12 декабря 2024 г.
Специалисты Рексофт Консалтинг изучили российские и зарубежные кейсы цифровой трансформации (ЦТ), провели углубленные интервью с экспертами и выяснили, с чем связаны успехи и неудачи ЦТ, а также ответили на вопрос, почему одни и те же инструменты в одних случаях работают, а в других — не приносят ожидаемого результата.
Команда исследователей выделила 12 факторов и оценила их влияние на успех ЦТ. (рис.1)
Все факторы, кроме первого, не являются блокирующими. Другие препятствия на пути ЦТ, такие как, например, консервативная корпоративная культура или отсутствие механизма управления изменениями, преодолимы, хотя и требуют определенных усилий и времени для их устранения. В исследовании подробно рассматривается, как необходимо работать с каждым из вышеперечисленных факторов, чтобы он способствовал успешной ЦТ.
Анализ кейсов цифровой трансформации показал, что ее итоги можно разделить на четыре основные категории:
- Цифровизация без результата — когда ЦТ оказалась полностью неудачной и результат либо отсутствовал, либо оказался отрицательным с экономической точки зрения.
- Цифровизация без изменения операционной модели, или «цифровая нетрансформация» — в этом случае цифровые технологии применялись для автоматизации существующих бизнес-процессов, но сами процессы не изменились и продолжили функционировать в прежней парадигме.
- Ограниченная трансформация — цифровые технологии изменили подход к решению бизнес-задач, изменились как бизнес-процессы, так и организационная структура, но не были поставлены новые стратегические бизнес-задачи, что ограничивало трансформацию.
- Цифровая трансформация бизнес-модели — новые цифровые технологии позволили оптимизировать операционную модель и создать новые предложения, выйти на новые рынки и увеличить прибыль.
Проанализированные кейсы по результатам ЦТ распределились следующим образом (рис. 2).
Таким образом, у половины из исследуемых организаций ЦТ была успешной или ограниченно успешной. Остальные 50% либо не смогли провести ЦТ, либо свели ее к автоматизации бизнес-процессов без изменения операционной модели, не реализовав в полной мере потенциал новых технологических решений.
«Успех или неудача цифровой трансформации в первую очередь зависит от желания и готовности топ-менеджмента реально менять ситуацию и меняться самим. К сожалению, за громкими заявлениями о достижениях часто скрываются лишь изменения в отдельных бизнес-процессах, без пересмотра всей операционной модели. Это приводит к тому, что мы имеем цифру без реальной трансформации бизнеса», — отметил Сергей Сурков, руководитель отдела исследований Рексофт Консалтинг.
Источник: Пресс-служба компании Рексофт консалтинг