Облачные вычисления — одна из самых популярных тем, обсуждаемых игроками ИТ-рынка в течение последних нескольких лет. Сегодня интерес к облачным вычислениям особенно велик, что объясняется практической готовностью этой технологии к массовому использованию. Безусловно, перенос предприятиями своих приложений, данных и ИТ-инфраструктур в «облако» отразится не только на их собственных бизнес-процессах, но и повлияет на весь ИТ-рынок, поскольку изменит потребность заказчиков во многих аппаратных и программных продуктах. Очевидно, что наибольшие перемены коснутся участников канала сбыта.

Что же может ожидать в ближайшем будущем дистрибьюторов, реселлеров и системных интеграторов? Не потеряют ли они позиции во многих традиционных нишах? Или же, напротив, «облако» откроет перед ними новые возможности для развития бизнеса? Свою точку зрения по этим вопросам изложил глава компании VIA International Джулиан Дент, автор книги Distribution Channels (в русскоязычном переводе «Все о дистрибуции»), выступая перед участниками Партнерского экономического форума компании Treolan, состоявшегося в октябре этого года в Давосе.

По словам Дента, в истории ИТ-рынка было несколько стратегических переломных моментов, повлиявших на структуру канала. К числу наиболее значимых за минувшие три десятилетия он относит появление ПК, а затем и массовое распространение Интернета, что сопровождалось переносом многих бизнес-процессов в Сеть и появлением, по сути, новой формы экономики. Этап развития ИТ-рынка, проходивший под флагом ПК, стартовал в 80-е годы и длился до конца минувшего столетия. Интернет-эпоха началась в середине 90-х годов, пережила невиданный всплеск на рубеже веков и продолжается по нынешний день. «Облачная» эра зародилась несколько лет назад и в данный момент подошла к точке, с которой, по мнению Джулиана Дента, начнется ее взрывообразный рост.

Свою точку зрения глава VIA International аргументирует данными аналитических компаний. Ссылаясь на отчеты IDC, Дент заявил, что в прошлом году было продано больше услуг виртуальных серверов, чем реальных. А в 2014 г. в среднем более трети ИТ-бюджетов всех фирм будет потрачено на услуги облачных вычислений.

«Уже сегодня такая услуга, как SaaS (Soft as a Service), являет собой значительную часть того, что мы называем облачными вычислениями, — говорит Дент. — В прошлом году мировой объем этого рынка составил 10 млрд. евро, а среднегодовой темп роста достиг отметки в 40%. При этом 75% компаний пользовались как минимум одним приложением в рамках модели SaaS. Ожидается, что в нынешнем году 45% компаний потратят более 25% своих ИТ-бюджетов на оплату услуг SaaS. Для сравнения надо отметить, что в 2009 г. на эти цели компании потратили в среднем 23% ИТ-бюджетов».

В настоящее время значительное число игроков ИТ-рынка предлагают ПО как услугу. Среди них есть и такие гранды отрасли, как Microsoft, Google, Amazon, Adobe, WebEx, LotusLive и др., а в недалеком будущем этот сервис станет обязательным компонентом в пакете предложений практически любого реселлера.

Почему же облачные вычисления привлекают к себе особое внимание многих игроков ИТ-рынка, чем этот вектор развития технологий и услуг отличается от других, что именно делает его наиболее важным? «Революционность новой эпохи для канала сбыта заключается в том, что, во-первых, решения приобретают более утилитарную форму и, в некотором смысле, превращаются в коммуникации, а во-вторых, сами утилиты становятся изменчивыми и многосторонними, — считает Дент. — Мы уже знакомы с подобным трендом. Яркий пример — устройства iPhone и iPad. Идея использования этих гаджетов в чем-то напоминает идею облачных вычислений. Но в случае с облачными вычислениями масштаб охвата и объем бизнеса, конечно же, совсем иные».

Надо отметить, что с переходом в «облако» услугой становится практически всё. Не только софт и приложения, но также ИТ-инфраструктура (имеются в виду виртуализация серверов, виртуализация систем хранения данных, GRID-вычисления, новые правила лицензирования используемой инфраструктуры и программных продуктов) и даже сам бизнес, поскольку появляются новые пути и каналы для продаж и покупок.

Ажиотаж, поднятый вокруг облачных вычислений, заставляет задуматься, а не окажется ли всё это очередным мыльным пузырем? Ведь нынешняя ситуация очень напоминает ту, что сложилась примерно десять лет назад во время бума доткомов. Сегодня мы видим практически те же тревожные симптомы. Они описаны не только в специальной литературе, но и в популярных изданиях и на сайтах различных компаний. Во-первых, очень много говорят об огромных возможностях и перспективах «облака». Во-вторых, этот сегмент демонстрирует подозрительно быстрый рост. Распространение идей облачных вычислений напоминает глобальную вспышку вирусной инфекции. В-третьих, игрокам «облачного» рынка открыт практически неограниченный доступ к венчурным капиталам, инвестиционным фондам и кредитам, так же как это было в случае с доткомами. Наконец, большинство бизнес-моделей, которые берут на вооружение поставщики услуг SaaS, проработаны плохо и поверхностно, в них нет четкой стратегии работы, не определены приоритеты и ключевые направления развития бизнеса.

«Облако», мобильные сервисы и социальные сети

В 2011 г. и особенно в последующие годы IDC ожидает, что «облако», мобильные сервисы и социальные сети станут зрелыми и сольются в новую магистральную платформу для ИТ-индустрии и других отраслей.

«2011 г. станет рубежом для этих трансформирующих отрасль технологий: произойдет переход от статуса первичного внедрения к выходу на мейнстрим, — пишет Фрэнк Дженс, старший вице-президент и главный аналитик IDC. — Как результат, мы увидим ИТ-отрасль, всё более ориентированную на выстраивание и принятие этой следующей доминантной платформы, характеризующейся мобильностью, „облачной“ моделью приложений и услуг и приносящим реальную отдачу перекрытием „социального“ бизнес-ПО и всепроникающей аналитики».

Этот переход к новой платформе будет подкреплен еще одним годом восстановления ИТ-расходов. IDC ожидает, что в 2011 г. мировые ИТ-расходы составят 1,6 трлн. долл., увеличившись на 5,7% относительно текущего года. Хотя расходы на оборудование останутся стабильными (прибавка 7,8% за год), рост отрасли будет в большей степени обеспечиваться увеличивающимися расходами на ПО (на 5,3%) и связанными с ними затратами на услуги (рост на 3,5%), а также развитием аутсорсинга (рост на 4%). Будущему росту мировых ИТ-расходов будет также способствовать ускоряющееся восстановление развивающихся рынков, которые обеспечат более половины всех новых ИТ-расходов в мире в 2011 г.

Рост затрат на общедоступные «облачные» сервисы более чем в пять раз превысит рост ИТ-отрасли в целом (на 30% относительно 2010 г.), так как организации будут переносить всё больше своих бизнес-приложений в «облако». Переход в «облако» компаний СМБ резко ускорится в 2011 г., и к концу года уровень распространения некоторых «облачных» ресурсов в среднем сегменте США превысит 33%. Продолжит развитие и менее зрелая модель частного «облака», поставщики инфраструктуры, ПО и услуг совместными силами предложат ряд новых решений. В то же время вендоры вступят в сражение за две ключевые позиции в «облаке», а именно: на чьей платформе будут базироваться решения и кто обеспечит согласованное администрирование на множестве общедоступных и частных «облаков» заказчиков и их унаследованной ИТ-инфраструктуры.

В 2011 г. продолжат бурный рост и мобильные сервисы — на разнообразных устройствах и с множеством новых приложений. IDC ожидает, что поставки мобильных устройств вне категории компьютеров, но использующих загружаемое ПО (смартфоны, медиапланшеты и т. п.) в ближайшие 18 месяцев превысят объем поставок ПК — и возврата к старому уже не будет. Вендоры будут стремиться удержать свои позиции на этом быстро растущем поле, развернется борьба за доминирование на рынке мобильных приложений. Соперничество здесь развернется весьма острое, и IDC считает, что в 2011 г. будет загружено почти 25 млрд. мобильных приложений против примерно 10 млрд. в 2010 г. Со временем эта нарождающаяся экосистема мобильного ПО обещает кардинально изменить каналы доставки потребителям всего цифрового контента и услуг.

За последние полтора года «социальное» ПО для бизнеса всё шире проникало в корпоративный мир, IDC ожидает продолжения этой тенденции, прогнозируя среднегодовой темп роста 38% в период до 2014 г. Как подтверждение начала выхода на мейнстрим, IDC считает, что 2011 г. станет годом консолидации: крупные вендоры ПО будут покупать поставщиков «социальных» сервисов, чтобы получить или усилить свое присутствие на этом рынке. Расширится использование «социальных» платформ и компаниями СМБ, к концу года их будут использовать свыше 40% средних и малых предприятий для продвижения своих продуктов и услуг.

По мере того как новая магистральная платформа ИТ станет обретать реальность, IDC ожидает, что на этой основе ИТ-вендоры смогут предложить поддержку «интеллектуального преобразования» различных отраслей. В сфере розничной торговли мобильные сервисы и социальные сети быстро меняют поведение покупателей, которые приносят смартфон в магазин, чтобы на месте сравнить цены и узнать рекомендации других. В сфере финансовых услуг мобильные сервисы и «облако» всё больше упрощают операции с банковскими счетами и онлайн-платежи. Как ожидает IDC, в сфере здравоохранения в 2011 г. 14% взрослых американцев будут использовать мобильное медицинское ПО.

«Более всего предстоящий год отличает то, что эти революционные технологии наконец сольются друг с другом: „облако“ — с мобильными сервисами, мобильная связь — с социальными сетями, а последние — с огромными массивами данных и аналитикой в реальном времени, — пишет Дженс. — Теперь в эти когда-то новые технологии больше нельзя инвестировать как в некие игрушки на обочине рынка. Напротив, они быстро становятся составной частью рынка и требуют к себе соответствующего отношения».

Чтобы не повторять ошибки прошлых лет, сегодня, по словам Дента, всем заинтересованным компаниям необходимо хорошо представлять специфику, особенности и нюансы бизнес-моделей, ассоциированных с рынком облачных вычислений, и прежде всего необходимо понимать, откуда должны появляться деньги. На сегодня самая понятная и наиболее проработанная область «облачного» бизнеса — сдача ПО в аренду и предоставление услуг по виртуализации и хранению данных, иными словами, все то, что физически не присутствует в ИТ-инфраструктуре клиента. При такой модели бизнеса поставщик услуг берет плату за фактическое использование приложений и потребленные объемы систем хранения. Но вскоре портфель предложений будет расширен, бизнес изменится и появятся новые методы продаж и покупок.

Чтобы не отстать от запросов рынка, Джулиан Дент предлагает реселлерам взглянуть на ситуацию глазами клиентов. Перед любым заказчиком рано или поздно встанет проблема выбора, и он будет взвешивать аргументы «за» и «против». Что же говорит в пользу облачных вычислений? Это низкая цена приложений, которыми он будет пользоваться; нулевые либо незначительные начальные затраты; отсутствие ИТ-ресурсов или, в крайнем случае, их минимально необходимое количество; практически мгновенная возможность подключения новых приложений, поскольку все усилия по их инсталляции и развертыванию берет на себя провайдер услуг; гибкость использования и отсутствие каких-либо ограничений в масштабируемости ИТ-инфраструктуры. Аргументы «против» — это зависимость от провайдера; сомнения по поводу конфиденциальности своих данных и надежности в обеспечении информационной безопасности; ограничения в дизайне инфраструктуры, другими словами, невозможность настройки ее под свои нужды абсолютно по всем параметрам; ограничения по производительности и ряду других технических характеристик; невозможность работы в режиме «офлайн».

Очевидно, что чем теснее и глубже будет интеграция между VAR’ом и клиентом, тем более успешными будут продажи продуктов и услуг. Аналитики приводят следующие цифры, позволяющие оценить объем данного сегмента рынка: из общего числа заказчиков, пользующихся услугами облачных вычислений сейчас или в ближайшем будущем, 80% — это фирмы, переходящие от использования традиционных программных продуктов к модели SaaS, а 20% — это компании, которые смогли найти или найдут для себя в «облаке» те приложения, которых у них до сих пор не было.

Джулиан Дент подчеркивает, что для большинства заказчиков переход к облачным вычислениям может представлять серьезную проблему. Прежде всего они должны будут выяснить для себя, какие преимущества им дадут облачные вычисления и чем новая инфраструктура будет лучше той, что существует у них в настоящий момент. И здесь реселлеры и интеграторы могут сыграть очень важную роль, выступая в качестве советника и рекомендуя те или иные решения.

Клиенты должны привыкнуть к мысли, что их серверные комнаты и многие другие элементы ИТ-инфраструктуры заменят чем-то другим, к чему они доступа иметь не будут. Кроме того, заказчикам придется решать, что им делать с унаследованной инфраструктурой. «Процесс перехода к облачным вычислениям будет сопровождаться определенными сложностями, поскольку в какой-то момент заказчику придется эксплуатировать обе системы — существующую инфраструктуру и „облачную“, и это станет причиной больших издержек и нагрузки на сотрудников компании, — подчеркивает Дент. — Кроме того, клиенты должны будут привыкнуть к мысли, что доля капитальных вложений в их бюджете снизится, а текущих расходов — возрастет».

Новые вызовы для заказчиков — это хорошие возможности для развития бизнеса VAR’ов. В то же время игрокам канала сбыта также придется столкнуться с рядом проблем. В частности, дистрибьюторов и реселлеров ожидают такие «неудобства», как длительный срок принятия решений заказчиками, необходимость иметь высокий уровень экспертизы, риск «проедания» доходов. Для поставщиков услуг и системных интеграторов критичным может стать их недостаточно широкое присутствие в сегменте СМБ, а также нехватка ресурсов и площадей для развертывания «облачных» сервисов. Телекоммуникационные фирмы, претендующие на свою долю рынка облачных вычислений, могут «потерять темп» вследствие недостаточно быстрого реагирования на запросы клиентов, отсутствия необходимой экспертизы, недостатка знаний по ряду технических вопросов, выходящих за рамки телекоммуникационной сферы.

Мнение вендора

Евгений Лагунцов, системный инженер-консультант компании Cisco.

Тенденции переноса компаниями существенной части информационной инфраструктуры в «облака» прослеживаются в масштабах мировой ИТ-индустрии все более отчетливо, и уже можно с уверенностью говорить о том, что облачные вычисления — это не просто миф аналитиков или маркетинговые лозунги поставщиков решений, а реальность, приносящая дивиденды. В России по разным причинам, связанным и со спецификой экономики ИТ, и с вопросами безопасности, да и просто из-за некой инертности рынка, перенос приложений в «облако» еще не стал масштабным явлением. Тем не менее процесс пошел, и на текущий момент наиболее часто встречающимися случаями применения облачных решений являются перенос в «облако» ряда некритичных для бизнеса приложений, а также построение внутренних «частных облаков», призванных дать компаниям все основные преимущества облачных решений — эффективность, гибкость, масштабирование по требованию — в рамках их собственных центров обработки данных. Все более широкое распространение облачных решений влечет за собой и появление новых требований к аппаратным и программным средствам, с тем чтобы, с одной стороны, обеспечить функционирование приложений в «облаке», с другой — обеспечить доставку этих приложений до потребителей. В результате развиваются как традиционные сетевые технологии операторского и потребительского классов, так и технологии для центров обработки данных и для виртуализованных инфраструктур. «Облака» не только несут с собой новую экономику и новые технологии, они способствуют также серьезным изменениям в конкурентной среде ИТ-отрасли. Речь идет и об операторах связи, у которых появляются новые возможности для развития бизнеса, новые рынки, новые горизонты развития, и о системных интеграторах, для которых во многом меняется целевой рынок, и о производителях ИТ-решений, от которых требуются новые идеи, новые подходы. Компания Cisco, с одной стороны, продолжает уделять максимум внимания разработкам новых технологий и продуктов для поддержки облачных вычислений, с другой — в качестве партнера участвует в формировании предложения на рынке операторов облачных услуг, с третьей — самостоятельно предоставляет через «облако» ряд услуг и приложений, например IronPort и ScanSafe как решения для обеспечения безопасности коммуникаций или WebEx для обеспечения эффективной совместной работы.

Какое еще негативное влияние на игроков канала сбыта могут оказать облачные вычисления? «Главная угроза для реселлеров заключается в том, что исчезнет инфраструктура, благодаря которой они генерировали свои оборот и прибыль, — поясняет Джулиан Дент. — Становым хребтом их бизнеса были продажи серверов и сетевого оборудования, но с наступлением „облачной“ эры потребность в этих устройствах у типичных клиентов резко снижается. Не так просто станет продавать свои услуги и системным интеграторам, поскольку многие услуги перекочуют в „облако“. Наконец, дистрибьюторы также остаются не у дел, ибо прежней цепочки поставок больше не будет. Так что всем придется пересматривать бизнес-процессы».

Модель SaaS, как утверждает Дент, многогранна. С одной стороны, она предполагает заказчику выбрать для себя нужные программы, с другой — интеграцию и оптимизацию большого пакета приложений. Наконец, главная цель — обеспечить функционирование всех бизнес-процессов клиента.

Каждый поставщик «облачных» услуг должен четко понимать, в какой из перечисленных областей он наиболее уверенно себя чувствует. И исходя из этого планировать бизнес на ближайшие 3–5 лет. Чтобы быть успешными, VAR’ам потребуется совершенно конкретная компетенция. Здесь нужно знать все о рынке продукта и цепочке поставок, а также обладать знаниями в области управления процессами. Кроме того, реселлерам потребуются знания, чтобы конфигурировать продукты или услуги, понадобится компетенция, которая позволит настраивать и оптимизировать услуги под нужды клиента, обеспечит интеграцию нескольких решений. А еще VAR’у надо довольно хорошо разбираться в бизнесе своего клиента, чтобы предложить ему те услуги, которые в наибольшей степени отвечают его потребностям.

Сегодня основу бизнеса реселлеров составляют контракты на поставку оборудования и ПО и соглашения о предоставлении определенного уровня обслуживания. В самом простом случае дилер продает «железо», лицензии на ПО и получает фиксированную прибыль.

При переходе к бизнес-модели облачных вычислений доходы игрока канала больше будут зависеть от того, какие функциональные возможности, производительность и за какие деньги он сможет предложить клиенту. И в данном случае все будет базироваться исключительно на том, как клиент воспринимает значимость и ценность ваших советов.

А теперь посмотрим, откуда же берутся деньги? Многое из того, что компании сегодня зарабатывают, на самом деле идет от вендора, который дает определенную скидку. Как правило, чем более квалифицированна компания и ее персонал, тем большую скидку она получает. Но скоро эта схема, как утверждает Дент, исчезнет. Вендор по-прежнему будет готов платить партнерам, но уже за функциональность и производительность предлагаемых решений. Клиенты, в свою очередь, также всегда готовы платить за уникальные заказные решения. «По мере того как облачные вычисления приобретут больший вес, эти две модели будут доминировать, и вы должны знать об этом и четко представлять, какой вид деятельности вам сможет приносить наибольшую выручку», — подчеркнул Джулиан Дент.

Мнение вендора

Валерий Корниенко, руководитель направления развития сервисных услуг IBM в России и СНГ.

«Облака» — это средства предоставления ИТ-сервисов, базирующихся на виртуализированной платформе с применением принципов стандартизации и автоматизации. С точки зрения бизнеса из «облаков» можно покупать необходимые приложения. Например, заказчику нужен бизнес-процесс обслуживания своих клиентов — call-центр, CRM-приложение. Он может купить их у некоей компании, которая предоставляет бизнес-процессы как сервис по требованию.

Если вендор предоставляет ПО как сервис из своего «облака» и конечные потребители могут купить автоматизированный, стандартизированный набор услуг SaaS напрямую у производителя, то канал теряет свое значение. Если мы рассматриваем традиционного дистрибьютора ПО, который заказывает у вендора ПО для «облачных» приложений и затем его продает, то дистрибьютор должен сам стать центром предоставления такого софта — самостоятельно обеспечить хостинговые возможности, которые позволят предоставлять программное обеспечение как сервис. При этом с вендора снимается нагрузка эксплуатации хостинговых мощностей. Таким образом, канал эволюционирует от простой дистрибуции ПО к дистрибуции электронных ключей и загрузке софта. Финальным этапом может стать то, что дистрибьютор будет держать у себя хостинговые мощности, с которых он будет предоставлять сервис конечным пользователям или партнерам Software services.

Что же все это будет означать для реселлеров в реальной жизни? Им потребуется чем-то возместить доходы и прибыль, которые они получали до сих пор, и это будут услуги SaaS, AaaS (Aplication as a Service), IaaS (Infrastructure as a Service). Цикл продаж увеличится, станет длиннее, потому что клиенту потребуется больше времени, чтобы решить, хочет ли он перейти на облачные вычисления. Но с другой стороны, срок поступления денег на счет реселлера может сократиться, поскольку оплата будет производиться в момент подписания контракта.

По крайней мере на начальном этапе входа в «облачный» бизнес реселлеры будут в определенной степени зависеть от вендора, который должен поддержать усилия игроков канала по преобразованию своей деятельности и помочь им установить контакты с новыми клиентами. А за это время VAR’ы смогут получить новую компетенцию.

«Системным интеграторам придется сводить имеющиеся продукты разных вендоров в более всеобъемлющее предложение для конечных пользователей, — утверждает Дент. — Интеграторы должны будут порекомендовать заказчикам инфраструктуру и соответствующую бизнес-модель для аутсорсинга приложений и данных».

Важной частью «облачной» экосистемы станут операторы связи. Они займут важное место в экосистеме, в которой придется работать представителям канала. Их ниша — хостинг приложений или данных. Этой категории партнеров понадобится новая программа, чтобы привлечь сильных игроков в команды по продажам и технической поддержке. И они также будут на первых порах полагаться на вендоров, чтобы найти клиентов.

Несколько слов надо сказать о конкуренции. По словам главы VIA International, появляется новый тип соперников, которых Дент называет «вертикальным каналом». Это поставщики бизнес-услуг, к числу которых относятся маркетинговые агентства, консалтинговые фирмы, компании, предоставляющие бухгалтерские услуги, учебные центры и даже банки. Одним словом, все те игроки рынка, которые имеют широкую партнерскую базу и умеют работать с клиентами. «Вертикальный канал», по мнению Дента, представляет собой серьезную угрозу, в первую очередь своей огромной численностью. По данным аналитической фирмы Compubase, в регионе ЕМЕА насчитывается порядка 120 тыс. традиционных ИТ-компаний — реселлеров и интеграторов. В то же время, по данным IDC, в Западной Европе зарегистрировано 1,8 млн. фирм, предоставляющих бизнес-услуги.

Они могут конкурировать разными способами. Самый простой — предложить потенциальным потребителям продукт, зарегистрировать клиента и получить за это скидку в 10%. Сегодня такая модель весьма широко представлена в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые быстро перемещаются в «облако». Кроме того, эти компании могут заниматься и обучением клиентов. Понятно, что такие фирмы заинтересованы в том, чтобы стать полноправными игроками рынка облачных вычислений, поскольку это позволит им расширить портфель услуг, развить бизнес и приобрести репутацию. Но есть факторы, которые сдерживают массированный выход на ИТ-рынок компаний, оказывающих бизнес-услуги. Например, это могут быть требования к наличию сертификатов у компаний и у их специалистов, кроме того, для работы в рамках отдельных контрактов требуется высокая техническая экспертиза.

Мнение вендора

Павел Егорихин, менеджер по маркетингу облачных продуктов, Microsoft в России.

Облачные технологии — это, по сути, некоторые стандартные ИТ-сервисы, приобретаемые у сторонней компании. Этой сторонней компанией может быть вендор, а может быть сервис-провайдер, то есть партнер. В любой модели приобретенные сервисы часто требуют услуг по внедрению/интеграции в инфраструктуру. С этой точки зрения облачные вычисления должны благотворно повлиять на партнерские каналы, поскольку будет создан спрос на дополнительный класс услуг, связанный с использованием облачных инфраструктур. Более того, участники партнерского канала получат возможность самостоятельно предоставлять облачные услуги, что напрямую связано с изменением бизнес-моделей. Если мы говорим, что облако — это услуги, то бизнес-модели должны быть настроены на продажу услуг, а не физических/электронных товаров. Это существенное изменение, и оно потребует смены парадигмы. Фактически поставщики облачных сервисов станут провайдерами и начнут измерять свой бизнес в терминах ARPU (средняя выручка на пользователя), удержание/отток подписчиков и т. д. Однако переход в облачную модель не будет быстрым и существующие бизнес-модели и каналы сбыта еще долго останутся востребованными и успеют подготовиться к грядущим изменениям.

Все более заметную роль начинают играть и компании-консолидаторы, объединяющие различные приложения для реселлеров или для конечных пользователей. Как правило, консолидаторы предлагают отличное соотношение цены/производительности, а также хорошие возможности для хостинга приложений и данных. Здесь на первый план могут выйти такие крупные игроки, как Google и Amazon. Но если не будет возможности получить определенную маржу, этот вид деятельности компаниям станет неинтересен.

«Итак, на сегодня существует целый набор традиционных каналов, которые претерпят определенную трансформацию, а также значительное число потенциальных игроков, включая консолидаторов и „вертикальный канал“. Новый „облачный“ мир представляет для игроков ИТ-рынка большой интерес и открывает перед ними огромные возможности», — заключил Джулиан Дент.

Материал подготовил Константин Геращенко.