Аналитическая фирма Gartner опубликовала некоторые прогнозы, из котрых следует, что ИТ-компании будут играть более важную роль в бизнесе, глобальной экономике и жизни отдельных людей.
В этом году к рассмотрению были приняты более 100 наиболее надежных прогнозов Gartner во всех областях исследования. После оценки по нескольким критериям отобраны наиболее значимые. Критерии отбора учитывали актуальность, степень влияния и потенциальный интерес аудитории.
«В условиях сохраняющегося контроля затрат, ограниченных возможностей роста и низкой склонности к риску ИТ-расходы подвергаются всё более строгой оценке всеми сторонами как внутри, так и вне организаций, — пишет Даррил Пламмер, исполнительный вице-президент Gartner. — Все стороны ожидают большей прозрачности, и для этого ИТ должны быть теснее связаны с рычагами управления бизнесом».
«Основные прогнозы Gartner намечают тенденции и обращают внимание на важные новшества, которые изменят характер бизнеса в будущем году и в дальнейшем», — пишет Брайан Гаммидж, вице-президент Gartner.
Прошлогодняя тема меняющегося баланса предложения, потребительского спроса и регулятивных факторов по-прежнему присутствует в отчете Gartner, но акцент еще больше сместился на внешние результаты. Главные прогнозы этого года подчеркивают всё более ощутимую связь между решениями, связанными с применением ИТ, и их результатом как в плане экономических показателей, так и влияния на общество.
Наиболее важные прогнозы Gartner:
• К 2015 г. критически важная инфраструктура стран «Большой двадцатки» будет постоянно подвергаться атакам онлайн-диверсантов.
Онлайн-атаки могут быть сложными по составу, т. е. нацелены на несколько систем для максимального результата. Их целью будут финансовая система (фондовая биржа), промышленные предприятия (АСУ химических заводов, ядерных реакторов, энергоустановок и т. п.), а также мобильные коммуникации (маршрутизаторы сетей операторов). Если фондовый рынок той или иной страны не сможет функционировать несколько недель, то это будет иметь длительные последствия, даже если не вызовет перемены в правительстве (хотя такие действия в конце концов могут привести к смене руководства страны).
• К 2015 г. размер компенсации большинства ИТ-директоров компаний списка Global 2000 будет напрямую зависеть от дохода, который приносит использование ИТ.
Потенциально четыре новые инициативы могут непосредственно увеличить корпоративный доход: учет контекстной информации, прямое участие ИТ в программах развития и инновации, учет типичных закономерностей в стратегии и использование потенциала социальных сетей. Ожидание реального дохода от этих и других ИТ-инициатив со стороны высшего руководства и правления станет настолько обычным, что к 2015 г. сумма нового дохода, который генерируется ИТ-инициативами, станет главным фактором, определяющим премиальную часть компенсации ИТ-директоров в компаниях списка Global 2000.
• К 2015 г. организации, умело использующие ИТ, увеличат реальные ИТ-расходы «на душу работников» на 60%.
Эти организации, которые смогли успешно преодолеть рецессию и вернуться к росту, выиграют от новой динамики как извне, так и в собственной структуре. Программы консолидации, оптимизации и прозрачного контроля затрат обеспечили лучшую видимость децентрализованных инвестиций в ИТ, повысив «осознанность» ИТ-расходов. Новый достигнутый уровень в сочетании с сокращением штатов и замораживанием расходов вознаградит ведущие компании в каждой конкретной отрасли значительным ростом продуктивности ИТ. Как следствие, ИТ-расходы «на душу работников» увеличатся не менее чем на 60% на фоне других показателей.
• К 2015 г. готовые ИТ-инструменты и автоматизация устранят 25% трудозатрат, связанных с ИТ-услугами.
Отрасль ИТ-услуг становится всё более зрелой и всё более похожей на другие отрасли, такие как промышленное производство, превращаясь из тонкого ремесла в индустриализованный бизнес. Сервисы «облака» ускорят использование готовых инструментов и автоматизацию ИТ-услуг, так как новая парадигма предполагает самообслуживание, автоматическое предоставление ресурсов и учет использования и т. д. Индустриализованные сервисы позволят превратить эту сложно настраиваемую среду в хорошо налаженную машину, обеспечивающую автоматическую доставку ИТ-услуг. Это повысит продуктивность поставщиков услуг, приведя к снижению затрат на поставку.
• К 2015 г. 20% компаний списка Global 500, не относящихся к ИТ-отрасли, станут поставщиками услуг «в облаке».
Компании, не принадлежащие к ИТ-отрасли, будут всё шире предлагать свои услуги вне сферы ИТ через «облако». Это означает, что принятие решений по ИТ вне ИТ-компаний будет играть всё большую роль, открывая вендорам возможность перестроить свое предложение как готовую платформу, легко обеспечивающую потребление/предоставление услуг «в облаке». Компании вне ИТ-отрасли, облекая свои услуги в форму «облака», окажутся встроенными в цепочки создания стоимости и будут напрямую конкурировать с ИТ-компаниями.
• К 2014 г. 90% организаций обеспечат поддержку корпоративных приложений на персональных устройствах.
Тенденция к поддержке корпоративных приложений на личных ноутбуках и смартфонах служащих уже наблюдается во многих организациях и в ближайшие четыре года станет обычным делом. Главным двигателем распространения мобильных устройств будут сами служащие — те, кто предпочитает использовать на работе свои личные смартфоны и ноутбуки, а не устаревшие казенные ресурсы с ограниченными возможностями. ИТ вступают в новую фазу консьюмеризации, когда центр внимания пользователей и ИТ-компаний переносится с устройств, инфраструктуры и приложений на саму информацию и взаимодействие с коллегами.
• К 2013 г. 80% организаций обеспечат поддержку планшетов для своих служащих.
Apple iPad — лишь первый в грядущей мощной волне медиапланшетов, нацеленных прежде всего на потребление (а не создание) контента и отчасти на коммуникацию. Требования поддержки медиапланшетов будут варьироваться для разных организаций и внутри таковых в зависимости от конкретного использования. Как минимум — когда сотрудники просто приносят с собой устройства для удобства, — организации должны будут предоставить их поддержку (с ограниченным доступом к Сети) и справочную службу для разрешения возможных проблем. (Вероятно, это будет доступ к корпоративной почте и функциям ежедневника.)
• К 2015 г. 10% ваших «друзей» в Сети будут представлять собой автоматические сервисы.
Стратегия сетевого общения включает несколько шагов: создание присутствия, «вхождение в тему», вступление в разговор (артикуляция собственного мнения) и, наконец, двустороннее тесное взаимодействие. Пока что большинство организаций лишь установили присутствие и большей частью занимаются рассылками через Twitter или выкладыванием новостей на Facebook, что часто является лишь неким расширением RSS-каналов. К 2015 г. стремление систематизировать и автоматизировать взаимодействие с потенциальной аудиторией приведет к созданию «социальных ботов» — автоматизированных программных агентов, которые смогут управлять (в различной степени) взаимодействием с сообществами пользователей на персональном уровне, вплоть до отдельного человека.
10 главных факторов, влияющих на рынок аутсорсинга и ИТ-услуг
Gartner называет 10 главных факторов, активно формирующих будущий рынок ИТ-услуг и аутсорсинга.
«Покупатели, провайдеры и инвесторы на рынке ИТ-услуг сталкиваются с одним и тем же сочетанием рыночных сил и влияния технологии, хотя их подход и центр их внимания могут различаться, — пишет Бенджамин Принг, вице-президент исследования Gartner. — Эти силы и влияния радикально меняют основы того, как провайдеры поставляют и продают ИТ-услуги и как покупатели их потребляют».
Главными факторами, которые будут оказывать существенное влияние на стратегии и тактику аутсорсинга организаций, являются следующие:
«Цифровое лицо» экономики
Это означает неуклонно растущее влияние ИТ. Оно охватывает те части экономики, где «продукт» или «услуга» это контент, который полностью (или почти полностью) является цифровым. Эта доля экономики растет значительно быстрее, чем ее «физические» аспекты, и как таковая выражает собой существенную часть глобальной экономики. Это влияние всеобъемлющее, затрагивает личную и общественную жизнь — но всё в большей степени ускоряет экономическую, коммерческую и политическую деятельность. Прогнозируется, что к 2020 г. примерно одна четверть ВВП будет создаваться посредством цифровых технологий.
Глобализация
Это фундаментальный фактор, меняющий предоставление ИТ-услуг и конкурентную борьбу почти на каждом вертикальном рынке (и, следовательно, в экономике) тем или иным образом, в той или иной форме. Глобализация меняет перспективу всех аспектов деятельности организаций — от партнеров, поставщиков и цепочки поставок до клиентов, технологии и трудовых ресурсов. Каждая организация должна стремиться к выходу на глобальный уровень. ИТ-стратегия также должна быть глобальной, т. е. использовать преимущества ИТ, чтобы снять физические барьеры и одновременно задействовать глобальные трудовые ресурсы.
Консьюмеризация
Это означает не только ускорение распространения технологий, ориентированных на потребителя, и всё большее их влияние на повседневную жизнь, но и растущее проникновение этих технологий в корпоративные ИТ-стратегии. Потребительские привычки и предпочтения будут менять форму функционирования корпоративных ИТ; они породят новые разнообразные ожидания от ИТ, которые должны быть внедрены на уровне корпоративных ИТ-подразделений. Растущая покупательская способность потребителей и всё большее использование ИТ (а также доступа покупателей к информации) заставят вертикальные сегменты принимать новые технологии и создавать новые продукты, более полно соответствующие потребительским ожиданиям. Организации должны ответить на вопрос: тормозят ли «старые модели» ИТ и ИТ-аутсорсинга удовлетворение будущих потребностей их собственных служащих и заказчиков? Консьюмеризация начнет диктовать стандарты доступа к ИТ и их пользовательские качества.
«Облако»
Согласно определению Gartner, сервисы «в облаке» — это «способ организации обработки данных, при котором масштабируемые и эластичные ИТ-ресурсы и функции предоставляются „как услуга“ сторонним заказчикам с использованием интернет-технологий». Как результат совместного влияния коммодитизации и стандартизации технологий, виртуализации ресурсов, растущего использования сервисно-ориентированных архитектур и, самое главное, всё возрастающей популярности Интернета и Web возник некий разрыв, открывающий новую возможность для выстраивания отношений между теми, кто использует ИТ-услуги, и теми, кто их продает. Этот разрыв означает, что способность предоставлять специализированные ИТ-услуги теперь может быть соединена со способностью поставлять их индустриализованным способом.
Технологии аналитики
Бизнес-аналитика, деловое прогнозирование, выявление трендов и паттернов, «умное» принятие решений — все эти новые понятия отражают ценность ИТ. Новые ИТ-инициативы, которые не вписываются в эту парадигму, будут менее привлекательны для организаций, которые не заинтересованы в «ИТ ради ИТ», а все острее нуждаются в «ИТ ради бизнеса».
Безопасность и конфиденциальность
Поскольку деятельность всё больше перемещается в Интернет и в «облако», увеличивается доля «цифровой» экономики, растет и необходимость повышать защищенность работы индивидуальных/корпоративных пользователей. Некоторые заявляют, что громкие скандалы с кражей персональных данных и взломом кредитных карт не остановили рост Интернета за последние 15 лет, и все же очевидно, что требуется больше инвестиций и регулятивных мер, чтобы новая волна перехода в «облако» принесла только положительные плоды.
Использование готовых компонентов
Многие элементы ИТ могут рассматриваться как компоненты более крупного или обширного ИТ-приложения или системы. Концепция «объектов» многократного использования становится реальностью: Интернет создает «платформу», на базе которой пользователи могут конфигурировать уже готовые ИТ-компоненты вместо того, чтобы всякий раз начинать с нуля в каждом новом ИТ-проекте.
Гиперконкуренция
Этот термин характеризует рынок покупателей ИТ-услуг, где совместно действует ряд факторов, которые определяют основанное на стоимости принятие решений. Гиперконкуренция является двигателем сделок минимальной стоимости.
Цепочка создания стоимости
Такие цепочки изменят содержание конкуренции и то, как потребляются и оплачиваются ИТ-услуги. Новая максима на будущее, касающаяся предоставления услуг, гласит: целое больше, чем сумма его частей. Организации должны стать более искусными в изучении своих партнеров-провайдеров — и их цепочки создания стоимости. В «облаке» такая цепочка не является однолинейной; это сеть провайдеров, которые будут оцениваться на основе их специализации. Цепочки создания стоимости услуг будут эмулировать аналогичную практику других отраслей.
Фрагментирование вертикальных рынков
Глубокая специализация на субвертикальных процессах будет необходимым условием коммерческого успеха на арене альтернативной поставки услуг. Глубокое знание процессов и интеллектуальной собственности в ИТ будет применено к субвертикалям. Формула успеха на будущее — «микровертикализованные решения» — конечно, приведет к фрагментированию рынка. Но эта фрагментация подстегнет инновацию со стороны вендоров, даст больше выбора покупателю и обеспечит дифференциацию готовых решений на основе их ценности.
«В будущем ландшафте ИТ-услуг и аутсорсинга роль руководителей направления ИТ и выбора источника услуг, а также роль руководителей подразделений обслуживания станет еще важнее, чем когда-либо раньше, помогая организациям найти верный путь в сегодняшних рыночных реалиях и применить эти новые нормы аутсорсинга успешным для себя образом, — пишет Элли Янг, вице-президент и ведущий аналитик Gartner. — Смело используйте возможности, которые дают эти новые силы, чтобы еще успешнее нацелить ИТ на достижение своих деловых целей».