентируясь на удобный интерфейс, ассортимент и ценовую политику. Покупатели ценят свое время и предпочитают не тратить его на походы по магазинам. Поэтому ритейлерам приходится подстраиваться под запросы и предлагать удобные приложения, интуитивно понятные сайты, круглосуточную поддержку, быструю доставку (до 1-2 часов) и другие преимущества.

В такой обстановке цифровые решения для ритейла не только отвечают растущим требованиям покупателей, но и открывают перед компаниями новые возможности для развития и роста.

На первый план выходят три ключевых тренда цифровизации:

  1. Замещение импортных систем в части Core-процессов связанных с управлением складом, логистикой и взаимодействием с поставщиками. Названные процессы являются часть основного процесса, генерирующего прибыль ритейл-компаний. Они должны работать без остановки 24 на 7, но с уходом западных вендоров оказались в зоне риска.
  2. BIG Data и аналитика при обработке кассовых чеков. Собственный DWH или Data Lake — это «двигатель» ритейл-компании, который наполняет логистические цепочки, склады и полки магазинов правильными товарами в нужном количестве. На основе данных из миллионов чеков ежедневно отслеживаются товарные предпочтения покупателей, строятся и уточняются ассортиментные матрицы.
  3. Переход в e-commerce. Мобильные приложения с возможностью доставки продуктов до дома окончательно заняли свое место в головах покупателей, тренд был запущен во времена пандемии и за последние годы только усиливается.

Российские цифровые решения: что предлагают ИТ-компании

Последние 30 лет заметна динамика усложнения бизнес-процессов ритейла. Это происходит в первую очередь под давлением увеличивающейся конкуренции, изменчивости поведения конечного покупателя и увеличением масштабов ритейл-сетей. Непрерывные улучшения в части организации деятельности и бизнес-процессов побуждают компании искать эффективные способы их автоматизации и новые технологии, способные создать конкурентное преимущество.

Среди множества ИТ-систем ритейла можно выделить три категории:

  • системы, обеспечивающие движение продуктов до полки (SRM, SCM, WMS);
  • аналитические системы;
  • системы, выполняющие обеспечивающую/сервисную функцию (HRM, КЭДО, ECM, EDM, системы учета и отчетности).

В этом многообразии систем доля отечественных разработок уже составляет 80%-90%. Российские вендоры предлагают достойные решения, которые за последние два года практически сравнялись функционально и технологически с решениями от западных производителей.

Почему ритейл делает выбор в пользу инсорсинга

Российская ИТ-сфера переживает постоянные изменения и преобразования, что побуждает компании наращивать штат собственной разработки. Это особенно заметно в Core-процессах и их автоматизации.

Сегодня бизнес предпочитает использовать внутренние ресурсы организации в части создания бизнес-критичных систем. Формирование экспертизы внутри компании крайне важно. Это напрямую связано с увеличением срока эксплуатации тех или иных ИТ-систем. В таком случае на длинных дистанциях показатель ТСО (Total cost of ownership — совокупная стоимость владения продуктом) снижается при формировании экспертизы внутри.

При этом вендоры наблюдают и обратный тренд в части наращивания вычислительных мощностей. Их постоянно не хватает, как следствие ритейл делает выбор в пользу облачных решений.

Источник: Андрей Чепакин, коммерческий директор ELMA