31 января 2025 г.

Окончание, начало тут

Провайдеры «облаков» будут работать по большей части с имеющимися клиентами. Как мы уже отмечали, половина российских компаний используют «облако», теоретически есть огромный потенциал для экстенсивного развития.

«Переход на „облачные“ сервисы — решение компаний со зрелой цифровой культурой, которых на российском ИТ-рынке становится все больше», — говорит Владимир Купцов, руководитель Центра технической архитектуры и пресейла в компании Innostage. Однако если оставшиеся 50% российских компаний за все время «облачного» бума не включили «облака» в свою инфраструктуру, то вряд ли стоит ожидать, что в краткосрочной перспективе их «цифровая зрелость» вырастет настолько, что они обратятся к cloud-провайдерам.

Компании, уже работающие с «облаками», планируют активно развивать новые варианты потребления ИТ в этом формате. Например, около 30% российских компаний уже планируют применять сервисы Bare Metal, по данным M1Cloud.

Основная проблема для миграции в «облако» — зачастую низкая вариабельность сервисов в стандартном предложении cloud-провайдеров. В большинстве случаев корпоративным заказчикам предлагают «комплексные обеды», но этого недостаточно — ситуация многих корпоративных заказчиков не устраивает. Это приводит к опережающему росту популярности кастомных вариантов, в частности, формата Bare Metal.

Восходящий саб-тренд

Заказчик может купить у сервис-провайдера «железо», самостоятельно настраивая и сопровождая его, что мало отличается от коллокации. Но есть более современный вариант — Bare Metal в формате услуги (BMaaS), когда аппаратные платформы принадлежат провайдеру, который отвечает за приобретение, инсталляцию и поддержку оборудования, а клиент получает необходимые мощности, оплачивая «по потребленному».

Серверная платформа, предоставляемая без операционной системы, позволяет программному обеспечению заказчика получать прямой доступ к аппаратной части, без промежуточных слоев, например, в виде средств виртуализации или контейнеризации, обслуживающих инфраструктуру «облачного» провайдера. Это позволяет увеличить скорость работы приложений заказчика, что в ряде случаев бывает важно, например, для высоконагруженных приложений. Для ряда клиентов также важно, что такой формат позволяет получать специфические конфигурации, что актуально при сложностях с цепочками поставок оборудования и при возможном дефиците компонентов.

Формат Bare Metal является относительно новым, даже продвинутые провайдеры не все реализовали его для своих клиентов. Например, в ближайшее время сервисы Bare Metal представит M1Cloud, сообщает Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса провайдера. Соответствующий подсегмент в российских условиях будет востребован и, соответственно, продемонстрирует высокие темпы роста, увеличившись по сравнению с имеющимися объемами в четыре раза уже к 2028 году, как считают в iKS-Consulting.

Персонализация пронизывает все

Традиционные «облачные» сервисы — равно как и коллокация с Bare Metal — становятся все более гибкими. Провайдеры в ходе конкурентной борьбы предлагают решения, способные обеспечить более точную «подгонку» под запросы заказчика. По сути, рассматриваемый рынок повторяет структуру рынка одежды, где есть «масс-маркет», но при этом расширяют сегмент кастомных решений «прет-а-порте», а также растет востребованность штучных решений «от-кутюр».

Провайдеры ставят возможности кастома во главу своей технической политики наряду с развитием надежности сервисов. «Основной целью DataSpace Cloud является максимальная вариативность, адаптивность и гибкость в предоставлении отказоустойчивых и надежных решений, индивидуально подобранных под задачи клиентов», — отмечает Александр Чистяков, руководитель направления продаж облачных сервисов DataSpace.

Провайдеры все чаще выступают центрами компетенции, предлагая заказчикам услуги по оптимизации инфраструктуры как с использованием «облачных» возможностей, так и создавая гибридные решения. Кастомят как отдельные виртуальные машины, так и более крупные узлы инфраструктуры и даже сервисы, например, Backup-As-a-Service, Disaster Recovery as a Service и др.

«Облачные» провайдеры как центры компетенций

Российские корпоративные клиенты нуждаются в консалтинге и в интеграционных решениях, которые позволили бы минимизировать затраты в том числе и на «облачные» сервисы. Это предсказуемо, поэтому провайдеры — хотя их, конечно, не радует этот тренд — следуют принципу «не можешь избежать — возглавь!» Например, заказчики все чаще практикуют «многооблачные» решения, комбинируя в составе единой собственной инфраструктуры сервисы от разных провайдеров для оптимизации затрат на ИТ и повышения гибкости, роста надежности и т. д. Провайдеры противостоять этому тренду не могут, поэтому активно консультируют клиентов, предлагают им инструменты для автоматизации и оркестрации, позволяя упростить управление «мультиклаудом» и повысить эффективность затрат на ИТ.

Свежий пример: портал, созданный «Инферит Облако» для максимального упрощения процессами управления инфраструктурой. Важность для клиента как современных «облачных» сервисов, так и удобных инструментов для управления ими отметил Сергей Самоукин, коммерческий директор «Инферит Облако». Рассматриваемый портал работает с решениями на платформе OpenStack, однако на ней построены более 90% российских «облаков», отмечают в «Рексофт».

Транслируют экспертизу провайдеры и в других областях. Например, в создании и развитии решений на базе «искусственного интеллекта» и «больших данных». Провайдеры активно предлагают заказчикам новые возможности для анализа и обработки информации, отмечает Владимир Лебедев.

Быстро развивают направление получения сервисов инфобезопасности «из клауда». «Облачные» провайдеры уделяют особое внимание разработке и внедрению решений для защиты данных и предотвращения утечек информации. WAF, Anti-DDoS, NGFW и другие ИБ-сервисы заказчики все чаще приобретают из «облака» — так им проще и привычней.

ЦОДы: коммерческие и частные

У сегмента коммерческих ЦОДов есть «близнец»-конкурент — сегмент частных/ведомственных центров обработки данных. Полноценные собственные ЦОДы могут позволить себе создавать только крупные предприятия (типа «Северсталь» или «Норникель»), однако локальные площадки под размещение серверов используют и компании меньшего размера, называя их то серверными, то дата-центрами.

Пока больше стоек «на стороне заказчика» — по понятным причинам: так сложилось исторически — но доля коммерческих ЦОДов растет. В 2023 она составила уже 18,6% в общем объеме серверных стоек, сообщает Forbes со ссылкой на данные iKS-Consulting, а в 2027 году может превысить 25%. Однако данный показатель для глобального ИТ уже достиг 31% и продолжает расти. Национальный ИТ-рынок в этом вопросе демонстрирует явное отставание.

Размещение в коммерческих дата-центрах по экономическим причинам выгоднее, но не всегда возможно из соображений безопасности (многие заказчики еще предпочитают размещать собственные данные на «своей инфраструктуре) или, например, из-за отсутствия поблизости коммерческих ЦОДов — в отдаленных регионах такое тоже бывает.

Вместо заключения

В техническом плане ключевое направление российских «облаков» — кастомизация, а в маркетинговом — продвижение сервисов как напрямую, так и через партнерские сети.

«Развитие партнерской сети по комплексному управлению ИТ-инфраструктурой в облаке — одно из важнейших стратегических направлений нашего бизнеса», — говорит Сергей Самоукин.

«Облачные технологии позволяют компаниям эффективнее использовать свои ресурсы и сокращать расходы, — говорит Тимофей Титков, руководитель направления развития продуктов „облачной“ и сетевой безопасности „Лаборатории Касперского“. — Но чтобы они применялись более широко, необходимо бороться с предубеждениями, касающимися „облаков“». Предубеждения все еще существуют, но об этом поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News