3 декабря 2024 г.
Рынок информационных технологий сталкивается с новым глобальным вызовом — высоким кадровым голодом. Для подготовки востребованных молодых специалистов образовательным учреждениям необходим доступ к реальным бизнес-кейсам и экспертам-практикам. Регулятор пытается решить эту задачу, подтолкнув бизнес к тесному взаимодействию с учебными заведениями. Согласно новому проекту Минцифры, ИТ-компаниям с выручкой от 1 млрд рублей для получения аккредитации потребуется заняться поддержкой вузов: их материальным оснащением, проведением стажировок и участием сотрудников в образовательном процессе.
Высшее и среднеспециальное образование в России находятся в состоянии кризиса. По данным исследования образовательной компании «Нетология», уже в 2021 году расходы на онлайн-образование превысили расходы на офлайн-форматы. Поскольку государственное образование традиционно проводится преимущественно в офлайн-формате, можно сделать вывод о наличии кризиса в этой сфере.
Существующие методы и практики традиционных учебных заведений не позволяют в полной мере соответствовать требованиям современного рынка труда. В образовательном процессе, как мне кажется, отсутствует внятная диагностика квалификаций (!), не хватает актуальных практических кейсов, погружение студента в реальную рабочую (бизнес- или ИТ) среду, а также не уделяется должного внимание трудоустройству и взаимодействию с потенциальными работодателями. Мои наблюдения как практикующего преподавателя подтверждают эту гипотезу. Например, когда мы говорим про диагностику квалификаций, то опираемся на программы и профили компетенций, которые часто не соответствуют действительности. В некоторых из которых я встречал требование, что по итогам прохождения курса студент должен иметь навык «управления проектами» — для меня как преподавателя по ряду курсов, связанных с управлением проектами, это звучит весьма иллюзорно.
Многие учебные заведения осознают существующие проблемы и работают над их решением. Они рассматривают предприятия как основных заказчиков, стремятся найти точки соприкосновения и часто инициируют контакты с ними. Существует множество способов взаимодействия между работодателями и учебными заведениями:
- создание совместных лабораторий с бизнесом, укомплектованных современными решениями;
- составление программ обучения, требующих актуальных материалов и систематизированных исходных данных;
- проведение обучения специалистами-практиками;
- обеспечение практики, соответствующей профилю работодателя с более глубокой интеграцией в рабочую деятельность.
Опыт «Мобиус»
К другим способам взаимодействия относятся конкурсы и олимпиады. Например, недавно наша компания «Мобиус Технологии» приняла участие в олимпиаде «Траектория будущего», где бизнес-партнеры предлагают номинации, разрабатывают кейсы, а организаторы приглашают молодых и талантливых участников, которые соревнуются в решении задач. Это позволяет не только выявлять сильных специалистов в соответствующих областях, но и создавать среду для развития молодых специалистов.
Популярным форматом сотрудничества с вузами является создание совместных кафедр, которые объединяют различные формы перечисленных взаимодействий. Дополнительно от компании-работодателя выделяется специалист с официальным оформлением в учебную организацию.
В качестве примеров совместных кафедр в области подготовки ИТ-кадров можно выделить базовые кафедры ВТБ и «Альфа-Банка» в Финансовом университете, а также кафедры «Яндекса» в ИТМО и МФТИ. Кроме того, «Сбербанк» активно сотрудничает с множеством вузов, открывая свои бакалаврские и магистерские программы.
Опыт «Мобиус»
В этом направлении наша компания также ведет работу с вузами и ссузами. Мы открываем лабораторию «Мобиус Технологии» в Финансовом Университете. Наши сотрудники участвуют в образовательном процессе вуза, что включает время специалистов-практиков для подготовки программ и проведение обучения, а также расходы на оборудование для лаборатории и обеспечение ее работоспособности. Мы также уделяем пристальное внимание организации практики, чтобы обеспечить максимальное удобство и пользу практикантам. Последний раз приняли на практику девять студентов, из которых трое остались работать у нас. Кто-то из ребят понял, что может реализоваться внутри нашей компании, а кто-то смог лучше разобраться, что хочет от карьеры.
Совместно с колледжем информационных и креативных технологий IThub мы разрабатываем программу подготовки ИТ-консультантов.
Сегодня обучение в сфере ИТ должно быть максимально практико-ориентированным и соответствовать актуальным решениям отрасли. Практический опыт играет ключевую роль в формировании у студентов востребованных работодателями компетенций. Без опыта компетентность нельзя ни продемонстрировать, ни усовершенствовать. Чтобы успешно выполнять рабочую роль, студент должен накопить достаточный опыт, поскольку он дополняет знания. Эта задача лежит на учебных заведениях и предприятиях, которые активно интегрируются в учебный процесс.
При таком взаимодействии выигрывают все стороны: учебные заведения, поскольку их обучение быстрее адаптируется и становится ближе к реальности; работодатели, так как получают более подготовленные кадры, которые находятся в дефиците; государство, поскольку кадры способствуют развитию экономики; и, конечно, студенты, у которых есть запрос на актуальные и востребованные знания.
Значительную роль в создании совместных кафедр в России сыграл уход с рынка ведущих вендоров, таких как Oracle, Cisco, SAP, SAS, Microsoft, IBM и др. Эти компании всегда активно занимались обучением и имели обширную базу знаний в этой области. Их уход существенно изменил профессиональную ориентацию высшего образования, особенно на ИТ-специальностях, мотивировал учебные заведения быстрее искать новых партнеров, способных заменить прежних.
К сожалению, отечественные компании не были готовы к такому повороту событий. Они столкнулись со сложностями, с которыми их зарубежные партнеры боролись годами: в кратчайшие сроки им пришлось предоставить образовательную базу для вузов и ссузов, чтобы обеспечить формирование необходимых компетенций.
В ближайшем будущем эта тенденция будет только усиливаться. Работодатели и учебные заведения будут искать новые точки соприкосновения, в том числе в формате совместных кафедр.
Сотрудничество бизнеса и вузов полезная практика, при этом надо понимать, что она требует вложения существенных ресурсов, организации новых процессов в компании, а при отсутствия должного внимания может оказаться скорее вредна, чем полезна для всех участников.
Источник: Виталий Богачев, директор по обучению и развитию компании «Мобиус Технологии»