На партнерской конференции Intel Channel Day представители Intel отметили, что на фоне дальнейшего роста продаж настольных компьютеров доля традиционных ПК сокращается — они меняют свой облик, уступая место неттопам и ПК «все-в-одном», в которых системный блок размещается в корпусе монитора (отсюда второе название — «моноблок»).
Именно моноблоки во все больших объемах начинают выпускать всемирно известные вендоры — Acer, Dell, HP, Lenovo, Sony. Хотя, как считают аналитики Digitimes Research, моноблоки пока еще не пользуются большим спросом у потребителей. Впрочем, в 2010 г. продажи этих устройств на мировом рынке возрастут на 53,3% по сравнению с 2009 г. и составят около 10,5 млн. шт., а в 2011 г. этот показатель увеличится еще на 33,3% и составит 14 млн. шт. Только Lenovo и HP планируют продать в 2011 г. более 1 млн. моноблоков каждая. Растут поставки моноблоков в Россию, что, по оценке аналитиков ITResearch, привело в текущем году к заметному росту их доли в московской компьютерной рознице.
Моноблок дома: удобство и стиль
«Первооткрывателем сегмента ПК „все-в-одном“ на российском рынке стала НР. Еще в 2008 г. компания представила здесь свои Touchsmart PC — моноблоки с активной матрицей, вызвав большой интерес людей к простым и интуитивно понятным устройствам, которые проще настроить и управлять», — утверждает Ольга Бойцова, менеджер по продуктам в категории потребительские десктопы/моноблоки и мониторы «HP Россия».
Даниил Капцан, директор по маркетингу потребительского направления Dell в России и СНГ, говорит, что моноблок привлекателен для пользователя тем, что это удобный, функциональный ПК без лишних проводов, который прекрасно выглядит в любой части современного дома и оптимизирует рабочее пространство компьютера.
С ним согласен Бай Юйли, генеральный директор компании Lenovo в России: «Не стоит забывать о такой банальной, но важной характеристике, как экономия места, — моноблоки по сравнению с десктопами более компактны, для них подходят любые, даже самые стесненные условия».
«Эти устройства отличает хорошая эргономика — благодаря сбалансированному применению стандартных десктопных компонентов и ноутбучных технологий в моноблоках низок уровень шума, они меньше потребляют электроэнергии. При настольной установке моноблока можно регулировать угол наклона, имеется возможность крепления его и на стене», — подчеркивает Андрей Бешкарев, ведущий менеджер по продукции DEPO Computers.
А Александр Фролов, менеджер по продукции представительства ViewSonic в странах СНГ, обращает внимание не только на компактность и стильный дизайн моноблоков, но и на то, что у пользователя нет необходимости модернизировать компьютер, «поскольку моноблок — готовое решение».
Поэтому, как подчеркивает Вячеслав Назаров, директор направления настольных ПК Acer в России, приобретая моноблок, потребитель сразу решает все вопросы компьютеризации: одна коробка, один провод (в розетку) — и весь мир цифрового контента в его руках.
Мнения представителей ViewSonic и Acer дополняет Марина Войцеховская, представитель по продажам ASUS в России. Она напоминает, что пользователю не нужно тратить время на подключение периферийных устройств, поскольку в моноблоке, как готовом решении, все есть.
При этом многие моноблоки не уступают по своим возможностям традиционным настольным ПК. Так, устройства Lenovo IdeaCentre серии B оснащаются самыми мощными процессорами и графическими ускорителями, дисплеями с разрешением Full HD и емкими жесткими дисками.
И, конечно, необходимо отметить, что во многих моделях современных моноблоков применяются сенсорные дисплеи, которые позволяют управлять компьютером и приложениями прикосновением пальцев.
Вячеслав Назаров утверждает: «Управление компьютером таким способом значительно упрощает и ускоряет работу. Мы уже приходим к идеологии: „Нужен компьютер? Купи моноблок!“».
А Даниил Капцан говорит, что моноблоками Dell Inspiron One 19, которые благодаря применению сенсорного экрана позиционируются как домашние ПК, могут пользоваться все члены семьи, даже маленькие дети.
«Молодое поколение активно использует компьютеры с сенсорными дисплеями, и если в 2009 г. таких ПК на рынке было всего 2%, то к 2015 г. мы ожидаем, что более 50% ПК, купленных для пользователей в возрасте до 15 лет, будут иметь сенсорные экраны», — подчеркивает Лесли Фиеринг, вице-президент по исследованиям Gartner. В то же время, по оценкам Gartner, через пять лет такие экраны появятся только на 10% ПК, приобретенных для предприятий.
Не только дома, но и в офисе
«Сценарии использования моноблоков фактически неограниченны», — утверждает Вячеслав Назаров. В качестве примера он приводит моноблок Acer, оснащенный ТВ-тюнером, который может стать заменой телевизора в спальне, обеспечивая доступ ко всем цифровым ресурсам дома. А применяемая технология сенсорных экранов, добавляя новое измерение в процесс взаимодействия с ПК, позволяет использовать его в качестве инструмента для обучения и развития детей.
Александр Фролов говорит, что зачастую для работы с документами и в Интернете, для просмотра фильмов и игр экран ноутбука оказывается маловат, и поэтому пользователи ищут устройство, близкое к ноутбуку по концепции («все-в-одном»), и выбирают моноблок. В то же время он замечает, что компактность и экономичность моноблоков позволяет использовать их как дома, так и в офисах компаний: «Поскольку сейчас далеко не для всех домашних пользователей требуется компьютер, позволяющий запускать самые новые игры, то граница между устройствами для дома и офиса становится весьма размытой».
Как говорит Сатоси Ирияма, руководитель отдела маркетинга компьютерных технологий ЗАО «Сони Электроникс», его компания предлагает в России две серии моноблоков, VAIO L и J, которые ориентированы в большей степени на домашних пользователей, которые могут применять эти системы в качестве центрального ПК для просмотра фотографий и видео, прослушивания музыки, для игр и развития творческих навыков детей с помощью специального предустановленного ПО. Но при этом вендор допускает использование своих моноблоков VAIO и в корпоративных целях.
На вопрос о том, где же наиболее эффективно могут использоваться моноблоки, Бай Юйли отвечает вполне определенно: «Моноблоки предназначены для пользователей, которым необходимо готовое решение под конкретные задачи, поэтому Lenovo предлагает моноблоки модели IdeaCentre для конечных потребителей и модели ThinkCentre для корпоративных пользователей».
То, что моноблоки могут с успехом применяться и дома, и в офисе, подтверждает и Ольга Бойцова: «Моноблоки НР рассчитаны на пользовательский и корпоративный сегменты, поэтому они успешно продаются в крупнейших федеральных сетях и поставляются корпоративным заказчикам. Так, мы оснастили ими информационные комнаты общественного доступа в Арбитражном суде, поставили моноблоки в „Макдональдс“».
По-видимому, возможность продажи этих ПК в два сегмента рынка заставила российских производителей компьютеров присоединиться к зарубежным вендорам и начать выпуск собственных моделей. Так, Сергей Суворов, руководитель проекта iRU, говорит, что моноблоки с этой маркой выпускаются как для домашних пользователей, так и для корпоративных клиентов. А Андрей Бешкарев подчеркивает, что хотя DEPO Computers позиционирует свои моноблоки DEPO Neos 440AIO22 как ПК для бизнеса, характеристики этих устройств, функциональные возможности и дизайн позволяют применять их в качестве компьютеров для дома.
По мнению Алексея Чебатко, менеджера по маркетингу WEXLER, моноблоки — это идеальные решения для корпоративного сектора: «Но на начальном этапе большинству госзаказчиков моноблоки казались более дорогим решением, нежели комплект дешевого ПК и монитора, и это было главным препятствием на пути их внедрения в корпоративную среду». По его словам, со временем удалось убедить рынок, что данное решение серьезно экономит пространство для организации рабочих мест и позволяет сократить расходы компании в объеме сотен тысяч рублей. Сейчас основными потребителями моноблоков стали крупные корпоративные заказчики, организующие рабочие места в больших комнатах, call-центрах, торговых точках, ресторанах.
«Для корпоративных пользователей все чаще на первый план выходит показатель совокупной стоимости владения ИТ-техникой. Благодаря набору ПО и аппаратных технологий, аккумулированных в моноблоках Lenovo ThinkCentre, системные администраторы могут управлять большим компьютерным парком, а решения для организации online-конференций и технологии, помогающие сберегать электроэнергию, делают эти моноблоки оптимальным выбором для крупных, средних и малых предприятий», — утверждает Бай Юйли.
Марина Войцеховская подтверждает это мнение, отмечая, что корпоративных пользователей в моноблоках привлекают конкурентные цены, законченность решений, экономия места на рабочих столах сотрудников. А по словам Вячеслава Назарова, у российских корпоративных заказчиков пользуются спросом моноблоки Acer Veriton, которые становятся техническим стандартом для этого сектора рынка. Кроме того, говорит он, решения на базе моноблоков находят свое применение в образовании и медицине.
Пять тенденций, замедляющих рост рынка ПК
По данным Gartner, мировые поставки ПК в 2010 г. достигнут 352,4 млн. шт., что на 14,3% больше прошлого года. Это ниже прежнего, сентябрьского прогноза Gartner (рост на 17,9%). В 2011 г. мировые поставки ПК достигнут 409 млн. шт. и вырастут на 15,9% относительно 2010 г. Это также ниже прежнего прогноза Gartner на 2011 г. (18,1%).
«Эти цифры отражают заметное снижение ожидаемого роста поставок в краткосрочной перспективе исходя из ожидания более слабого потребительского спроса, в немалой степени из-за растущего интереса к медиапланшетам, и прежде всего iPad, — пишет Ранджит Атвал, директор исследования Gartner. — Что касается более отдаленной перспективы, то ожидается, что к 2014 г. медиапланшеты займут около 10% продаж ПК».
Аналитики Gartner пока не рассматривают текущую динамику рынка ПК как явный рубеж, но обращают внимание на несколько факторов, совместное действие которых будет ослаблять этот рынок в будущем.
«Рост рынка ПК будет тормозиться под влиянием устройств, дающих возможность более удобного потребления контента „на ходу“, таких как медиапланшеты и смартфоны следующего поколения, — пишет Рафаэль Васкес, аналитик исследования Gartner. — Эти устройства будут всё шире применяться если не в качестве замены, то как дополнение к ПК там, где нужна речевая связь и где объемы данных невелики. Вероятно, в более отдаленной перспективе на поставки настольных ПК окажет негативное влияние распространение хостинговых виртуальных десктопов, в качестве которых могут выступать другие устройства, такие как „тонкие“ клиенты».
«Настольные ПК всё еще рассматриваются как необходимость, однако неспособность отрасли к серьезным инновациям и чрезмерная ориентированность на бизнес-модель, которая предполагает наращивание объема путем снижения цен, в конце концов сказываются на способности отрасли стимулировать новые циклы замены, — пишет Джордж Шиффлер, директор исследования Gartner. — Поскольку рынок ПК идет к замедлению, будущее определять будут вендоры, ориентированные на услуги и инновации, а не объем выпуска и цену. Но даже таким производителям будет трудно не допустить переключения центра внимания с ПК на более новаторские продукты с лучше нацеленными вычислительными возможностями».
В ближайшей перспективе многие потребители и организации будут по-прежнему воздерживаться от покупки ПК, стремясь экономить финансы перед лицом снижения роста доходов, возросшего уровня безработицы и неопределенности будущего экономики. В более отдаленной перспективе можно ожидать замедления циклов обновления ПК и удлинения срока их использования, так как пользователи будут всё чаще выбирать другие устройства в качестве своей главной компьютерной платформы.
Аналитики Gartner видят пять факторов, затрудняющих рост отрасли ПК.
1. Развивающиеся рынки остаются двигателем роста.
Ожидается дальнейшее улучшение показателей развивающихся рынков, в результате чего к концу 2011 г. они будут составлять более 50% всего мирового рынка ПК, тогда как зрелые рынки столкнутся с растущими трудностями. Более того, весьма вероятно, что в ближайшие годы на развивающихся рынках потребители просто «перепрыгнут» ПК и сразу перейдут на альтернативные устройства, а не пойдут традиционным путем покупки сначала настольного ПК.
2. Потребительский спрос продолжает слабеть.
Домашние мобильные ПК испытали самый резкий спад поставок на зрелых рынках, и ожидается, что спрос на них будет значительно снижаться. Потребители в США и Западной Европе продолжают откладывать покупку перед лицом финансовой и экономической неопределенности. Также Gartner полагает, что главной проблемой рынка домашних ПК станет то, что потребители временно (или вообще) воздерживаются от покупки ПК в пользу медиапланшетов.
3. Конкуренция со стороны новых типов устройств.
Ожидается, что в ближайшие годы возможности медиапланшетов будут всё больше приближаться к ПК, уводя потребителей от покупки настольных компьютеров и отъедая значительную долю их поставок, особенно мини-ноутбуков. Медиапланшеты быстро завоевывают популярность у покупателей, которых привлекают их большая нацеленность на развлечения и мгновенная готовность.
4. Удлинение срока использования.
Растущее использование новых типов устройств окажет существенное косвенное влияние на ПК, прежде всего это средний срок службы ПК. Результатом этого станет перенос традиционной функциональности ПК на различные дополняющие устройства. Аналитики ожидают, что по мере этого перехода пользователи начнут удлинять срок использования своих ПК, поскольку не потребуется менять их так часто.
5. Рост популярности «тонких» клиентов.
Аналитики не ожидают, что хостинговые виртуальные десктопы (HVD) окажут серьезное влияние на зрелые рынки профессиональных ПК раньше 2012 г. В более отдаленной перспективе пользователи, переходя на HVD в качестве главного вычислительного ресурса, будут делать это используя, главным образом, восстановленные ПК и «тонкие» клиенты. Эти альтернативные устройства заменят новые ПК, тем самым снижая ожидаемый будущий рост поставок традиционных компьютеров.
Зарубежные вендоры опять впереди
Моноблоки появились на российском рынке два года назад и, по оценкам зарубежных вендоров, уже демонстрируют заметный рост продаж. Так, Ольга Бойцова со ссылкой на данные IDC говорит, что в 2010 г. продажи моноблоков HP по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились на 640%, что неудивительно для только начинающего формироваться сегмента.
В свою очередь Сатоси Ирияма полагает, что в 2010 г. продажи моноблоков Sony VAIO по сравнению с 2009 г. вырастут на 90%.
ASUS, которая продемонстрировала свои моноблоки в 2008 г., но начала их поставки в Россию год спустя, считает 2009 г. «стартовым». По словам Марины Войцеховской, многие игроки в 2009 г. только знакомили рынок со своими продуктами.
Это подтверждает и Вячеслав Назаров: «Фактически поставки моноблоков Acer на российский рынок начались лишь с осени 2009 г.».
Lenovo считает основной своей задачей предоставить российским покупателям максимальный выбор вариантов ПК. Как говорит Бай Юйли, позиция вендора на российском рынке за последние годы существенно укрепилась, и не в последнюю очередь это связано с расширением линейки доступных потребителю моделей моноблоков — только в последнем квартале 2010 г. Lenovo анонсировала семь новых моделей ПК «все-в-одном».
Марина Войцеховская считает, что в текущем году рынок моноблоков в России сформировался — темпы роста в этом сегменте в несколько раз превосходят показатели 2009 г. Хотя Вячеслав Назаров резонно отмечает, что в условиях, когда Acer только в конце 2009 г. вышла на этот рынок, говорить о росте продаж достаточно сложно: «Мы ожидаем, что по итогам 2010 г. доля моноблоков в общем объеме поставленных на рынок настольных систем Acer составит около 20%».
Александр Фролов также затрудняется анализировать тренды в этом сегменте российского рынка: «В настоящее время ViewSonic работает на основе запросов, не поддерживая регулярный товарный запас. Определенный спрос на данный вид продуктов, безусловно, существует, но говорить об устойчивом росте мы пока не можем».
Еще сложнее оценивать положение дел в сегменте моноблоков российским производителям, только некоторые из них начали выпускать такие системы. Так, DEPO Computers в номенклатуру своей продукции добавила одну модель моноблока только в сентябре 2010 г. А Сергей Суворов говорит: «К активным продажам мы приступили осенью 2010 г., пока у нас нет статистики. Хотя динамика продаж радует».
Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers, объясняет, почему только отдельные крупные российские производители решились выпустить моноблоки, в то время как большинство сборщиков вообще не планируют их производить: «Моноблок — нишевый продукт, и для локального сборщика он не представляет экономического интереса. Ему не на чем заработать, выпуская ПК „все-в-одном“, так как это устройство практически не конфигурируется. Моноблоки представляются хорошим товаром для мультинациональных компаний и их дистрибьюторов, обеспечивая без проблем процесс „перемещения коробок“ в канале продаж».
Что ждет рынок моноблоков в будущем
«По мнению ASUS, в России перспективы развития сегмента моноблоков, как инновационных устройств, довольно большие, он растет быстро, как и рынки других мультимедийных устройств. С наращиванием функциональности моноблоков будет расти и количество потребителей, которые смогут по достоинству оценить их преимущества», — утверждает Марина Войцеховская.
«Для Lenovo моноблоки — один из векторов роста в России», — подчеркивает Бай Юйли. Он говорит, что наличие всего необходимого для начала работы в коробке с моноблоком, простота их установки, минимум проводов ценятся как профессионалами ИТ на корпоративном рынке, так и домашними пользователями. Lenovo дополняет свои моноблоки IdeaCentre и ThinkCentre сенсорными экранами с поддержкой современных технологий MultiTouch, что еще более повышает их привлекательность для пользователей.
Однако Даниил Капцан делает важное замечание: «Рост популярности моноблоков с сенсорным экраном будет зависеть не только от числа пользователей, которые оценят достоинства данной технологии, но и от разработчиков ПО, которые смогут поддержать растущий спрос выпуском новых интересных приложений».
Как известно, предугадать предпочтения российских потребителей весьма сложно, и, видимо, поэтому вендоры по-разному оценивают перспективы развития рынка моноблоков в России. Например, Сатоси Ирияма считает, что в следующем году продажи моноблоков будут расти, поскольку все больше и больше покупателей предпочтут моноблок обычному компьютеру.
«Данный сегмент рынка является самым быстрорастущим. На мой взгляд, в 2011 г. продажи моноблоков увеличатся на 200%, — считает Ольга Бойцова, но тут же оговаривается: — Прежде всего за счет роста покупок моноблоков в ценовом сегменте до 20 тыс. руб.». Тем самым она не исключает возможность завоевания заметной доли в этом сегменте российскими компаниями, такими как iRU, которые продают моноблоки по более низким ценам.
Оптимистично настроен и Вячеслав Назаров: «Этот сегмент только начал зарождаться, и развивается он крайне высокими темпами. По моему мнению, в течение ближайшего года моноблоки могут занять 15–20% всего рынка десктопов».
Зато Александр Фролов более осторожен в своих оценках: «Продажи моноблоков будут плавно увеличиваться. Связано это с тем, что драйвером роста станет эволюция требований, предъявляемых пользователем, а это поступательный процесс. Тем более что продажам будет сложно расти высокими темпами в условиях революции, происходящей на рынке мобильных устройств: именно мобильные ПК будут оттягивать значительный объем средств потенциальных покупателей».
Тем не менее российские производители намерены активно работать на рынке моноблоков. «Это самый быстрорастущий сегмент рынка ПК, и в I квартале 2011 г. DEPO Computers планирует начать серийное производство еще двух новых моделей моноблочных ПК», — сообщает Андрей Бешкарев.
Исходя из наметившейся тенденции вытеснения части традиционных ПК моноблоками, Сергей Суворов считает, что ПК «все-в-одном» займут достойное место в объеме продаж компьютерной техники: «Мы оцениваем долю моноблоков в общем объеме продаж ПК пока как небольшую, в районе 5–10%, но и это достойное место для нового продукта».
Алексей Чебатко полагает, что моноблоки, конечно, не заменят классический ПК, но сейчас они становятся все более популярными: «По нашему мнению, на ближайшие годы у моноблоков очень хорошие перспективы роста. Мы, как производитель компьютеров марки WEXLER, в 2011 г. планируем выпустить свою серию моноблочных ПК».