14 июня 2016 г.
Вендинговые автоматы в настоящее время проходят цифровую трансформацию, связанную с общемировым трендом к подключению устройств к Интернету. Появление «Интернета вещей» (Internet of Things, IoT) на рынке вендинговых автоматов позволяет традиционным автоматам выйти за пределы простой выдачи товаров, предлагая покупателям более интерактивный и интересный пользовательский опыт, а операторам и владельцам брендов — использовать аналитику данных и облачные сервисы для увеличения эффективности и снижения операционных затрат. Повышение уровня урбанизации и сопутствующее увеличение человеческого трафика в публичных местах ведут к укреплению экономического обоснования для применения умных вендинговых автоматов, которые имеют связь с внешним миром.
Краткое резюме исследования
Целью данного исследования является оценка объема спроса на вендинговые автоматы в России в натуральном и денежном выражениях, его перспектив до 2020 года, а также определение предпочтений операторов вендинговых автоматов к использованию новых типов машин. Особое внимание уделено умным торговым автоматам — позволяющим проводить удаленную диагностику технического состояния, оценивать товарные запасы, проводить безналичную оплату, генерировать продажную и фискальную отчетность и т. д.
Следует отметить, что в России сильнее развит рынок автоматов по приготовлению кофе и разливных автоматов, в то время как сегмент автоматов, предлагающих товары в твердой упаковке, имеет перспективы для роста. Исходя из этого, основной фокус исследования направлен на технически сложные автоматы, предлагающие товары в твердой упаковке, то есть товары, отличные от кофе, разливных напитков, сыпучих товаров и т. п.
Особое внимание в исследовании уделено возможности использования торговых автоматов, в том числе особого типа, в крупных сетевых предприятиях розничной торговли в России.
Основными драйверами развития рынка вендинга в России на ближайшие годы будут являться:
- переход к западному формату мелкорозничной торговли (изменение ассортимента и внешнего вида торговых точек, выход мелкой розницы из теневого сектора);
- развитие технологий автоматизированной торговли, делающих такой способ продаж более привлекательным и простым для потребителей;
- низкая насыщенность рынка вендинга в целом.
Основным препятствием для развития рынка вендинга в России являются законодательные барьеры, как на федеральном, так и на муниципальных уровнях. В качестве примера можно привести поправки в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», которые в их текущем виде обязывают оснащать вендинговые автоматы контрольно-кассовой техникой с 1 июля 2018 года.
В 2015 году российский рынок вендинговых автоматов в денежном выражении упал на 23,5 % по сравнению с 2014 годом. В 2016 году ввиду сложной экономической ситуации в России ожидается продолжение спада рынка. Наибольший вклад в это падение внесет уменьшение спроса на сложные вендинговые автоматы. Однако в 2018 году объем рынка уже превысит докризисные показатели, а в 2020 году объем рынка в денежном выражении составит порядка 27,6 млрд рублей.
Комментарии участников рынка
Максим Литвинов, директор по продажам «Новые вендинговые технологии»:1. Какие новые тенденции на рынке вендинга в целом и, в частности, в России вы можете назвать?
Основная тенденция — это расширение спектра продаваемых товаров и услуг. Например, наша компания развивает новое направление вендинга в России — продажу игрушек через торговые автоматы. В 2013 году мы запустили франчайзинговый проект по продаже бизнес-проекта.
2. Каковы позиции отечественных производителей на рынке вендинговых автоматов в России?Производство торговых автоматов в России становится более конкурентоспособным в связи с изменившимся курсом рубля. Производить автоматы и комплектующие в России стало выгодно и более надежно. Отечественные аппараты привлекают не только конкурентной ценой, но и потому, что они проще в гарантийном обслуживании. Россия в ближайшем будущем может самостоятельно обеспечить свой рынок вендинговых аппаратов и занять лидирующую позицию во внутреннем рынке, а также выйти на импорт в страны не только ближнего, но и дальнего зарубежья. В планах нашей компании продолжать расширять производство торговых автоматов в России и налаживать производство отечественных электронных компонентов.
Источник: J’son & Partners Consulting