27 января 2016 г.
Технологии программно-конфигурируемой инфраструктуры и облака смещают фокус продаж с традиционных СХД на сервер и частное облако, результатом чего станет год перемен и консолидации в этой отрасли.
На пороге больших перемен
За минувший год организации успели понять преимущества, возможности и ограничения новых технологий, таких как программно-конфигурируемая (software-defined) инфраструктура хранения, общедоступное и частное облако и др., и всё шире обращаются к этим технологиям для хранения данных. Этот тренд уже проявил себя в снижающихся доходах от дисковых матриц и быстром росте продаж СХД, использующих только флэш-память.
Эти тренды обещают год перемен: вендоры будут состязаться за место в новом миропорядке. Сейчас только январь, а мы уже видели два примера огромных венчурных инвестиций в компании на рынке хранения, а в декабре NetApp неожиданно купила SolidFire. И это лишь начало.
Так что 2016 г. будет очень интересным на рынке систем хранения. Вот что видится редакции CRN/США на горизонте.
10. Смена модели ценообразования
Стоимость хранения данных десятилетиями измерялась в долларах за 1 Гбайт, потом — за 1 Тбайт емкости. Теперь, когда цена хранения, будь то локально или в облаке, снижается чуть ли не до нуля — а потери от отсутствия доступа к данным, напротив, резко растут, — эта картина будет меняться.
Два поставщика облачных услуг хранения, Google и Asigra, уже строят свое ценообразование (полностью или в основном) на том, сколько данных было затребовано обратно или использовано для восстановления, а не на объеме резервного копирования. Это революционная модель, которая потребует отказаться от сложившейся системы расценок, но она лучше отражает стоимость предоставления емкости для хранения. И в 2016 г. мы увидим дальнейшее принятие этой модели ценообразования.
9. Microsoft потеснит в облаке Amazon
Microsoft продемонстрировала, что обладает достаточным упорством, чтобы разработать решения, которых ждут заказчики, даже запоздав с выходом на рынок. И в 2016 г. будет явлен еще один пример такого упорства: Microsoft будет наращивать свой бизнес облачного хранения за счет конкурентов, в первую очередь Amazon.
Microsoft знает, что нужно корпоративным заказчикам, и выстроила свое облако Azure именно для них. И хотя Amazon и Google не сходили с первых полос новостей в прошлом году, есть все основания ожидать, что Microsoft будет отбирать у них всё большую долю рынка хранения в облаке.
8. Гиперконвергентные решения как путь к освобождению
Главный аргумент продаж решений гиперконвергентной инфраструктуры — это тесная увязка вычислительных ресурсов, емкости хранения, управления сетью и виртуализации в рамках одного устройства, что обеспечивает простоту внедрения и администрирования, хотя такие системы тоже становятся недешевы при масштабных внедрениях.
Но именно эта тесная увязка оказывается и главным тормозом к активному принятию данной технологии. Нужно больше вычислительных ресурсов? Покупайте узел с дополнительными процессорами и модулями хранения. Нужно больше емкости для данных? Опять-таки покупайте узел с ЦП и памятью.
Этот «порочный круг» будет разорван в 2016 г.: вендоры гипер-конвергентной инфраструктуры наконец выполнят обещание предоставить простые и легко внедряемые платформы, функционирующие автономно и в частном облаке. И заказчики получат возможность масштабировать каждый из компонентов независимо.
7. Гибридное облачное хранение: главный выбор
Этап экспериментирования с услугами хранения в общедоступном облаке прошел. Организации знают, что они могут получить. Но что еще важнее, они знают, чего не получат от этой модели: полного контроля за безопасностью данных и экономии затрат в долгосрочной перспективе.
В 2016 г. хранение данных в общедоступном облаке будет твердо поставлено на свое законное место, в конец всего спектра задач — для тех нагрузок, где производительность не столь важна: для аварийного восстановления, долгосрочного архивирования, временных пиков требуемой емкости и раздачи данных.
К концу года реализация систем хранения без облачной составляющей будет редким явлением. Большинство новых внедрений будут представлять собой частное облако хранения внутри организаций для рабочих нагрузок, требующих высокой производительности и/или особой защищенности, привязанное также к общедоступному облаку (возможно, не одному) для менее критичных, легко поддающихся такому переносу нагрузок.
6. Программируемая инфраструктура хранения: почти мейнстрим
За последние пару лет концепция программно-конфигурируемой (software-defined) инфраструктуры хранения (где сама среда хранения «отделена» от аппаратной платформы, на которой она реализуется, давая возможность использовать более дешевое типовое оборудование) прошла путь от модного слова до реальных предложений. Двигателем этого были мелкие вендоры, которым нечего терять на рынке традиционных СХД, но теперь эстафету подхватывают и крупные вендоры матриц хранения, которые могут потерять всё, если отрасль примет новую технологию в массовом порядке.
В 2016 г. программно-конфигурируемая инфраструктура хранения будет всё шире приниматься заказчиками, особенно в крупных организациях, где другие новые парадигмы, такие как облако, уже стали нормой. Преимущества программно-конфигурируемой инфраструктуры будут всё более очевидны, и самые дальновидные поставщики решений предложат заказчикам обойтись без «тяжелого железа», тем более что на пороге цикл обновления СХД.
5. Серверы становятся ядром всей платформы
Этот постепенный отказ от традиционных матриц хранения с переходом на новые решения, включая программно-конфигурируемую инфраструктуру и облако, означает, что центром этой вселенной становятся серверы. Этот тренд уже просматривается (о чем свидетельствуют растущие поставки серверов и соответственно рост дохода), и он ускорится в 2016 г.
Мы увидим всё более мощные конфигурации серверов, с увеличенным объемом оперативной памяти и растущей емкостью накопителей. Такие конфигурации обеспечат больше возможностей, будучи внедрены в рамках программно-конфигурируемой инфраструктуры хранения, и дадут требуемую производительность для переноса части рабочих нагрузок в облако. Результатом будет дальнейшее снижение продаж традиционных СХД, что, в свою очередь, будет двигать еще более мощные конфигурации серверов, создавая такой непрекращающийся цикл перемен.
4. Cisco станет вендором СХД
Cisco должна-таки совершить выход на рынок СХД в 2016 г. То есть она должна выйти с предложением, не повторив своей неудачи с Invicta (линейкой флэш-матриц, рожденной из покупки стартапа Whiptail, разработка которой была прекращена).
Cisco — последний из крупных вендоров корпоративных серверов, не имеющий сильного предложения в СХД. Компания успешно работала в рамках партнерства с EMC, а также NetApp, но теперь, несмотря на заверения Dell и EMC, что сделка слияния между ними не скажется на отношениях с Cisco, мало кто в отрасли в это верит.
Одним из возможных шагов Cisco видится OEM-партнерство с Springpath, чтобы вместе строить гиперконвергентную инфраструктуру. Но Cisco вполне может совершить покупку в 2016 г. Она упустила возможность купить SolidFire, но еще может купить своего давнего партнера NetApp, одновременно получив и SolidFire. Хотя после неудачи с Whiptail Cisco будет, конечно, осторожнее с покупкой стартапов.
3. Lenovo станет вендором СХД
Кто назвал Cisco последним из крупных вендоров серверов без предложения в СХД? Забыли про Lenovo? Теперь это крупный поставщик серверов после покупки x86-бизнеса IBM с большим стремлением быть значительной силой на рынке корпоративных ЦОДов.
Что пока удерживает Lenovo, это отсутствие бизнеса СХД мирового класса. Может, стоит поучиться у Dell, как превратиться из производителя типовых ПК и серверов в авторитетного поставщика корпоративных решений? Ключом к такой трансформации была покупка технологий хранения, а именно компаний EqualLogic и Compellent.
В 2016 г. Lenovo также должна вступить в бизнес хранения, и причем быстро, если хочет выжать максимум из покупки серверной технологии мирового класса у IBM. Она может сделать это на основе OEM-отношений, но ее текущий лучший OEM-партнер, EMC, уходит теперь к Dell. Либо же она может пойти путем покупок. Кандидатами могут быть бизнес хранения IBM или, скажем, NetApp, если мыслить масштабно. С той же вероятностью это может быть стартап программно-конфигурируемой инфраструктуры хранения, который даст ей ключ к построению собственного бизнеса СХД с нуля.
2. Dell завершит покупку EMC, но главное — впереди
К концу 2016 г. Dell будет совсем другой компанией, нежели в 2015 г. Она завершит свою покупку EMC, как и планировала, ибо уже слишком много инвестировала в эту сделку, чтобы дать задний ход. Но зачем ей отказываться? Главный управляющий Майкл Делл — один из самых искушенных руководителей в ИТ-отрасли — вступил в эту сделку, ясно понимая все последствия.
На поверхностный взгляд Dell и EMC — две компании, чьи продажи матриц хранения проседают. Но взглянем глубже: в арсенале этих двух компаний — одно из лучших в отрасли ПО хранения, готовое работать на одной из лучших в отрасли серверных платформ. А что такое СХД? Это ПО плюс сервер.
В 2016 г. вряд ли стоит ожидать значительной консолидации линеек продуктов после закрытия сделки. Это произойдет в
1. Чего ждать от NetApp?
Предсказать 2016 г. для NetApp труднее. С одной стороны, она будет продолжать оставаться потенциальным объектом покупки, при этом возможными покупателями рисуются Oracle, Lenovo и, конечно, давний фаворит Cisco. Но, учитывая неожиданную покупку SolidFire в конце прошлого года, небогатую историю таких сделок, а также сильное теперь руководство в лице нового главного управляющего Джорджа Кьюриана (George Kurian), скорее всего, пройдет какое-то время, прежде чем случится что-то значительное.
Так что ждите, что в 2016 г. NetApp наконец получит официальное предложение о покупке, когда дым от приобретения SolidFire рассеется. И ждите других, конкурентных предложений, когда первый потенциальный покупатель заявит о своем намерении. NetApp, последний из крупных независимых вендоров СХД, — слишком ценное приобретение, чтобы кто-то легко от него отказался.
© 2016. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.
Источник: Джозеф Ф. Ковар, CRN/США