25 ноября 2024 г.
Тезис о кризисе как источнике новых возможностей наряду с новыми проблемами стал достаточно тривиальным, но в практике российских компаний есть много историй, подтверждающих и раскрывающих ситуации, его иллюстрирующих. Одна из таких показательных историй — трансформации бизнеса компании «Мобиус Технологии», интегратора и сервис-провайдера, делающего ставку на многопрофильный технологический консалтинг, который охватывает диапазон от технической поддержки для обеспечения стабильной работы ИТ-инфраструктуры заказчика до проведения у клиентов мероприятий по «цифровой трансформации» бизнеса.
Компания «Мобиус Технологии», основанная в 2013 году, изначально была сервис-партнером IBM, что исторически определило фокус на работу крупными заказчиками с разных вертикальных рынков, в том числе, обладающих развитой филиальной структурой на территории РФ. Позже компания стала сервис-партнером других грандов, работающих с корпоративными заказчиками на российском рынке: Hewlett-Packard Enterprise, Oracle, Dell/EMC, Microsoft и др. Изменения, связанные с уходом грандов из РФ, позволили компании изменить свой бизнес и найти новые применения технической экспертизе, накопленной за годы работы, сказал Сергей Широков, генеральный директор компании «Мобиус Технологии».
«Цифровая устойчивость»
Качественный сервис остается необходимым условием для стабильной работы ИТ-инфраструктуры у корпоративного заказчика, что определяет непрерывность его бизнес-процессов. На перезаключении сервисных контрактов, которые проводил «Мобиус» в позапрошлом году, подробно останавливаться не стоит: корпоративные заказчики продолжали — и продолжают — использовать оборудование ушедших тогда грандов ИТ-рынка, а этому «железу» требуется техподдержка. Возможности сервиса в новых условиях потребовали пересмотра бизнес-процессов внутри «Мобиуса» — организовывать поддержку на привычном уровне приходилось уже без официальных контактов с вендорами и с поставками запчастей по новым схемам, в которых каждая закупка превращалась с отдельный квест, поэтому потребовалось организовывать локальные склады запчастей и т. д.
Руководство «Мобиуса» увидело в ситуации и новые возможности для роста. Имея опыт в предоставлении сервисных услуг, компания смогла пересмотреть и переработать свои маркетинговые политики для работы на данном рынке. В частности, как отметил Дмитрий Брумирский, директор департамента технического сервиса, доступна адаптация модели предоставления сервиса под клиента с учетом его нужд и потребностей.
Однако сервис хотя и важное, но не единственное условие для стабильной работы ИТ на стороне заказчика — корпоративная инфраструктура должна развиваться для поддержки меняющихся бизнес-процессов и реакции на вызовы рынка. Перед заказчиками встает вопрос расчёта ТСО как для привычного оборудования, но в новых условиях, а также для новых продуктов, которые подходят для процессов импортозамещения. Задачи для бизнеса важные, но поиск ответов непростой: в условиях санкций сложно определить затраты на поддержку стабильной работы продуктов в течение всего жизненного цикла на данном предприятии — нужно учитывать технические аспекты, последствия санкционного давления, регуляторные риски и т. д. Для достижения «цифровой устойчивости» российским компаниям остро нужны сервисы технологического консалтинга. Возникновением запроса на такие услуги и воспользовался «Мебиус».
«Цифровая независимость»
Легко видеть, что «цифровая независимость» представляет собой переосмысление дальнейшего развития концепции импортозамещения. В данном направлении за неполные 3 года произошли значительные изменения.
Импортозамещение на рынке ИТ остается ключевым трендом, однако оно перешло на новый качественный уровень. «С одной стороны, необходимо постепенно переводить всю систему на отечественные аналоги по мере их появления и доработки, — сказал Анатолий Дедов, директор департамента проектно-консалтинговых услуг „Мобиуса“, выступая на форуме „Информационные технологии завтра“. — С другой стороны, перед российскими компаниями уже не стоит вопрос, где найти замену решениям ушедших вендоров. Сегодня сталкиваются с обратной проблемой: как выбрать оптимальный вариант из множества доступных продуктов».
В таких условиях роль технологического консалтинга усиливается, отметил Анатолий Дедов: системным интеграторам нужно помогать каждому корпоративному заказчику в кратчайшие сроки подобрать решения, отвечающие именно его потребностям и бизнес-задачам.
Стали возникать новые вопросы, связанные с бизнес-задачами: как в новых условиях развивать их, используя возможности цифровых инструментов. А курс на развитие ИТ и бизнес-задач в комплексе приводит к процессам «цифровой трансформации» (DX), для которых тоже нужен консалтинг и ряд других сервисов.
Особенность момента: переходом от системной интеграции к системной агрегации, отмечает Анатолий Дедов. Сегодня компании невозможно собрать всю нужную экспертизу, поэтому все больше игроков рынка выступают в роли системных агрегаторов: берут на себя экспертизу по ключевым практикам, а по нишевые направления реализации проектов передают проверенным игрокам и субподрядчикам. Это порождает еще один заметный тренд: переход ИТ-компаний во взаимодействии с заказчиками от поддержки к развитию, а с другими игроками ИТ-рынка — от конкуренции к сотрудничеству.
«Цифровая трансформация»
В общем случае DX является уникальным процессом для бизнеса каждого корпоративного заказчика. Технологии — «облака», IoT, блокчейн, контейнеры и пр. — в данном случае важны, но выбор из них актуальных в конкретном случае для развития данной компании является опять же вопросом, для ответа на который нужны консалтинг, аудит и ряда других сервисов.
Улучшение клиентского опыта и максимизация прибыли — важные действия, которые в случае с DX должны произвести переход из количественных изменений в качественные.
«Вдохновлять каждого, кто встал на путь „цифровой трансформации“, уверенно достигать успеха, обеспечивая непрерывное устойчивое и независимое развитие бизнеса». — формулирует миссию компании Сергей Широков.
Что дальше?
У компании «Мобиус Технологии» большие планы на развитие бизнеса: региональная экспансия, обучение персонала и разворачивание собственного производства.
«С начала 2024 мы провели всесторонний анализ рынков и спроса, разработав стратегию по выходу на внешние рынки, максимально отвечающую потребностям и особенностям каждого отдельного региона», — сказал Николай Молчанов, директор по развитию бизнеса компании. Первым регионом, где будет открыто региональное представительство «Мобиуса», станет Узбекистан. По словам представителей компании, это произойдет уже в декабре. Детали дальнейшей экспансии в компании пока не раскрывают.
Будет продолжено совершенствование широкомасштабной программы по обучению/ переподготовки кадров, отдельные направления которой действуют уже сейчас, говорит Виталий Богачёв, директор департамента обучения и развития в «Мобиус Технологии». Компания получила лицензию на осуществление образовательной деятельности и активно ведет разработку обучающих курсов в синхронном и асинхронном форматах, внедрение LMS и предоставляет другие образовательные услуги, нужные корпоративным заказчикам. Акцент на развитие образовательного трека будет идти со стороны большинства системных интеграторов для решения общерыночной проблемы дефицита кадров, отмечает Анатолий Дедов. В течение года разработано более 20 курсов — причем как для корпоративных заказчиков, так для российских вендоров — к преподаванию привлечены полтора десятка экспертов, сформирована команда методистов, создан демо-стенд и т. д.
«Мобиус Технологии» превращается в вендора. В настоящее время идет подготовительная работа в партнерстве с российским производителем аппаратного обеспечения, результатом которой должно стать появление на рынке линейки отраслевых программно-аппаратных комплексов собственной разработки «Мобиуса». Их выпуск запланирован на конец наступающего 2025 года. Детали об особенностях фирменных ПАКов и о перспективах развития вендорского направления бизнеса «Мобиус Технологии» обещали сообщить ближе к моменту выхода оборудования в продажу.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News