18 марта 2025 г.

Рис. 1. Источник: Gartner

Как показало исследование Gartner, первый выход поставщиков ПО в другой регион в 30% случаев остается убыточным спустя два года после старта.

Опрос 302 поставщиков программного обеспечения и SaaS в Северной Америке, EMEA и Азиатско-Тихоокеанском регионе в июне-июле прошлого года выявил ряд мер, позволяющих смягчить препятствия, возникающие при первом выходе на новые рынки.

«Первое расширение географии поставок ИТ-стартапа — самое рискованное уже по определению, — пишет в пресс-релизе Игорь Маршал (Igor Marchal), вице-президент-аналитик Gartner. — Новые поставщики, располагая ограниченными ресурсами, склонны воспроизводить апробированные маркетинговые кампании, контент, месседж и тактику продаж своего домашнего рынка, поскольку это привычно, экономично и просто потому, что не видят веских причин их менять.

Однако выход в другой регион требует столько же предварительного изучения и внутренней процедуры due diligence, как и запуск нового бизнеса, — продолжает Маршал. — Руководители успешных ИТ-компаний активно вовлечены в первое расширение географии своего бизнеса, выбирая выгодный момент, осуществив надлежащую локализацию продукта и имея готовые процессы и план выхода на рынок, соответствующие предпочтениям местных покупателей. Часто такие поставщики задействуют местных партнеров, чтобы компенсировать еще не наработанную репутацию и слабую осведомленность местного рынка».

Рис. 1. Почти 1/3 первых выходов на новый рынок не приносят прибыли спустя два года после старта.

(Итог: диаграмма):

  • Прекратили операционную деятельность — 11%
  • Потребовались меры по выходу на прибыльность — 9%
  • Значительно сократили свои операции — 10%

CEO ИТ-стартапов1 могут повысить вероятность успеха своего первого выхода в другой регион, предприняв следующие меры.

Табл. 1. 7 мер, которые помогут руководителям ИТ-стартапов добиться успеха при первом выходе в другой регион

Что отличает успешные ИТ-стартапы1 от отстающих Конкретика в цифрах
Выбирают верный момент для расширения при достаточной финансовой поддержке. В 1,6 раза чаще предпринимают свой первый выход в другой регион после второго (Series B) раунда финансирования.
Оценивая возможности расширения географии, ставят на первое место намерения покупателей, а не анализ рыночных данных. В 1,3 раза чаще проводят опрос потенциальных клиентов для качественной оценки.

В 1,8 раза реже оценивают возможность дохода исходя из количественного анализа рынка.
Опираются на местных партнеров, чтобы компенсировать недостаток репутации и слабую осведомленность местного рынка. В 1,5 раза чаще предпринимают расширение на международном уровне после запросов от заинтересованных местных партнеров.
Расширяют возможности и инструменты кадровой работы для эффективного управления международными командами. В 2,3 раза чаще расширяют свой HR-отдел для управления компенсациями, начислением зарплаты и соответствия трудовому законодательству в разных странах.
Приспосабливают операционные системы к предпочтениям платежей и регуляторным требованиям местного рынка. В 1,5 раза чаще предлагают новые способы оплаты в местной валюте.

В 1,4 раза чаще осуществляют апгрейд ИТ-инфраструктуры: серверов, сети или локализацию данных.
Адаптируют стратегии продаж, маркетинга и рабочие процессы, чтобы повысить привлечение клиентов. В 1,3 раза чаще изменяют сложившиеся процессы продаж, маркетинговые кампании и материалы презентаций для соответствия местным культурным нормам, покупательскому поведению и предпочтениям.
Оставляют послепродажную поддержку у себя, но локализуют ее процессы. В 1,8 раза чаще сохраняют клиентское обслуживание/поддержку нового рынка из головного офиса.

В 1,3 раза чаще адаптируют процессы клиентского обслуживания/поддержки в соответствии с местными ожиданиями.

Руководители ИТ-стартапов должны:

  • Следовать этим передовым практикам, чтобы преодолеть потенциальные препятствия и быстро завоевать признание на своем первом международном рынке.
  • Выработать всеобъемлющий план проектных мероприятий, проводя оценку, подготовку и осуществляя выход на рынок, чтобы минимизировать риск и избежать упущений.

1. Компании с годовым доходом от 5 млн до 50 млн долл.

2. В рамках этого исследования Gartner предложил 143 компаниям с годовым доходом до 50 млн долл. оценить себя по 7-балльной шкале на соответствие следующему утверждению: «Мы выполним или превысим свой изначальный план по доходу за 2024 финансовый год». Те, кто оценил себя на 6 или 7 баллов, рассматривались как успешные, а те, кто оценил себя в диапазоне от 1 до 5 баллов, — как отстающие.

Источник: Пресс-служба компании Gartner