27 января 2025 г.
С российским рынком публичных «облаков» на первый взгляд все хорошо: рост пророчат в наступившем году от 25% (по данным IDC) до 30% (M1cloud). Однако, чтобы это стало реальностью, «облачным» провайдерам придется сильно постараться: динамика сегмента должна быть подкреплена ростом количества стоек в национальном сегменте коммерческих ЦОДов, но с этим пока проблемы.
Еще раз про важность стоек
Сегодня если мы говорим «серверное решение», то подразумеваем не только сам сервер, но и стойку, в которой он расположен, а также специализированную площадку, на которой размещена стойка. Современную серверную инфраструктуру не развернуть в подсобке или на чердаке, требования к стабильности и непрерывности работы сервера приводят к необходимости создания вокруг стойки сложной, высоконадежной и управляемой «обвязки». В зависимости от того, какой именно набор компонентов серверного решения сдает в аренду провайдер услуг, получаются разные подсегменты единого, по сути, сервиса.
Заказчик может арендовать у сервис-провайдера только стойко-места под размещения своего оборудования. Тогда получается сервис коллокации.
Можно арендовать стойко-места с физическим серверами. Тогда получается формат «Bare Metal», когда провайдер предоставляет «железо» с обвязкой, а также берет на себя сопровождение аппаратной части, а весь софт заказчик устанавливает и обслуживает самостоятельно, выполняя задачи от обновления программ до обеспечения инфобезопасности.
Наконец, есть возможность арендовать вычислительные мощности через софтверную «прослойку» в виде среды виртуализации. Это позволяет заказчику с большей гибкостью распоряжаться арендуемыми мощностями, а провайдеру — оптимизировать загрузку и, как следствие, коэффициент утилизации своих ресурсов. Легко видеть, что этот вариант и представляет собой «облако».
Все три варианта аренды направлены на снижение полной стоимости владения оборудованием (ТСО) для ядра ИТ-инфраструктуры корпоративного заказчика. Подчеркнем, что «внутри» этих трех вариантов в разной форме — акцентированной или завуалированной — присутствует аренда стоек. Однако со стойками не все гладко.
А что со стойками?
Общее количество стоек за прошлый год выросло с 70 400 до 82 000, показав прирост на 16%, сообщает Forbes. В этом году в натуральном выражении рост будет примерно такой же —
Темпы роста национального ИТ-рынка «по стойкам» тоже снижаются — сравним планируемые на наступивший 2025 год к вводу 10 тыс. стоек с результатом в 12 тыс. по итогам 2022. Причины понятны: создание дата-центра — проект дорогостоящий, требует инвестиций, а деньги сейчас дорогие. С инженерными и логистическими проблемами российские «айтишники», которым приходилось «на ходу» менять проекты ЦОДов с учетом санкционных ограничений, разобрались достаточно быстро, но как быть с финансированием долгосрочных проектов в условиях общей нестабильности и рекордно высокой ставки ЦБ — пока непонятно никому.
«Основным ингибитором является общая непростая экономическая ситуация в РФ», — говорит Константин Симонов, ИТ-директор «облачного» провайдера DataSpace, и с ним можно только согласиться.
Однако национальная экономика несмотря на все сложности нуждается в дополнительных вычислительных мощностях, прежде всего, серверных. С учетом высокой стоимости такого оборудования — как начальной, так и ТСО, со сложностями с приобретением и апгрейдом предсказуемо растет популярность сервисной модели потребления ИТ, в том числе и серверных мощностей.
Есть ли основания для оптимизма?
Ситуацию в российском сегменте может несколько смягчить льготное кредитование от государства. В принципе, его появление для сегмента дата-центров не исключено. Соответствующая идея была озвучена еще в мае Максутом Шадаевым, главой Минцифры РФ, как сообщал «Интерфакс». Ранее были названы проекты льготного кредитования на закупку инженерной инфраструктуры российского производства со ставками до 5%.
Идея продолжила свое развитие: в середине лета было заявлено, что на льготное кредитование строительства ЦОДов могут быть направлены из федерального бюджета 32,1 млрд руб. в период
В сегменте дата-центров намечается масштабный апгрейд: новые серверы потребляют больше энергии, а для ориентированных на ИИ-вычисления прирост оказывается драматически большим. Решение не сводится к подведению к дата-центру дополнительных мощностей, придется выполнить реинжиниринг инфраструктуры: от пересмотра систем теплоотвода, которым придется отводить больше энергии, до работы с розетками, у которых пятно контакта может оказаться слишком малым для новых условий, что приводит к перегреву и даже возгораниям. Операторам приходится инвестировать в переоборудование имеющихся дата-центров, что негативно влияет на создание новых.
Тенденция «упрощения» инфраструктуры ЦОДов, возникшая из-за сложных экономических условий, тревожит. «При строительстве дата-центров проектировщики начинают рассматривать такие, ранее запретные, приемы, как бесперебойное энергоснабжение не для всех потребителей, или отсутствие фальшполов», — отмечает Руслан Заединов, директор департамента «Облака и данные» в компании «Рексофт». Однако это можно рассматривать как своеобразный кастом. Теперь у корпоративных заказчиков есть выбор: идти в полноценные дата-центры со спектром традиционных услуг или смещать баланс экономия/риски в «нетрадиционную» сторону. Кроме того, в ряде случаев лучше разместить серверную инфраструктуру в «упрощенном» ЦОДе, чем на еще менее приспособленной площадке в собственном периметре.
Глобальные затраты на дата-центры за прошлый год выросли на 39,4% Y2Y, достигнув 329,1 млрд долл., по данным Gartner. Динамика в сегменте ЦОДов заметно выше общей для всего ИТ-сегмента, которая составляет 7,7%, и доля затрат на дата-центры выглядит внушительно на фоне общих трат на ИТ в 5,1 трлн долл. Конечно, зависимость между затратами на сегмент и ростом количества стоек будет многофакторная, но определенная корреляция все же присутствует. Можно предположить, что в таких условиях российский сегмент дата-центров вряд ли будет демонстрировать опережающие темпы развития по сравнению с глобальным, сокращая разрыв в уровне «цодизации» локального рынка, который пока не в пользу РФ.
Вместо заключения
В имеющихся экономических условиях даже сохранение прошлогодней динамики ввода стоек является прекрасным показателем. Но как быть провайдерам публичных «облаков» в такой ситуации? В российском сегменте «облаков» началась интересная динамика, направленная на развитие разнообразных нишевых предложений, часть из которых выходит за пределы классического «клауда», причем достаточно существенно.
Основных драйверов два. Во-первых, это сложности с экономикой, заставляющие заказчиков «облачных» сервисов всеми способами оптимизировать расходы, соответственно, обостряющие конкуренцию среди российских cloud-провайдеров. Во-вторых, проблемы с поставками тяжелого оборудования, делающие проблематичным расширение «облачными» провайдерами собственной инфраструктуры экстенсивными методами.
Когда не работают экстенсивные механизмы, приходится использовать интенсификацию, что сейчас и происходит. Заметим, что резерв для экстенсивного развития «облачных» сервисов на российском рынке есть. Более 50% российских компаний используют облачные решения в ИТ-ландшафте, отмечает Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News