12 марта 2025 г.
Искусственный интеллект (по большей части, в облачных своих реализациях) находит самые разнообразные применения у заказчиков, что представляют едва ли не все отрасли экономики. Однако способен ли он принести пользу непосредственно ИТ-каналу продаж, за исключением понятных и очевидных выгод от сопровождения и поддержки связанных с ним клиентских проектов? Бесспорно да, — в этом уверены эксперты американского издания CRN, которые в ходе недавнего профильного мероприятия Xchange March 2025 обсудили, как именно участники канала выигрывают от не демонстрирующего пока признаков ослабления ажиотажа вокруг ИИ.
Пример позитивистского сдвига восприятия коммерсантами новой технологии ещё полтора десятка лет назад наглядно продемонстрировали облачные сервисы. Хотя сперва отношение большинства потенциальных заказчиков к облакам было резко насторожённым («Как это, я буду размещать свои чувствительные данные на чьём-то чужом компьютере?!»), с этими сомнениями клиенты приходили к доверенным партнёрам в ИТ-канале — и в процессе обсуждения если даже не решались сразу перемещать часть своих вычислительных нагрузок в облако, то по крайней мере гораздо чётче формулировали для себя актуальные потребности в расширении/обновлении локальной ИТ-инфраструктуры. И уже по прошествии некоторого времени, изучив истории успеха более расторопных коллег и получая от того же партнёра информацию об успешно реализованных проектах, всё-таки принимались смотреть на возможности облачных сервисов с меньшей подозрительностью.
С деловыми приложениями искусственного интеллекта, уверяют эксперты CRN, сегодня ситуация примерно та же. Прежде всего, здесь откровенно проявляет себя известный психологический эффект гало: не просто позитивных, а восторженных откликов и прогнозов в отношении ИИ настолько много (причём накал этого ажиотажа практически не снижался за последние три года), что даже у самых закоренелых ИИ-скептиков начинают появляться сомнения в обоснованности своей отрицающей позиции. Соответственно, растёт число обращений клиентов к партнёрам — с вопросами о том, каким образом генеративные модели в принципе применимы к их конкретным бизнес-процессам; как обеспечить сохранность данных, передаваемых для обработки сторонним ИИ-системам; сколько будет стоить и как скоро окупится локальное развёртывание соответствующих средств и т. п.
В результате — даже если итогом такой обстоятельной беседы и не станет немедленное принятие решения об интеграции ИИ в рабочий контур предприятия заказчика — коммуникации между ним и партнёром так или иначе укрепятся, уровень взаимного доверия вырастет, да и возможные направления оптимизации клиентской ИТ-инфраструктуры для обеих сторон станут заведомо более очевидными. Пусть пообщавшийся с партнёром скептик-клиент останется при своём мнении по части ИИ, — зато будет гораздо лучше представлять, как и без этой новомодной технологии повысить эффективность своих вычислительных средств, используя экспертизу и навыки своего доверенного ИТ-канального партнёра. Business as usual!
Впрочем, скептицизм в отношении ИИ может иметь вполне серьёзные основания, — экономические. Как и в случае перевода ощутимой доли вычислительной нагрузки предприятия в облако, при более или менее широком внедрении ИИ в деловой оборот почти наверняка потребуется перекроить налаженные бизнес-процессы, до- или переобучить персонал, обновить протоколы безопасности, — словом, заметно перетряхнуть устоявшийся порядок работы. Что и в финансовом плане может выйти затратно, и на непрерывности устойчивого функционирования организации скорее всего скажется. Если же партнёру, уже обладающему позитивным опытом ИИ-интеграции, удастся предложить заказчику работоспособную схему внедрения модной технологии в его процессы с минимальными потрясениями и скорым экономическим эффектом, это опять-таки окажется выгодным для обеих сторон решением.
Кроме того, подчёркивают эксперты CRN, бизнес-процессы самого интегратора или поставщика решений, уже демонстрирующие явный выигрыш от использования ИИ, могут сделаться для клиентов, что называется, витринным примером. Так, компания General Informatics, партнёр второго уровня в американском ИТ-канале, ещё до начала всеобщего ИТ-бума разработала умного голосового помощника для первичной обработки звонков в своём же собственном HR-подразделении. Но это был не простой бот с механическим голосом, которому любой звонящий сразу же говорит «соедини меня с человеком», а хорошо продуманный ИИ-персонаж — с именем, личной и профессиональной историей, определёнными предпочтениями и даже особой, запоминающейся манерой речи.
Разработка General Informatics вышла настолько удачной, что не только ощутимо снизила нагрузку на отдел кадров партнёра, но и заинтересовала множество клиентов, — вследствие чего этот внутренний продукт неожиданно стал для поставщика решений одной из наиболее востребованных продажных позиций (с последующей доработкой под предпочтения и особенности каждого клиента, разумеется, — что делает его ещё более выгодным). И даже те заказчики, которым подобный чат-бот без надобности, на его примере видят успешный вариант применения локально натренированной ИИ-модели с чётко измеримой экономической эффективностью.
По оценкам экспертов CRN, именно в ближайшие полгода-год плотина чисто эмоционального, не подкреплённого объективными доводами скептицизма в отношении широкого применения ИИ в бизнесе окажется прорвана (по крайней мере, в США), — и участникам ИТ-канала необходимо к этому моменту хорошенько подготовиться, чтобы не терять доверия своих давних клиентов из-за физической невозможности обработать весь вал запросов, который грозит их тогда захлестнуть. У российского рынка в этом отношении с очевидностью есть ещё в запасе время, — но и отечественным партнёрам имеет смысл использовать ИИ как дополнительное средство для выявления и своевременного разрешения забот и болей своих клиентов. А вот прямого или косвенного — это уже по обстановке.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News