10 августа 2015 г.

Евгений Балахонов

Российский рынок информационных систем автоматизации предприятий (в том числе ERP-систем) имеет длительную историю. Сегодня на нем представлено большинство мировых компаний, работающих в данной области. Присутствует и целый ряд продуктов отечественных производителей разной степени качества и распространенности.

Уже много лет в этом обилии предложений технологическое и коммерческое лидерство сохраняют немецкая компания SAP SE и российская 1С. До относительно недавнего времени конкуренция между данными компаниями на российском рынке была достаточно ограниченной. SAP SE была сосредоточена на крупных российских компаниях, постепенно смещаясь в сторону средних. 1С шла от автоматизации малого бизнеса, постепенно с ростом качества и возможностей своих продуктов становилась интересной и для относительно крупных компаний.

Сегодня на рынке сложилась интересная ситуация — SAP, продвигая SAP Business One, пытается освоить сегмент малого и среднего бизнеса. 1С с выходом системы «1С: Управление предприятием (ERP) 2.0» сделала серьезную заявку на вход в более доходный сегмент крупных предприятий. Обе компании уже могут похвастать определенными достижениями. Например, если ранее внедрения систем 1С как правило насчитывали максимум сотни рабочих мест, то сегодня в активе компании есть такие клиенты, как «Камаз» (7,4 тыс. рабочих мест) или «Трансмашхолдинг» (5 тыс. рабочих мест).

В этой связи выбор между SAP и 1С, ранее достаточно редкий, для многих российских компаний становится весьма важным и неоднозначным вопросом. Он остается актуальным как при новом внедрении, так и при развитии уже существующей инфраструктуры — многие средние и крупные компании имеют в своем ИТ-ландшафте как системы SAP, так и 1С.

Несмотря на то, что SAP и 1С в принципе занимаются похожим делом, их подход и подход их партнеров-интеграторов к автоматизации в силу исторических причин и выбранных моделей развития существенно различается.

Давайте рассмотрим типовые, существующие сегодня, подходы к внедрению информационных систем на базе продуктов SAP и 1С.

SAP

Внедрение SAP ERP имеет ряд черт, присущих большинству «тяжелых» западных решений в данной области (Oracle, Microsoft и т.д.). Чего ждать от внедрения SAP?

В первую очередь высока вероятность, что новая информационная система на базе SAP потребует внесения изменений в существующие бизнес-процессы компании, так как предполагает работу в первую очередь в рамках общепринятых на западе стандартов.

С одной стороны, это ведет к дополнительным прямым и косвенным затратам — устоявшийся бизнес-процесс не так-то просто безболезненно изменить. Реализация желаний заказчика «сломать» систему под свое мировоззрение как правило имеет негативные последствия в виде существенного удорожания работ по внедрению и увеличения стоимости эксплуатации.

С другой стороны, внедрение ERP-системы является отличным поводом усовершенствовать бизнес-процессы компании на базе общепринятых и зарекомендовавших себя стандартов, а в ряде случаев — просто навести порядок. В этой связи грамотное внедрение информационной системы на базе SAP предполагает наличие существенного объема методологических работ, часто сегодня выделяемых в отдельный этап проекта.

В крупных и сложных проектах реализацию такого методологического этапа поручают компаниям, специализирующимся именно на управленческом консалтинге и имеющим достаточный опыт в области бизнес-деятельности заказчика.

Что касается внедрения собственно ИТ-системы, то на российском рынке присутствует более сотни компаний-интеграторов, предлагающих свои услуги в области внедрения информационных систем на базе SAP и имеющих разные уровни компетенций, специализации и партнёрские статусы SAP SE. Можно сказать, что в части автоматизации бизнес-процессов российских компаний на базе продуктов SAP SE на рынке накоплен немалый опыт.

Так как линейка продуктов SAP покрывает большую часть типовых функциональных областей (Финансы, Кадры, Логистика и т.д.) и ряд специфических для конкретных отраслей (например, «Oil & Gas», «Retail», «Chemicals» и т.д.), многие российские компании-интеграторы специализируются на автоматизации отдельных функциональных областей и, соответственно, на конкретных продуктах/конфигурациях SAP.

Большая часть продуктов компании SAP, несмотря на отдельные заверения, вовсе не являются готовыми к эксплуатации «из коробки», а предполагают реализацию проекта по внедрению информационной системы под конкретного заказчика. Иногда, достаточно длительного по времени и затратам.

Большинство таких проектов внедрения реализуется «по мотивам» оригинальной методологии AcceleratedSAP, разработанной и рекомендуемой SAP. Обычно также учитываются рекомендации PMI. В отдельных случаях, обычно по настоянию заказчика, в процессе реализации проекта применяются требования ГОСТ серии 34.

Типовые этапы проекта внедрения информационной системы SAP выглядят примерно так:

1. Подготовка проекта — формирование проектной команды, Устава проекта, другой организационно-распорядительной документации

2. Разработка методологии и проектирование бизнес-процессов — опциональный этап, в ряде случаев отсутствует или объединяется с этапом проектирования.

3. Проектирование — проектирование функционала системы, GAP-анализ, разработка функциональных и технических решений. В ряде случаев проводится прототипирование отдельных функций создаваемой системы. Длительность этапа сравнима с длительностью этапа реализации.

4. Реализация — настройка функционала системы и доработка недостающего функционала.

5. Опытная эксплуатация — запуск и отработка системы при ее сопровождении командой внедрения. В ряде случаев на опытной эксплуатации ограничивается организационный объем, тогда в проекте присутствует отдельный этап тиража системы. Часто в данный этап включают и работы по передаче системы в промышленную эксплуатацию.

6. Тираж — опциональный этап — развертывание решения на весь организационный объем проекта.

7. Передача в промышленную эксплуатацию — данный этап присутствует отдельно как правило в относительно крупных проектах внедрения.

В части организации проектных команд внедрения существует четкое разделение их участников на «функциональных» консультантов и консультантов разработки (т.н. ABAP-разработчиков).

Функциональные консультанты, как видно из названия, занимаются проектированием и настройкой штатного функционала системы под требования заказчика. Как правило, они являются специалистами в одной или нескольких функциональных областях (финансы, логистика, бюджетирование и т.д.). Именно они ведут диалог с будущими пользователями системы, и в первую очередь от их квалификации и опыта зависит конечный результат внедрения.

Консультанты разработки (обычно это ABAP-разработчики) занимаются внесением изменений в штатный функционал системы или разработкой недостающего. Как правило такие консультанты в первую очередь ориентированы на технические знания продуктов SAP и сопутствующих технологий.

Как видно из приведенного выше, обычно внедрение информационной системы на базе SAP — достаточно масштабное дело, что обуславливает высокую стоимость таких внедрений. В то же время подобный подход в первую очередь нацелен на крупные компании с относительно стабильными бизнес-процессами, на проекты с большим функциональным и организационным объемом.

Что касается рынка СМБ, здесь мы имеем несколько иную картину. Часто компания, относящаяся к СМБ, слишком динамична для подобного рода внедрений. Пока проектная команда проектирует, продумывает методологию, компания-заказчик уже три раза изменила свои подходы, объемы и бизнес-интересы.

Для решения данной проблемы ряд компаний-интеграторов предлагают так называемые «типовые решения» — заранее преднастроенную информационную систему SAP для конкретного вида бизнеса. Как правило, такое «типовое решение» создается интегратором на основании опыта и наработок предыдущих внедрений на аналогичных компаниях.

Использование «типового решения» может существенно сократить сроки внедрения информационной системы, а в отдельных случаях счет может идти даже на недели — ведь все настройки, разработки и документация уже готовы. Естественно, сроки и стоимость внедрения в первую очередь зависят от того, насколько полно «типовое решение» покрывает потребности заказчика.

Стоит отметить большую работу, проводимую в последнее время SAP, в части локализации своих решений для российского рынка. Под локализацией понимается не просто перевод интерфейса/документации системы на русский язык, а в первую очередь адаптацию и поддержание базовых конфигураций продуктов SAP в соответствии с действующим законодательством РФ.

Слабая (в сравнении с 1С) поддержка российской локализации была и пока является ахиллесовой пятой SAP, вынуждающей интеграторов в процессе внедрения информационных систем SAP разрабатывать существенный объем дополнительного, специфичного для российских условий, функционала. Заказчику в процессе эксплуатации системы приходится относительно регулярно нести затраты на актуализацию системы к новым требованиям законодательства, нормативным актам регулирующих госорганов и т.д.

Сегодня есть надежда, что через некоторое короткое время продукты SAP в части локализации не будут уступать аналогам от компании 1С. Это обстоятельство может существенно снизить стоимость внедрения и эксплуатации информационных систем на базе продуктов SAP SE.

Среди сотрудников компании 1С ходит шутка, что в сознании россиян слова «1С» и «бухгалтерия» также неразделимы, как в советское время слова «слава» и «КПСС». Действительно, 1С возникла и развивалась в первую очередь в области автоматизации бухгалтерского учета. Со временем у 1С появились решения для автоматизации складского учета, производства, управления персоналом, управления закупками, взаимоотношениями с клиентами и так далее.

Переменчивость российского законодательства, нацеленность 1С в первую очередь на многочисленные, относительно небольшие и динамично развивающиеся компании с оригинальными бизнес-процессами или даже отсутствием таковых долгое время определяли такие свойства продуктов 1С как:

· Открытость и гибкость платформы 1С — переписать, поправить и изменить можно практически все. Чем активно и пользуются многочисленные партнеры 1С, создавая сотни различных конфигураций на все случаи жизни.

· Быстрота разработки нового функционала — платформа поставляется с отличным инструментарием разработчика, открытым исходным кодом бизнес-приложений.

· Сравнительная ограниченность стандартного бизнес-функционала — предполагается, что недостающее доработает сам заказчик или кто-то из партнеров.

· Простота освоения системы для ИТ-специалистов — отличная и богатая русскоязычная документация, доступность программного обеспечения 1С практически каждому.

· Ограниченные возможности масштабирования — отдельная система на платформе 1С с трудом переваривала число рабочих мест более пары-тройки сотен. Это является одной из причин наличия в отдельных компаниях иногда десятков отдельных инсталляций (баз) продуктов 1С, часто слабо интегрированных между собой.

Те же причины определили образ мысли и создали модель поведения многих партеров-интеграторов 1С (т.н. франчайзи): отсутствие или минимизация управленческого консалтинга и бизнес-инжиниринга. Решение для заказчика строится по принципу «чего изволите?» — заказчик сам должен определить, что и каким образом ему необходимо сделать. В этом случае обычно бизнес-процессы автоматизируются в состоянии «как есть» с минимумом изменений.

В этой связи большинство консультантов 1С являются в первую очередь разработчиками 1С, они знают саму платформу 1С, но часто довольно поверхностно понимают бизнес-процессы заказчика.

С одной стороны, при таком подходе автоматизация бизнес-процессов на базе платформы 1С часто может проходить в довольно короткие сроки и за относительно скромный бюджет. Заказчик быстро получает именно то, что ему нужно в данный конкретный момент. Для небольших и даже средних компаний, условия бизнеса которых динамично меняются практически каждый день, это является подходящим вариантом.

С другой стороны, часто заказчик вместо необходимого автомобиля получает «более быструю лошадь» или вместо просто бардака — автоматизированный бардак. Так называемая «колодезная автоматизация», когда каждая из функциональных областей бизнеса компании автоматизирована без учета потребностей и задач соседних, является бичом подобных подходов во внедрении информационных систем. Для крупных компаний это является отрицательным фактором, существенно влияющим на их бизнес.

Выход новых продуктов 1С, таких как «1С: Управление предприятием (ERP) 2.0» и их продвижение на рынок ИТ-систем для крупных предприятий существенно меняет методологию внедрения 1С. Крупные предприятия ожидают от интеграторов и поставщиков комплексных подходов к автоматизации. Как результат вместо принципа «чего изволите?» интегратор, внедряющий систему 1С, вынужден практиковать методологию внедрения, аналогичную методологии внедрения систем на базе SAP: многоэтапный проект с существенной проработкой бизнес-процессов и проектирования функционала системы.

Сегодня 1С вместе со своими партнерами активно работает в направлении разработки и совершенствованию методологий внедрения своих продуктов. И как показывает практика последних внедрений («Камаз», «Трансмашхолдинг», «ЮниМилк» и др.), правильный подход ко внедрению систем на платформе 1С в крупных компаниях дает отличный результат, не уступающий таковому при применении продуктов той же компании SAP SE. При этом сохраняются многие преимущества присущие продуктам 1С при значительно более низкой стоимости лицензий.

Источник: Евгений Балахонов, технический директор компании «Энергодата»