24 июня 2015 г.
Весь последний месяц не выходит у меня из головы эта строчка. Что ни новость — сразу вспоминается песня про трех танкистов. И хотя говорилось в ней про японских захватчиков, а читаю и слушаю я по большей части про китайских бизнесменов (эдакий месячник КНР на российском ИТ-рынке), ощущение, что какие-то «темные силы» Востока не только решили, но уже и как бы перешли ту самую границу у реки, меня не отпускает.
А тут еще сегодня (23 июня) в 13:42 по китайскому времени Информационное агентство Синьхуа в рамках подведения результатов Петербургского Международного Экономического Форума (ПМЭФ) опубликовало материал по итогам общения с Ма Юнь, председателем правления Alibaba Group.
Напомним, что совсем недавно компания под его руководством объявила о выходе на российский рынок, а сам китайский бизнесмен впервые посетил нашу страну именно для того, чтобы принять участие в ПМЭФ. Принимали Ма Юнь на самом высоком уровне. 19 июня он в качестве представителя китайских предпринимателей присутствовал на встрече президента России Владимира Путина с представителями бизнеса. Кроме того, руководитель Alibaba Group также по отдельности встретился с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым, министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и генеральным директором ФГУП «Почта России» Дмитрием Страшновым.
Так вот первая фраза, которую китайское информагентство опубликовало от лица Ма Юнь, звучала так: «Россия является огромным рынком, который нельзя оставлять без внимания, необходимо проанализировать возможность долгосрочного развития». И какой-то нехороший холодок по спине... И сразу как-то боязно становится за (нет, не за Россию, я так широко мыслить не умею) наш родной ИТ-рынок. Тем более, что Ма Юнь не единственный, кто желает «не оставить нас без внимания», попутно «проанализировав» тот потенциал, который вдруг открылся на северо-западе от Поднебесной. Так, в кулуарах пресс-конференции, посвященной выходу на наш рынок еще одного игрока из дружественной страны, интернет-площадки JD.com, один из ее участников не под запись сказал следующее: «Китайцы, когда узнали, что при том проникновении интернета в домохозяйства, которое есть в России, более половины наших сограждан еще ни разу не делали покупок в онлайн-магазинах*, аж чуть не поперхнулись. В Китае этот сегмент рынка не просто уже „заполнен“, он уже перегрет, его участники друг у друга на головах сидят, и появление нового игрока — это целая трагедия, потому что там реально откусывают „куски пирога“ от тех, кто уже представлен. Вот они и смотрят на Россию как на лакомый кусочек. А в нашей стране в сегменте интернет-торговли, по их понятиям, — поле не паханное, заходи и работай, никто даже слова поперек не скажет».
Не знаю как «поперек», а вот радостных и хвалебных речей в честь прихода дорогих (во всех смыслах этого слова) гостей сейчас хоть отбавляй.
Я еще могу понять, чему радуются представители «сопутствующих бизнесов»: владельцы кошельковых сервисов (ну какая им разница, кому через себя деньги перекачивать), логисты (схемы доставки внутри нашей страны настолько причудливы, что не один иностранец без помощи отечественных специалистов не разберется**), агрегаторы интернет-трафика. Можно даже понять положительные эмоции, которые вызывает сей факт у некоторых отечественных интернет-игроков: тот, кто первый подсуетится, сможет предложить китайскому гостю свои склады, логистические схемы и интернет-площадки для продвижения через них новых товаров, а взамен — в разы увеличить количество позиций в своем каталоге (не беря при этом на себя ответственности перед вендорами, а просто перенаправляя запросы китайским товарищам), прикоснуться к таинству восточных технологий, позволяющих этим гигантам расти даже на таком трудном рынке, как Китай. Мысли о том, что отечественные магазины могут мечтать стать единым целым с «завоевателями», я отметаю сразу как непатриотичные.
Ну и покупатели, конечно, тоже не в обиде. Теперь не надо ходить в Китай за дешевыми гаджетами. Китай сам пришел к нам. Правда, пока еще не все, кто объявил о своей локализации, сделали это. Так русскоязычный сайт JD.com — это всего лишь минисайт — две русифицированные странички. Зато цены какие! За это можно и латиницу на экране потерпеть. И при этом представители площадок утверждают, что это цена ОРИГИНАЛЬНОГО и СЕРТИФИЦИРОВАННОГО товара. У российских пользователей сразу подозрения закрадываются: «Это ж сколько отечественные барыги на нас наваривались!». И мало кто будет разбираться в том, что китайские товарищи работают в поле так называемой трансграничной торговли. Т.е. ни они, ни их покупатели не пересекают границ, а только «перекидывают» через нее товар. Причем официально они в нашу страну не ввозят никаких оптовых партий для реализации, а просто отправляют посылки. А значит, при той цене, которая заключена в каждой такой посылке, налоговое бремя у них гораздо меньше, чем у официальных российских импортеров продукции. А добавим к этому трения, которые могут возникнуть с локальными представительствами тех китайских вендоров, которые строят здесь свой канал продаж и пытаются выполнить план продаж в стране, который был спущен им из штаб-квартиры...
Вот и получается, что налоги они в нашей стране не платят, рабочих мест не создают (у JD.com в России нет представительства, а у Alibaba — пока только один человек), в склады и дороги на территории нашей страны не инвестируют, да еще и покупателей уводят у тех, кто все это делает. Ну и чем они от тех самых самураев из песни отличаются? И радоваться их приходу представителям российского бизнеса вроде бы не с чего, надо срочно строить «оборонительные сооружения». Однако китайцы со свойственной им многовековой мудростью и умением вести военные действия, хоть и озвучили свои планы по захвату российского рынка онлайн (не менее 15% на каждого в ближайшее время), но постарались подсластить горькую пилюлю, сказав, что это они только сначала будут перекидывать сюда из-за границы китайские товары, но, как только здесь приживутся, так сразу же начнут выкладывать на своих китайских (и других иностранных) площадках товары, произведенные в России. Интересно, что наши чиновники в это очень охотно поверили. Так Синьхуа сообщает: «Минкомсвязь (российское — прим. автора) заявило, что желание компании Alibaba Group расширять свою деятельность в России предоставило российским предприятиям малого и среднего бизнеса огромную возможность посредством этой площадки поставлять свои товары покупателям в Китае и даже во всем мире». Да-да, Ма Юнь так и сказал: «Следует помочь российским предприятиям малого и среднего бизнеса выйти на международную арену». Только вот очень хочется узнать, что именно из произведенного в России, собирается перепродавать за рубеж руководитель Alibaba? В интервью РБК, он сам отвечает так: «Во-первых, китайских потребителей может заинтересовать еда из России. Во-вторых, может пользоваться спросом одежда. Мне говорят: одежда в Китае лучше и дешевле. Ок, но как насчет зимней одежды? Нам нужны зимние шапки, которые вы умеете делать отлично. Мы думаем, нужно привезти в Россию как можно больше туристов и посмотреть, что они покупают и в какие магазины ходят. С помощью этих данных можно будет понять, что купят китайцы онлайн». Не знаю, как вам, а мне про шапки понравилось... Можно еще водку, черный хлеб, гречку, шоколад, янтарь и нефть в
Конечно, стебаться (простите меня за столь нелитературное слово) можно долго. Но все, что происходит сейчас на границе с Китаем, уже перестает быть смешным.
Все тоже агентство Синьхуа сообщает, что 20 июня Госсовет КНР выпустил директиву, поощряющую трансграничную электронную торговлю, как новый двигатель роста национальной экономики. Это позволит упростить таможенные процедуры для более легкого и быстрого экспорта/импорта товаров, приобретенных в интернете, ввести централизованное декларирование экспортируемых или импортируемых через онлайн-площадки товаров, а также систему поощрений для китайских банков и платежных систем при развитии систем трансграничных электронных платежей, финансирования и страхования.
С одной стороны, ожидается, что ряд мер, стимулирующих покупателей приобретать товары за рубежом, помогут усилить конкуренцию с внутренними производителями, что напрямую повлияет в лучшую сторону на качество жизни в КНР, а также на налоговые поступления в бюджет. В то же время в правительстве страны планируют поддерживать и китайские электронные торговые площадки, размещенные в глобальной сети. Причем поддержка будет оказываться как государственным, так и частным компаниям, «которые предоставляют комплексные услуги в сфере международной торговли». В настоящее время в Китае наблюдается бум в сегменте трансграничной торговли. По данным, приведенным на пресс-конференции JD.com, последние три года этот сектор рынка ежегодно удваивается. Так в 2013 г. его объем составлял 3,5 млрд. долл., в 2014 г. — 7 млрд. долл., а к концу 2015 г. он достигнет (по прогнозам) 14 млрд. долл. Кроме того, как отмечает Rambler, 85,4% товаров купленных в 2014 г. на онлайн-площадках Китая, направлялись за рубеж.
И судя по всему, в этом процессе оздоровления китайской экономики, зависевшей долгие годы от «производственных мощностей и дешевых рабочих рук» и замедлившей в последнее время свое развитие, нашей стране теперь отводится особое, почетное место. Можно начинать гордиться.
* И это при том, что объем внутреннего рынка интернет-торговли в России в 2018 г. превысит, по прогнозам, озвученным на пресс-конференеции JD.com, 959 млрд. руб. (против 683 млрд. руб. в 2014 г.).
** Недаром же Ма Юнь встречался с руководителем «Почты России». Поговаривают, что на этой встрече они обсуждали пути сокращения времени доставки посылок из Китая.
Источник: Светлана Белова