22 августа 2016 г.
Рынку ноутбуков в этом году пророчат спад, наверное, все аналитики. Специалисты лишь расходятся в количественных оценках этого спада. Наиболее свежие прогнозы компании Digitimes предрекают в этом году уменьшение продаж ноутбуков на 17,3% в натуральном выражении по сравнению с итогами прошлого года, которые, напомним, тоже были невеселыми. Ничего удивительного в этом нет, если посмотреть на тренды, оказывающие влияние на продажи мобильных систем.
Спад: причины, тренды, цифры
На глобальный рынок ноутбуков оказывают влияние два тренда, и оба негативные.
Во-первых, крупнейшие экономики мира находятся в пост-кризисном периоде, в котором покупатели — как частные, так и корпоративные — очень внимательно и аккуратно подходят к любым тратам, в том числе, и на покупку оборудования. Свободных финансов мало, перспективы неопределенные, поэтому покупают только необходимое.
Во-вторых, у большинства пользователей нет необходимости менять исправный трех-четырехлетний ноутбук на новую систему, индустрия не предложила ничего значимого, способного мотивировать на это действие массового юзера. На рынке ноутбуков нет ни одной значимой инновации, способной стать локомотивом развития. Трансформеры, конечно, приятны, но остро актуальны только для узкого сегмента ультрамобильных бизнес-пользователей, которые по понятным причинам немногочисленны.
Разумеется, данный сегмент будет существовать и дальше, продажи ноутбуков не могут остановиться. Конечно, ноутбуки постепенно устаревают, причем не только морально — модель пяти-шестилетней давности все же нуждается в замене — исчерпывается ресурс аккумулятора, выгорает экран, изнашивается винчестер и т.д. Ноутбуки иногда ломаются, причем далеко не всегда их ремонт экономически оправдан. Наконец, подрастают новые пользователи, которым по роду занятий оказываются нужны мобильные компьютеры. Все перечисленные механизмы локомотивами являться никак не могут, но обеспечат достаточно высокий уровень продаж. По данным Digitimes, в текущем году покупателям будет отгружено 150 млн. ноутбуков, и реселлерам, разумеется, есть смысл бороться за кусок этого пирога.
Заметим, что все сказанное о глобальном рынке в полной мере справедливо и для российского, тут тренды будут ровно те же, только с учетом некоторых коэффициентов, обусловленных особенностями локальной экономики — курсом национальной валюты, снижением покупательной способности на массовом рынке и т. д.
Рейтинги на фоне спада: что важно для российского ритейла
Если внимательно посмотреть на прогнозы, то видно, что у аналитиков несколько больший оптимизм — или, скорее, меньший пессимизм — касательно корпоративного рынка. Digitimes предрекает подъем в мировом рейтинге «ноутбукостроителей» компаниям HP и Dell, традиционно имеющим прочные позиции на корпоративном рынке. Соответственно, по мнению аналитиков, компаниям, которые менее сильны в этом сегменте, повезет меньше и они опустятся в мировом рейтинге.
Какое значение это имеет для российского ритейла? Мировой рейтинг производителей, наверное, никакого, а вот предсказание несколько лучшей ситуация на рынке бизнес-пользователей должно заставить ритейлеров задуматься о более активных действиях в этом сегменте. Конечно, интервенция ритейла в поставки оборудования крупным корпорациям практически невозможна, но вот за поставки ноутбуков в сегмент SOHO бороться можно и нужно. Тем более, что в современной российской ситуации все больше бизнес-пользователей полностью или частично поставлены перед необходимостью работать в сегменте HO (Home Office): потерявшие постоянную работу профессионалы, переведенные на «удаленку» офисные сотрудники, и вынужденные брать дополнительную работу на дом и другие.
Разумеется, для таких пользователей оптимальны коммерческие ноутбуки — прежде всего, из-за расширенного ресурса, в том числе и при работе в изнурительном режиме по десять-двенадцать часов в сутки — наладить поставки которых большинству ритейлеров еще предстоит. Однако, это задача хотя и нестандартная, но вполне решаемая. Заметим, что продавать ноутбуки этим категориям частных пользователей работающие на корпоративном рынке реселлеры не умеют и не будут, что облегчает задачу ритейлу.
Геймерские ноутбуки: сегмент на подъеме
Аналитики пророчат удивительный позитив сегменту геймерских мобильных систем. Digitimes считает, что в натуральном выражении этот сегмент в текущем году возрастет на 12,5% по сравнению с результатами прошлого года. Это прекрасный показатель, особенно на фоне ожидаемого общего спада.
Правда, общее количество реализованных в текущем году геймерских мобильных систем, по мнению аналитиков, составит 4,5 млн, что составляет лишь 3% от общего предполагаемого объема реализации ноутбуков. Однако, во-первых, все эти системы будут реализованы в ритейле (традиционном или построенном на интернет-продажах), во-вторых, эти модели по понятным причинам стоят немало, и продажи каждого такого ноутбука положительно влияют на сумму среднего чека у любого ритейлера.
Особенности российской специфики в данногм сегменте состоят в том, что наши пользователи, несмотря на общее снижение покупательной способности, уделяют повышенное внимание устройствам для домашнего развлечения — телевизорам (о которых мы вскоре подробно поговорим) и геймерским компьютерам. Причина проста: в имеющейся экономической ситуации для все возрастающего количества россиян «outdoor-развлечения» — театры/кинотеатры, клубы/рестораны, круизы/путешествия и т. д. — становятся все менее доступны, поэтому естественным образом фокус внимание смещается на «home-досуг», для которого нужны телевизоры и геймерские системы. В игровом сегменте геймерские ноутбуки, разумеется, не одиноки, они конкурируют с игровыми десктопами и с приставками, но, судя по всему, все три категории устройств будут чувствовать себя лучше, чем в целом рынок массовых цифровых устройств.
Кроме того, у геймерского сегмента появляется новый драйвер, значение которого рынку еще предстоит понять и оценить — киберспорт.
Киберспорт: бум подкрался незаметно
Киберспорт как явление не нов, он появился в начале «нулевых» годов. Долгое время он был уделом немногих энтузиастов, но сейчас ситуация изменилась коренным образом.
Напомним, что в апреле 2016 г. Международный олимпийский комитет принял решение о включении киберспорта в список олимпийских дисциплин. В июне Министерство спорта Российской Федерации выпустило соответствующий приказ. Теперь киберспорт официально включен во всероссийский реестр видов спорта. Это означает, что уже в ближайшем будущем соревнования по киберспорту будут проходить под эгидой Министерства спорта, а их участники по итогам состязаний будут получать соответствующие звания: «Мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта России» и «Мастер спорта международного класса».
Признание киберспорта на государственном уровне — сигнал, указывающий на превращение этого направления в явление, сравнимое по масштабом с традиционными видами спорта. Чтобы понять современное состояние этого направления, упомянем одно из крупнейших киберспортивных мероприятий года: Финалы Континентальной лиги (LCL) игры League of Legends, которые прошли
Киберспорт: масштабы поражают
На Финалах Континентальной лиги League of Legends команды России и СНГ сражались за чемпионский кубок и за призовой фонд, размер которого составлял 4 000 000 рублей, кроме того, победитель получал путевку на международный турнир по League of Legends, который будет проведен в Бразилии. Мероприятие, которое проходило на стадионе «Ледовый дворец ВТБ», собрало более девяти тысяч зрителей, что на данный момент является рекордным показателем для киберспортивных событий в истории России. Отметим динамику роста интереса к этим соревнованиям: Гранд-финал той же Континентальной Лиги League of Legends, проходивший в апреле также на московской площадке, собрал более 3000 зрителей. Онлайн-трансляция Финалов в августе шла на четырех онлайн-платформах — Twitch, YouTube, Vkontake и «Одноклассники» — за два дня мероприятий зрителями стали суммарно 232 тысячи человек, при этом пиковое количество одновременно смотрящих достигло отметки в 22 тысяч человек. Конечно, показатели просмотра Олимпийских игр выше, но соревнования в целом ряда традиционных спортивных дисциплин смотрит заметно меньшее число зрителей.
В киберспорте кристаллизовалась структура, аналогичная существующей в традиционных дисциплинах. Профессиональные команды имеют основной и резервный состав, их развитием занимаются тренеры, уходящие из «большого спорта» геймеры идут в киберспортивные комментаторы или на тренерскую работу и т. д. Команды уже разделились на лиги, причем вторая лига является «кузницей кадров» для первой, а любительские команды, в свою очередь, создают кадровый резерв для профессиональных. Разумеется, возникновение и развитие такой разветвленной структуры оказывает влияние на экономику, причем как напрямую, притягивая спонсоров и давая импульс развития индустрии, занимающейся организацией спортивных мероприятий и смежными вопросами (например, торговлей товарами с символикой команд, фигурками игровых персонажей и т.д.), так и косвенно, популяризируя компьютерные игры и тем самым способствуя росту продаж геймерских компьютеров и сопутствующей периферии.
Заметим, что на Финале Континентальной лиги маркетинговая активность вендоров геймерских систем и ритейлеров цифровых товаров была практически незаметна, что весьма выразительно указывает на недостаточное внимание индустрии к новому направлению, которое выступает мощным драйвером рынка в сегменте, рассматриваемом в данной статье.
VR: еще один драйвер рынка?
Заметим, что по мнению аналитиков Digitimes, одним из значимых драйверов рынка компьютеров будет являться растущий рынок VR. До недавнего времени бум AR/VR-решений присутствовал, по большей части, в сегменте «мобильного VR» — для создания иллюзий использовали ресурсы смартфона — но сейчас в этом сегменте активно работают различные компании, создающие решения для существенно более мощных ПК. В направлении VR/AR/MR — Virtual, Augmented и Mixed Realty — происходит много интересного, но об этом мы подробней поговорим в следующий раз. Заметим, что пока происходящее имеет отношение, в основном, к десктопным решениям, но в ближайшее время VR-бум начнет распространять свое влияние и на интересующий нас рынок мобильных компьютеров.
Источник: Александр Маляревский