Ассоциация АП КИТ подготовила доклад «О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России»1. В нем рассматривается ситуация в мировой и российской ИТ-индустрии, анализируются проблемы, угрозы и возможности развития отрасли в России, даются рекомендации по направлениям государственной политики и развитию частно-государственного партнерства.
1. Ситуация в мировой ИТ-индустрии
Кризис замедлил развитие мировой отрасли информационных технологий. Однако крупнейшие компании сходятся в прогнозах, что в последующие годы мировая ИТ-отрасль не только отыграет падение, но будет развиваться более высокими темпами, превышающими рост мирового ВВП. Ожидается, что мировые затраты на ИТ уже в 2010 г. достигнут 1,4 трлн. долл.2
В числе перспективных ИТ — cloud computing, суперкомпьютеры, «зеленые» ИТ, электронная медицина, электронная коммерция, космическая связь, системы навигации, технологии распознавания изображений, технологии дистанционного обучения и др.
Понимание стратегической важности ИТ-сектора ведущими странами мира проявилось в принятии специальных мер антикризисной государственной поддержки производства и потребления ИТ. Особое внимание уделяется наращиванию интеллектуального капитала и созданию комфортных условий для ИТ-профессионалов и бизнеса.
2. Состояние и потенциал развития ИТ-индустрии в России в 2010–2013 гг.
Мировой объем индустрии в кризисном 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился на 5%. Относительное снижение объема российского ИТ-рынка на 37% (до 15,6 млрд. долл., или 495,6 млрд. руб.) в 2009 г. оказалось куда серьезнее, чем мировой спад компьютерной индустрии, а также экономики России в целом.
Прогнозные сценарии ситуации в российской ИТ-индустрии варьируются в достаточно широком диапазоне. Объем рынка в 2013 г., по оценкам МЭР, составит от 13 до 27 млрд. долл., от уровня стагнации до удвоения объема в сравнении с 2009 г. Что касается мирового рынка, то эксперты прогнозируют его рост примерно на 45%.
Значительный разброс официальных и экспертных среднесрочных прогнозных оценок указывает на исключительную значимость текущего момента для дальнейшего развития отрасли. В России наступил момент, когда крайне необходимо принятие решений по смене самой парадигмы развития высокотехнологичной ИТ-индустрии в целом.
Россия пока мало заметна на мировом ИТ-рынке. Объем российской ИТ-индустрии в общем мировом объеме составляет менее 1%. Россия утрачивает былые ощутимые преимущества в системе подготовки инженерно-технических кадров и специалистов в информационно-технологической сфере. Практически не осталось тех сегментов высокотехнологичного производства, на базе которых можно развернуть производство современной ИТ-продукции. Масштаб потерь научного потенциала и многих производств по стратегически важным направлениям катастрофичен, хотя Россия продолжает занимать ведущие позиции по ряду направлений вычислительной математики и алгоритмики.
Особенностью российской ИТ-индустрии является неравномерное географическое распределение участников рынка. Большая их часть сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.
Положение усугубляется масштабами коррупции, неуважением к институту частной собственности и авторского права, административным вмешательством в развитие бизнеса в стране, крайне низким уровнем правоприменения в ИТ-сфере, неразвитостью инновационной инфраструктуры, неблагоприятными налоговым и таможенным режимами.
Отсутствует последовательная государственная политика поддержки стратегических — «прорывных» — направлений ИТ. Остро ощущается дефицит компетентных государственных управляющих. Недостаточна поддержка профильных ассоциаций и объединений, не развита законодательная база легального лоббизма, отсутствуют механизмы обязательного согласования решений чиновников с представителями профильных деловых объединений. Все это препятствует конструктивному диалогу государства и бизнеса, участию деловых объединений в формировании и реализации промышленной политики.
Тем не менее было бы неверно отнести Россию в разряд ИТ-бездарных стран. Во-первых, Россия достаточно успешно и быстро импортирует ряд важных ИТ, зачастую даже опережая США и страны Западной Европы. Во-вторых, в РФ успешно функционируют многие ведущие мировые компании, как, например, IBM, Microsoft, НР, Intel и другие. В-третьих, имеются вполне конкурентоспособные в глобальном измерении ИТ-кадры и, наконец, достаточно велики потребности внутреннего российского рынка в освоении передовых информационных технологий.
Отрасль ИТ в России обладает достаточными возможностями для того, чтобы стать локомотивом в процессе модернизации страны и формирования информационного общества. Именно ИТ-индустрия может сыграть роль ключевого фактора в преодолении низкой производительности труда, которая, по экспертным оценкам, в 4 раза ниже, чем в США, и в 3 раза — чем в Западной Европе. Более того, с учетом территории и рассредоточения населения страны именно ИТ-решения способны решить стратегически важную задачу увязки всех систем управления государством и экономикой. Слабое проникновение широкополосного доступа и информационных технологий в государственный сектор, коммерческие и социальные организации, домохозяйства, низкий уровень накопления нематериального капитала, с одной стороны, выступают препятствием в развитии ИТ, с другой — формируют хорошую перспективу для инвестиций государства в эти сферы, без чего немыслимо его развитие в будущем.
До сих пор сохраняются иллюзии относительно того, что Россия способна и должна, как и СССР, развивать весь спектр ИТ. В условиях глобализации экономики целесообразнее и выгоднее стратегии, сфокусированные на производстве продукции с относительно большей добавленной стоимостью, и выращивание компаний со сравнительно высокой капитализацией благодаря преимуществам в интеллекте. Это требует принятия государством и ИТ-сообществом ряда стратегических решений.
Эти необходимые шаги вполне согласуются с позитивным международным опытом развития ИТ-индустрии. Этот опыт показывает важность:
- поддержки политической и бизнес-элитами идеи о необходимости технологического развития страны на основе не только импорта, но и собственных разработок;
- ликвидации бюрократических барьеров для инвестиций в ИТ-индустрию;
- усиления кооперации в области разработки и применения ИТ-решений между ведущими университетами, частными компаниями и государственными организациями;
- внедрения технологий широкополосного доступа на всей территории России;
- качественного улучшения математического и естественнонаучного образования, фундаментальных и прикладных исследований в этих областях, придания им статуса общенационального приоритета;
- развития международной кооперации в разработке и использовании новейших ИТ, привлечения иностранного капитала, создания компаний, интегрированных в международный бизнес;
- более широкого использования мировых информационных и инвестиционных стандартов и участия российских производителей в разработке подобных стандартов;
- повышения эффективности работы государственных организаций по реализации приоритетных правительственных программ в ИТ-сфере;
- совершенствования законодательства и правоприменения в целях защиты институтов частной собственности и охраны авторских прав;
- создания максимально выгодных экономических условий для российских ИТ-компаний, особенно для стартующих бизнес-проектов, искоренения существующей политики дискриминационного таможенного и налогового регулирования.
Главное, что объединяет страны-лидеры на этом пути, — освоение экономики «знаний», в которой потенциал ее граждан на всей территории страны становится главным ресурсом развития страны и роста конкурентоспособности экономики.
3. ИТ в решении задач модернизации страны
В условиях кризиса возросла неопределенность в отношении ключевых параметров ИТ-рынка и государственной политики в сфере высоких технологий в целом. Поэтому представляется важным в диалоге ИТ-бизнеса и государства прежде всего сформулировать единую позицию по стратегическим направлениям развития ИТ-индустрии России, определить прогнозные значения параметров развития ИТ-отрасли в перспективе до 2015 г., очертить подходы и набор главных инструментов достижения согласованных целей.
Ассоциация АП КИТ исходит из того, что России предстоит решить ряд сложных задач модернизации во всех областях и что именно ИТ-решения станут не только основным технологическим, но и институциональным инструментом модернизации.
Необходимо сосредоточить усилия на создании благоприятных условий для организации производства на основе ведущих мировых технологий, перейти к постиндустриальной парадигме взаимодействия государства и общества.
Настало время выходить за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления, время использовать новейшие информационные технологии, формируя комплексы институтов электронного правительства, парламента, правосудия и т. д.
Предпосылкой «электронного государства» является наличие «электронного гражданина», компетентного пользователя макро- и микроинфраструктурами, в том числе и государственными услугами. Без «электронного государства» и «электронных граждан» на всей территории страны у России мало шансов преуспеть в глобальной конкуренции ведущих держав, но велик шанс безнадежно от них отстать в развитии государственного управления. Малоперспективна и форсированная «электронизация» государственного менеджмента без его предварительной реорганизации.
Необходимы внятные шаги по выводу проекта «электронного правительства» из состояния стагнации:
– введение законодательно установленной процедуры превращения электронного документа в реальный инструмент, имеющий юридическую силу;
– утверждение критериев оценки профессиональной пригодности чиновников в области использования ИТ-систем;
– концентрация ресурсов на ключевых «прорывных» направлениях программы.
В любом случае требуется серьезное и открытое переосмысление ситуации в сфере «электронизации» государства и общества в целом.
- Важнейшим инструментом государственной ИТ-политики должно быть приоритетное совершенствование системы госзаказа, так как значительную долю оборота российского ИТ-рынка на данном этапе обеспечивает госсектор.
В рамках госзаказа средства тратятся на информационную поддержку начисления пенсий, коммунальных, налоговых и таможенных платежей, документооборота и контроля поручений в госструктурах, на поддержание работоспособности ИТ-оборудования и его эксплуатации, на общественно значимые системы и т. д.
Хорошо известны искажения в современной системе госзакупок. В частности, формальное проведение конкурсных процедур, отсутствие равного доступа участников рынка к информации о закупках услуг и товаров, длительность сроков оплаты и оформления заказов; недоработки в законодательных процедурах проведения конкурсов и тендеров на госзаказы; недостаток высококвалифицированных ИТ-специалистов; широкая распространенность практики рейдерства в области проведения гостендеров; неориентированность на поставку высокотехнологичной продукции или оказание услуг, требующих учета квалификации исполнителя; нерешенность многих проблем, связанных с функционированием системы электронных аукционов, и другое. Меры по устранению этих барьеров должны составлять важнейшее направление госполитики.
- Необходимо скорейшее устранение монополии государственных предприятий (ФГУПов) при получении госзаказов на автоматизацию и разработку. Сами по себе госпредприятия в условиях гарантированных заказов не могут производить конкурентную инновационную ИТ-продукцию. ФГУПы необходимо приватизировать и создать реальные условия для конкуренции при выполнении госзаказов.
- Необходимо сбалансировать налоговый и таможенный режим для ИТ-компаний, в особенности радикально сократить экспортные барьеры для разработчиков программного обеспечения и импортные барьеры для ввоза электронных компонентов и устройств, не производимых в России. Например, затраты на персонал у разработчиков программных продуктов достигают 80% в структуре себестоимости услуг или продукции. Зачастую почти четверть стоимости проектов уходит на оплату налогов. Это колоссальная нагрузка для ИТ-компаний, серьезно дискриминирующая их в сравнении с иными участниками экономической жизни страны. Это стало причиной, почему российские ИТ-компании всё больше выводят производство за рубеж.
Для стимулирования количественного и качественного роста российского ИТ-сектора представляется насущным:
– уменьшить выплаты по страховым взносам (с учетом того, что резкое повышение социальных налогов временно отложено);
– снизить размер НДС на экспорт ИТ-услуг и продажи на внутреннем рынке — вплоть до нулевой ставки;
– ввести режим «налоговых каникул» для начинающих ИТ-компаний;
– упростить систему бухгалтерского учета и отчетности, трудоемкость которых в значительной степени превышает ведение учета в других странах.
Эти меры — необходимая поддержка инновационно ориентированного бизнеса со стороны государства, которое должно быть заинтересовано в его развитии на отечественной почве.
Следует особо отметить проблему российского таможенного регулирования, которое является неоправданно заградительным по своей сути и практике как для экспорта высокотехнологичных товаров, так и для их импорта. Современные информационные технологии, призванные ускорить таможенные формальности, применяются крайне неэффективно.
Заслуживают одобрения намерения по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции в рамках формирования Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, которые предусматривают:
– законодательное закрепление исчерпывающего перечня документов, необходимых для таможенного оформления высокотехнологичной продукции, к которой не применяются вывозные таможенные пошлины;
– сокращение до 4-х часов срока выпуска не облагаемых вывозными таможенными пошлинами высокотехнологичных товаров, помещаемых под процедуру экспорта и временного вывоза;
– однократность предоставления таможенным органам учредительных и иных подтверждающих правоспособность лица документов при первом обращении в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации;
– существенное упрощение процедур сертификации импортного оборудования, в т. ч. криптографического, а также оборудования, содержащего элементы криптографии, и др.
Однако география мировой ИТ-кооперации, в которой равноправно хотела бы участвовать и Россия, много шире границ указанных государств. С учетом этого обстоятельства упомянутых мер совершенствования государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции явно недостаточно.
- Еще одной сферой государственного внимания должно быть развитие инновационных зон.
История становления разнообразных институтов такого рода в России весьма противоречива. Серьезную критику в профессиональном сообществе вызывает непрозрачность аргументации придания отдельным проектам статуса «национального». Перспективным представляется подход к поддержке инновационных компаний в существующих городах — без необходимости их географической передислокации.
Залог успеха развития инновационных зон видится:
– в наличии четких и прозрачных мер поддержки бизнеса;
– в неукоснительном их исполнении;
– в стабильности установленных «правил игры».
Что касается инновационного проекта «Сколково», ИТ-сообщество поддерживает принцип экстерриториальности как необходимого фактора ускорения процессов модернизации всей страны.
- Представляется актуальной задача технического регулирования.
Для создания всеобъемлющей системы ИТ-стандартов мировым сообществом разработана международная система стандартизации, в которую входит большое число специализированных высокопрофессиональных организаций, включая ISO, IEC, CEN, CENELEC, ETSI, ISOC, IETF, IEEE, OMG и многих других. Масштабность, логичность, современность, научная обоснованность разработок в области стандартизации ИТ способствовали тому, что система стандартов стала главной научно-методической основой ИТ-области, фундаментом роста мировой информационной индустрии. Особое значение приобретает переход к стандартам менеджмента качества третьего поколения. ИТ-сообщество считает необходимым для России глубже проникать и активнее участвовать в международных процессах формирования стандартов, принимать меры к их внедрению в отечественную бизнес-практику.
- Еще одна область государственного внимания — венчурные инвестиции в ИТ-отрасль России.
Это серьезный фактор ее активного развития. Однако чтобы он работал в полную силу, необходимо не только смягчить ограничения, действующие в отношении российских государственных фондов для облегчения возможности совместного инвестирования с зарубежными партнерами, но и существенно упростить систему контроля за использованием частных и государственных инвестиций. Нужно сформировать комплекс поддержки инновационных проектов и разработок в сфере ИТ от момента вложения средств до выпуска конечного продукта, создать благоприятные налоговые условия и гарантировать неприкосновенность частной собственности, ввести защиту акционерного капитала, значительно доработав российское законодательство в этой области. И наконец, оказывать помощь в создании площадок для встреч инновационных компаний и заинтересованных инвесторов, в том числе иностранных, проводить их под патронатом государства.
- Только активным участием государства можно повысить инвестиционную и социальную привлекательность ИТ-индустрии.
ИТ-индустрия, несмотря на кризис, остается одной из успешных отраслей российской экономики. Тем не менее уровень привлечения инвестиционного капитала остается невысоким. И это при том, что в ИТ-отрасли высока концентрация талантливых специалистов, относительно невысок объем входных издержек (по сравнению с био- и нанотехнологиями, альтернативной энергетикой), высока возможность быстрого достижения прибыльности при удачной бизнес-модели, велик спрос на растущие ИТ-компании со стороны фондов прямых инвестиций. ИТ-отрасль способна постоянно развиваться и привлекать значительные финансовые средства.
Лицо российских ИТ-компаний — молодые, активные, талантливые специалисты. Отличительные черты таких команд — творческая среда, грамотный менеджмент и один из самых высоких уровней трудового вознаграждения в экономике.
Важным шагом на пути увеличения социальной ответственности компаний является их стремление соответствовать проекту международного стандарта корпоративной социальной ответственности ISO 26000. Стандарт универсален и может применяться малыми, средними и крупными предприятиями в частном, государственном и общественном секторах.
- Необходимо развивать практику аутсорсинга — от создания ИТ-инфраструктуры до сервисной модели.
Эффективность работы организаций и государственных структур сегодня во многом определяется степенью использования практики аутсорсинга, в том числе и в области ИТ. Создание соответствующей ИТ-инфраструктуры и ее последующее сопровождение является непрофильной специфической деятельностью для государственных и коммерческих структур, не работающих в сфере ИТ.
Общемировая практика направлена на выделение ИТ-услуг в отдельную отрасль со своими предприятиями, стандартами и правилами работы, подобно рынку услуг телекоммуникаций и энергетики. Специально разработанный мировой стандарт ISO 20000 дает детальные рекомендации по организации отношений между поставщиком и потребителем ИТ-услуг, основных процессов проектирования, производства и предоставления ИТ-услуг. Рынок этих услуг постоянно растет. Капитальные затраты на создание и развитие собственной инфраструктуры частично или полностью уступают место операционным расходам на потребляемые услуги в области ИТ, освобождая компании от непрофильной деятельности и специалистов, повышая эффективность затрат.
Благодаря развитию широкополосного доступа в Интернет и с учетом большого количества быстро меняющихся необходимых для бизнеса информационных систем, требующих дорогостоящего сопровождения и значительных средств на приобретение, все большее количество компаний переходит к так называемой SAAS-модели (Software as a service), позволяющей клиентам получать доступ к различному ПО как к услуге. Возможность удаленного использования, доступ к приложению нескольких клиентов, транзакционный или абонентный способ оплаты делают сегодня такой подход крайне востребованным в мире.
В развитых странах процесс формирования аутсорсинговых ИТ-предприятий идет уже многие годы. Крупные организации применяют аутсорсинг как корпоративный стандарт, начав с выделения своих ИТ-подразделений во внешние компании или продажи их специализированным ИТ-компаниям. В последнее время эти процессы стартовали в России, но по структуре ИТ-рынка Россия сегодня еще отстает от общемирового уровня, где объем сервисных контрактов уже заметно опережает затраты клиентов на приобретение и создание собственных инфраструктур.
Движение в сторону сервисной модели реализации ИТ-проектов позволит России существенно повысить эффективность затрат на ИТ — как государству, так и бизнесу за счет снижения разовых капитальных расходов. Появится возможность решить гораздо больший перечень бизнес-задач, создать более зрелый ИТ-рынок, соответствующий мировому уровню, сделать российские ИТ-компании конкурентоспособнее.
Способствовать развитию аутсорсинга могло бы формирование бюджетов государственных организаций в части ИТ-затрат в большей степени по статьям, направленным не на капитальные затраты, а на приобретение услуг, как в случае с услугами связи.
- Безусловная сфера государственного патроната — это кадровое обеспечение модернизации экономики страны.
Успех модернизации сегодня находится в прямой зависимости от обеспеченности квалифицированными кадрами. Наиболее востребованы кадровые ресурсы по приоритетным направлениям, в том числе ИТ-специалисты. Согласно результатам исследования АП КИТ, при развитии страны по модернизационному сценарию требуемое число ИТ-специалистов практически в три раза превысит современные параметры выпуска учреждениями высшего и специального образования по соответствующим направлениям подготовки. Недостаточное количество ИТ-специалистов в ИТ-индустрии и других отраслях экономики при реализации модернизационного сценария может стать тормозом формирования информационного общества и становления инновационной экономики России.
Для создания национальной интегрированной системы ИТ-образования, направленной на массовую подготовку конкурентоспособных специалистов международного уровня, требуется объединение усилий науки, образования, индустрии и государства.
Конкретными шагами в этом направлении могут стать:
– разработка и использование современных профессиональных и образовательных стандартов ИТ-сферы;
– увеличение числа бюджетных мест в вузах и ссузах по ИТ-специальностям;
– повышение квалификации преподавателей ИТ-дисциплин;
– финансирование разработки современных учебно-методических комплексов по ИТ-дисциплинам;
– повышение качества обучения за счет адаптации образовательных программ ведущих индустриальных компаний и привлечения к преподаванию ИТ-дисциплин высококвалифицированных представителей ИТ-отрасли;
– организация сети и системы переподготовки и повышения квалификации граждан в области информационных технологий и подготовки ИТ-специалистов, в том числе за счет высвобождающихся кадровых ресурсов по другим направлениям;
– построение устойчивых интегративных связей с ведущими мировыми университетскими и исследовательскими центрами и ИТ-корпорациями для обеспечения соответствия уровня подготовки российских специалистов требованиям и темпам развития глобального рынка информационных технологий;
– усиление работы по профориентации среди российской молодежи.
4. Облачные вычисления (cloud computing)
Облачные вычисления позволяют не только стимулировать развитие технологий, но также являются способом использования инновационных технологий развитых стран. Привлечение компаний — владельцев собственных облачных вычислительных платформ в Россию будет стимулировать появление российских облачных платформ и позволит привлечь инвестиции крупных компаний в развитие экосистемы разработки программного обеспечения для облачных вычислений.
Облачные вычисления — это не только технологическая инновация в ИТ, но и способ создания новых бизнес-моделей, когда у небольших производителей ИТ-продуктов, в том числе и в регионах, появляется возможность быстрого предложения рынку своих услуг и малозатратного способа воплощения своих бизнес-идей. Поддержка облачных вычислений в сочетании с инвестициями в молодые компании на всей территории России создает быстро развивающуюся экосистему инновационных производств.
Облачные вычисления являются рыночным ответом на систематическую специализацию и усиление роли аутсорсинга в ИТ. По сути, переход к облачным вычислениям означает аутсорсинг традиционных процессов управления ИТ-инфраструктурой профессиональными внешними поставщиками. Большинство современных поставщиков решений сферы облачных вычислений предоставляет возможность не только использовать существующие облачные платформы, но и создавать собственные, отвечающие технологическим и юридическим требованиям заказчиков.
5. SWOT-анализ российской ИТ-отрасли
Основные выводы, касающиеся выявленных преимуществ и возможностей развития российской ИТ-индустрии, наряду с анализом основных угроз и слабых сторон представлены в форме совокупного SWOT-анализа российской ИТ-отрасли (см. табл.).
SWOT-анализ показывает достаточно негативный фон стратегических процессов в российской ИТ-отрасли. Однако ее перспективы до 2015 г. напрямую зависят от реализации сценариев развития экономики в целом.
При этом ИТ-отрасль в России обладает сегодня реальной возможностью стать локомотивом модернизации экономики страны, обеспечить инновационно-технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности, войти в число высокодоходных ИТ-производителей и заметно изменить структуру экспорта в пользу интеллектуальных продуктов.
CRN/RE благодарит АП КИТ за предоставленную возможность опубликовать текст доклада.
1 Полный текст доклада: http://apkit.ru/files/APKIT_Strategy_Report_2010.doc
2 Gartner, апрель 2010.