18 марта 2025 г.
Во время вебинара, посвященного особенностям ИТ-рынка Узбекистана, «цифровой атташе» Торгового представительства Российской Федерации в Республике Узбекистан Владислав Лузгин дал некоторые советы участникам: «Если вы хотите выйти на ИТ-рынок Узбекистана, то красочных буклетов и видеопрезентаций мало. С потенциальным потребителем вашей продукции надо встречаться лично. И не один раз. Поэтому огромное преимущество имеют компании, располагающие в стране собственным офисом или имеющие в ней партнера, способного осуществить установку и техническую поддержку продукта. Также очень важно иметь местные сертификации. Кроме того, очень высоко ценятся рекомендации местных заказчиков, имеющих опыт работы с вашим продуктом. Одним словом, особенностью Узбекистана, как и других стран Центральной Азии является то, что заказчики обращают внимание не только на функциональность высокотехнологичных продуктов, но и на репутацию компании, которая готова этот продукт установить и поддерживать. Если же тот, кто отвечает за внедрение и техническую поддержку продукта, находится за рубежом, то такой продукт на рынке Узбекистана, скорее всего, не приживётся».
Он также рассказал, что в настоящее время самым большим сегментом ИТ-рынка Узбекистана является рынок ИТ-услуг (1335 млн долл. по итогам 2024 г.). Далее следуют рынок ПО (464 млн долл.) и рынок ЦОД (239 млн долл). Предполагается (рис. 1), что к 2027 году рынок ИТ-услуг Узбекистана вырастет до 2836 млн долл. (среднегодовой рост −16%); рынок ПО до 925 млн долл. (среднегодовой рост — 15%); а рынок ЦОД до 335 млн долл. (среднегодовой рост -— 9%). По некоторым оценкам, предприятия и организации Узбекистана ежегодно приобретают российское ПО на сумму, лежащую в диапазоне от 100 до 120 млн долл.
Владислав Лузгин перечислил такие основные форматы выхода ИТ-компаний на рынок Узбекистана (рис. 2):
- работа с дистрибьюторами;
- работа с системными интеграторами;
- открытие представительства с полноценной командой;
- создание совместного предприятия;
- создание компании в качестве резидента IT-Парка, Кибер Парка или Свободной экономической зоны.
Общую карту цифровых потребностей Узбекистана он обрисовал так:
- «умный» и «безопасный» город;
- государственная и корпоративная безопасность;
- финтех;
- государственное управление;
- энергетика;
- сельское хозяйство;
- здравоохранение;
- промышленность.
C мнением г-на Лузгина о необходимости учитывать менталитет заказчиков согласен генеральный директор компании «Аскон-Интеграционные решения» Анатолий Гуревич. Но он обращает внимание на то, что очень важен и опыт работы с российскими предприятиями и организациями: «Стратегия и основные приемы работы АСКОН на рынке Узбекистана в целом аналогичны тем, что мы реализуем в России... Да, как совершенно справедливо отметил Владислав Лузгин, особенностью азиатских рынков является то, что заказчик выбирает не программные продукты и ИТ-услуги, а партнёра, которому доверяет. Доверять проще, если партнер находится рядом с тобой, имеет хорошую репутацию, подтвержденную работой с другими предприятиями. Но доверия к поставщику или интегратору все же недостаточно для успеха. Важно предоставить современные технологии, заложенные в программное обеспечение и методики его использования. В процессе реализации ИТ-проектов в России мы накопили значительный опыт, базирующийся на требованиях заказчиков из самых высокотехнологичных отраслей промышленности. Таким образом мы по сути осуществляем трансфер самых современных технологий в области ИТ из России в Узбекистан».
Ответ на вопрос, какие технологии, заложенные в ПО и методики его создания и использования, являются современными, а какие морально устаревшими, волнует многих (см. например, здесь). Однако однозначного ответа на этот вопрос нет. К примеру, весьма распространено мнение, что если продукт не использует микросервисную архитектуру то на зарубежных рынках он неконкурентоспособен. Но так ли это? Вот что рассказал нам основатель и генеральный директор группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин: «Безусловно, не всем компаниям такая архитектура доступна, но и не всем она нужна. Микросервисная архитектура предполагает, что мы строим достаточно сложные системы, состоящие из большого количество мелких компонентов. Конечно же, компаний, которые владеют этой техникой, в России много. Я, к примеру, впервые применил её в 2001 г. при разработке инфраструктуры портала одной из топовых ИТ-компаний России. А сейчас практически все, кто разрабатывают сложные портальные решения, делают их с помощью микросервисной архитектуры. Хороший пример применения таких технологий — Госуслуги.
Ещё раз повторю: не везде нужна микросервисная архитектура. Только определенные проекты, достаточно крупные, сложные и высоконагруженные или имеющие определенные требования по надежности окупают вложения в микросервисы. Микросервисы — это довольно дорого. И в большом количестве случаев они не применимы. Микросервисы практически не применимы, когда мы говорим об исключительно десктопных программных системах или только мобильных приложениях. Говорить же о том, что компании, которые не умеют работать с микросервисами, неконкурентоспособны, неправильно. Это все равно что сравнивать два разных рынка — например, спорткары и грузовики. В программном обеспечении так же, где-то микросервисы нужны, и они решают важную задачу, а где-то являются только неоправданной тратой денег».
Не все системы в мире применяют микросервисную архитектуру, так что это достаточно сложный вопрос, который требует системного подхода и хорошего анализа задачи. Поэтому не считаю, что микросервисы могут стать проблемной для российских компаний по выходу на любой из зарубежных рынков".
Напомним: ранее (по итогам вебинаров Минпромторга) мы рассказывали о перспективных нишах для российских компаний, желающих выйти на ИТ-рынки Китая, Кубы, ОАЭ, Уругвая, Парагвая, Индонезии, Индии, Алжира, Киргизии, Армении и Сербии.
Источник: IT Channel News