7 сентября 2016 г.
Российский рынок принтеров показал потрясающие результаты: второй квартал года оказался на 37,3% успешнее аналогичного периода прошлого года в натуральном выражении и на 32% успешнее в денежном — реализовано 503855 принтеров на общую сумму 103, млн. долл., по данным IDC.
Поперек мирового тренда
Заметим, что мировой рынок печатающих устройств за тот же период сократился на 4% в натуральном выражении, также в сравнении IDC по данным квартал-к-кварталу. Тенденция к сокращению рынка печатающих устройств вполне понятна и легко объяснима давно существующими трендами. Документы все больше уходят в электронную форму — коммерческие компании и государственные структуры внедряют безбумажный документооборот, пользователям привычней становится чтение с экрана гаджета, чем с листа, фотографии, даже очень красивые, тоже все больше «живут» исключительно в цифровой форме, никогда «на бумагу» не попадая.
На замену исправно работающего принтера пользователя может подтолкнуть появление новых моделей печатающих устройств с актуальными для повседневной работы возможностями. Но заметных инноваций в этой области не было уже очень давно. Поддержка wi-fi для прямой печати с гаджетов, конечно, интересна, но вряд ли будет актуальна настолько, чтобы стать решающей мотивацией для покупки нового устройства. Вендоры активно предлагают рынку новые модели, делая акцент на уменьшение цены отпечатка и, соответственно, снижение стоимости владения — это уже интересно, но больше для корпоративных принтеров, которые работают с высокой нагрузкой, но в натуральном выражении, по понятным причинам, занимают на рынке не так много места.
Конечно, новые принтеры покупают на замену вышедших из строя, но тут тоже есть проблема. Принтеры — устройства очень надежные, они могут работать в течение длительного времени. Это неудивительно, так как в большинстве случаев, меняя картридж, пользователь заменяет в принтере половину «начинки», оставляя податчик бумаги, электронику, да корпус с блоком питания, в которых ломаться практически нечему.
Но что происходит с российским рынком, почему при мировом спаде и кризисе в локальной экономике мы наблюдаем взлет продаж печатающих устройств?
Чем обусловлен российский бум
Судя по всему, быстрый рост спроса на устройства печати в российских условиях обусловлен несколькими факторами. Как CRN уже отмечал, одним из таких факторов является корректировка рыночных политик всеми участниками канала — вендорами, дистрибьюторами и реселлерами — которые приспособились к новым реалиям, когда конкуренция выше, а денег меньше.
Свой вклад внес и отложенный спрос. Он, без сомнения, успел сформироваться за прошедшие несколько кварталов, которые были удивительно провальными для рынка печатающих устройств. И сейчас отложенный спрос обеспечивает повышение продаж.
Но, вполне возможно, есть и еще один фактор, который повлиял на продажи печатающих устройств — увеличение количества сотрудников, которые теперь часть рабочего времени или полный рабочий день трудятся дома. Тренд легко объясним экономическими причинами: переводя сотрудника «на удаленку», компания в среднем экономит 170 тыс. руб. в год на аренде офиса и обслуживании рабочего места, по данным исследований из отчета J’son & Partners Consulting и «1С-Битрикс» за 2015 год. Очевидно, что экономя такие средства, компания может легко позволить себе потратить несколько тысяч рублей на оснащение удаленного рабочего места сотрудника, в частности, на новый принтер, который сотрудник будет использовать в домашних условиях.
Если при работе «на дому» сотрудники могут использовать с той или иной степенью успешности уже имеющиеся у них компьютеры, то печатающие устройства они с высокой вероятностью потребуют от работодателя (хотя бы потому, что не хотят брать на себя траты на расходные материалы). Это может объяснить заметную разницу в динамике квартальных продаж лазерных монохромных принтеров. Рост в старшем сегменте легко объясним отложенным спросом, а также тем, что корпоративные заказчики начали считать деньги и заинтересовались снижением стоимости отпечатка, о котором мы говорили в предыдущем разделе. Но стоимость отпечатка не очень актуальна для принтеров, работающих с относительно низкой нагрузкой, а отложенный спрос сформирован и на эти модели, однако мы наблюдаем падение в среднем сегменте при наличии значительного роста в начальном, то есть растет количество принтеров для индивидуального использования.
По данным Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проводившего исследования в июле-августе текущего года, уже в каждой пятой российской компании есть сотрудники, работающие дистанционно, а еще каждая десятая планирует перевести часть штата на удаленную работу. Если верно наше предположение относительно влияния «удаленки» и «аутсорса» на профиль продаж принтеров, то соотношения между сегментами печатающих устройств, ориентированных на офисное использование, аналогичные присутствующим во втором квартале, мы будем наблюдать и в будущем, только чуть менее драматичном варианте.
Кроме того, в новом сезоне, если, конечно, в стране опять не случится проблем общеэкономического характера, будет наблюдаться рост продаж принтеров. Какие тренды в наиболее массовом сегменте принтеров, хорошо подходящих для частного использования или для обеспечения потребности печати малых рабочих групп, можно сегодня выделить?
Тренды массовых принтеров
Наиболее распространенный в этом сезоне на российском рынке принтер использует лазерную технологию печати. Согласно квартальному отчету IDC по российскому рынку, лазерный механизм печати использовали 385,258 устройств, струйный — чуть более 117 тысяч штук. В обоих сегментах покупатели отдавали предпочтения МФУ — из 385,258 лазерных печатающих устройств 245,162 были многофункциональными, из 117 тыс. струйных многофункциональными были почти 96 тыс. Лазерные принтеры в большинстве были монохромные, у цветных «лазерников» динамика не очень хороша.
«Стелс-дизайн» — второй тренд, характерный для современных принтеров. Печатающее устройство для использования в малом или домашнем офисе сегодня должно быстро и просто выполнять свои основные функции, а в остальным быть, по возможности, незаметным. Современный принтер обычно лишен дизайнерских изысков и броских элементов, а поэтому взгляду не за что зацепиться, из-за чего мы и получаем эффект «невидимости».
Тренд третий — достаточность основных параметров печати. Физическое разрешение печати лазерных принтеров 600×600 dpi было достигнуто давным-давно и с тех пор не изменялось по простой причине — для офисного применения оно оказалось более чем достаточно. Скоростные параметры новинок тоже принципиально не отличаются от характеристик моделей, возраст которых перевалил за пару пятилеток. Однако, дополнительные параметры новинок более интересны — принтеры работают тише, получают wi-fi-адаптеры, возможность прямой печати с мобильных устройств, поддержку «облачной» печати и т. д. Иногда новинки получают более удобные в установке картриджи и прочие инженерные решения, которые в реальных условиях приятны, но принципиально картину не меняющие.
Конечно, даже на недорогих моделях принтеров вендоры вынужденно снижают цену отпечатка, однако, процесс этот плавный и вряд ли соответствующие характеристики будут решающим аргументом для работающих на дому пользователей, которые, в общем случае, печатают немного. Однако, приятно, что вендоры почти прекратили жадничать и картридж в стартовые комплекты включают стандартной емкости, а не кратно меньшей, как было некогда.
Что это означает для ритейла
Как мы уже отмечали, происходящее — еще один повод для ритейла очень внимательно отнестись к сегменту SOHO, продавая соответствующее оборудование как самозанятым, так и пытаясь захватить мелкооптовые поставки корпоративным пользователям, которые будут оснащать рабочие места своим сотрудникам в их домашних офисах.
В очередной раз напомним, что принтер — единственное цифровое устройство, которое требует расходных материалов. Покупатель принтера автоматически становится участником своеобразной, но весьма действенной «программы лояльности» к бренду печатающего устройства, чем может воспользоваться ритейл. Продавая принтер вы можете в последствии периодически поставлять этому покупателю картриджи, стоимость каждого из которых составляет почти в половину цены принтера.
Источник: Александр Маляревский