13 октября 2014 г.
Аналитическое агентство CB Insights изучило историю сотен стартапов и выявило 100 главных причин, по которым проваливается большинство из них. Правда, эксперты отмечают, что в каждом конкретном случае к краху компании приводит сразу несколько факторов.
А вообще, около 35% технологических стартапов закрываются в первые 12 месяцев после получения первого раунда финансирования. 55% закрывшихся компаний при этом получают инвестиции до одного миллиона долларов. Чаще всего проваливаются компании, которые занимаются строительством новых социальных сетей и площадок для коммерческой торговли — т.е. стартапы, которые ставят своей целью превзойти Facebook и Amazon. Тройку лидеров по числу закрытий замыкают рекламные и маркетинговые сервисы.
Главная причина закрытия большинства стартапов — отсутствие спроса на их продукты. Это становится причиной банкротства технологических компаний в 42% случаев. 29% компаний закрываются в результате отсутствия финансирования — это когда стартаперы не могут найти инвестиции на свой проект. В 23% случаев компания гибнет по причине некомпетентного персонала. Не выдерживает конкуренции и закрывается 19% стартапов.
Остальные популярные причины гибели стартапов выглядят так: проблемы с ценообразованием (18%), откровенно слабый продукт (17%), недостатки бизнес-модели (17%), слабый маркетинг (14%), игнорирование клиентов (14%), несвоевременность выхода продукта (13%), потеря фокуса (13%), конфликт между командой и инвесторами (13%), неудачная смена стратегии (10%), недостаток энтузиазма (9%), плохое местоположение (9%), юридические проблемы (8%), игнорирование советов (8%), выгорание (8%), неудача при попытке перестроить бизнес-модель (7%).
Недавно этим же вопросом озадачился и венчурный фонд Y Combinator. По мнению экспертов фонда, 8 из десяти стартаперов сталкиваются с одними и теми же проблемами: у них нет нормальных наставников, хромающая бизнес-модель, слабая управленческая команда, слишком высокая скорость расходования посевных инвестиций или слишком маленький рынок, на который они выходят.
Типичная история провала, по мнению Y Combinator, выглядит примерно так: один стартапер запускает дело в одиночку и в неподходящем для этого месте — например, в регионе, где ему очень сложно встретиться с инвесторами. Когда он обдумывает идею, то стремясь во что бы то ни стало обойтись без конкурентов, выбирает слишком узкую нишу для того, чтобы на ней можно было реально заработать. Еще хуже — когда стартапер делает банальный клон другого успешного программиста. Затем такой горе-предприниматель в целях экономии набирает плохих программистов. Работают они слишком медленно, выводят продукт на рынок слишком поздно. В результате сервис или приложение нравится только своим создателям — и никому больше.
Бывают и другие проблемы: например, стартаперы, получив свои первые деньги, нанимают слишком много людей (зачастую — своих друзей) и тем самым слишком быстро «сжигают» наличный капитал. Заканчивается все тем, что когда деньги заканчиваются, стартапер или находит неподходящего инвестора, который совсем ничего не понимает в продукте, но вмешивается в разработку, или не находит никакого инвестора вовсе.
Бывает все и намного проще: 20% стартапов, говорят в фонде, погибают по причине того, что их основатель «выгорает» и уходит из компании.
В компании Allmand Law, впрочем, говорят, что 90% технологических стартапов терпят крах. Происходит это почти всегда по вине их основателей, пребывающих в непрерывном стрессе и своих мечтах, а не в реальности.
Поэтому прежде чем уйти с работы и основать стартап, стоит крепко задуматься о своих перспективах. В Y Combinator, впрочем, говорят, что ни один стартап не может стать успешным, если его основатель не ушел из офиса и не погрузился в создание нового продукта целиком.
Источник: Константин Шиян, независимый журналист