22 ноября 2024 г.
КНР в относительно короткий срок заняла передовые позиции в науке и технологиях и стала ощутимо влиять на мировую повестку в этой сфере. Какими путями власти Поднебесной ведут страну к глобальному лидерству? Сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA рассмотрели важнейшие инициативы по поддержке научно-технологического развития в Китае, принятые за последние пять лет.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает свыше 800 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
Китай занимает первое место в мире по количеству высокоцитируемых статей в международных научных журналах, приблизился по уровню затрат на исследования и разработки к США, и опережает конкурентов по многим направлениям критических технологий. Такие успехи во многом достигнуты благодаря успешным мерам государственной поддержки и регулирования. Изучение документов научно-технологической политики позволило выявить тематики, находящиеся в фокусе внимания китайского правительства (рис. 1).
Для повышения конкурентоспособности
Правительство в последние годы направляет значительные ресурсы на поддержку исследований
Среди заметных инициатив в сфере государственного регулирования
Справочно: Для стимулирования микроэлектронной промышленности в Китае предприятия, освоившие технологические процессы 28 нм, освобождаются от налога на прибыль на десять лет. Внедрение техпроцессов 65 нм и 130 нм позволяет предприятиям не платить данный налог в течение пяти или двух лет, а далее еще пять или три года соответственно уплачивать его по льготной ставке (вдвое ниже базовой). В свою очередь, исследовательские учреждения в КНР не платят налог на добавленную стоимость при закупке отечественного оборудования.
Важным направлением поддержки технологических компаний, особенно малых и средних, является повышение доступности заемных средств на реализацию инновационных проектов, включая использование интеллектуальной собственности в качестве залога по займам, страхование инвестиций в новые технологии, поддержку выхода на рынок облигаций компаний, участвующих в инновационных консорциумах.
На фоне острых экологических проблем в Китае особое место занимают вопросы перехода страны на принципы устойчивого развития
Власти КНР вовлекают широкие слои общества в реализацию амбициозных задач по достижению мирового научно-технологического лидерства и в свете этого пристальное внимание уделяют вопросам повышения научной грамотности и формирования компетенций
Комментирует Гершман Михаил, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Китай по многим показателям выступает одним из глобальных лидеров научно-технологического развития. Достичь доминирующих позиций стране удалось в довольно короткий срок, чему способствовала комплексная и целенаправленная государственная политика. Портфель мер поддержки университетов, научных центров и инновационных компаний в Китае сочетает элементы разных направлений политики — от ускоренного создания технологической и промышленной инфраструктуры, налогового стимулирования технологических МСП и развития рынков интеллектуальной собственности до финансирования исследовательских проектов по конкретным технологическим направлениям (альтернативная энергетика, новые материалы, робототехника, искусственный интеллект, квантовые технологии и др.), стимулирования спроса на них, поддержки цифровизации отраслей. Особый акцент политики Китая — повышенное внимание к человеческому капиталу, что проявляется в проектах массовой подготовки кадров, а также реализации крупных программ привлечения талантов как на уровне страны, так и провинций и городов».
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Сергей Бредихин и Инга Иванова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ