21 октября 2016 г.
В третьем квартале текущего года мировой рынок ноутбуков опять просел — квартальные продажи по сравнению с данными аналогичного периода в прошлом году упали на 4,1% в натуральном выражении, по данным Digitimes. Заметим, что аналитическое агентство подвело итоги по ноутбукам в классическом форм-факторе, системы класса «два-в-одном» в подсчет включены не были, возможно, они будут учтены в сегменте планшетов, но могут попасть и в другую статистическую группу.
Рост есть, но лукавый
Агентство Digitimes отметило рост продаж ноутбуков в третьем квартале 2016, но он достигнут лишь по сравнению с предыдущим кварталом этого же года. При таком сравнении в третьем квартале было продано ноутбуков на 8,6% больше, чем во втором! Данные об этом росте нельзя принимать всерьез — это лишь предсказуемые колебания от квартала к кварталу, которые повторяются ежегодно, хотя могут иметь разные количественные значения.
Однако объяснения межквартального прироста в этот раз, данные аналитиками Digitimes, заслуживают внимания. По мнению аналитиков, рост продаж ноутбуков от второго к третьему кварталу вызван тремя факторами, характерными именно для текущего периода, то есть для рыночных реалий 2016 года.
Глобальные факторы и их актуальность для российского рынка
Аналитики говорят о росте продаж хромбуков, который оказался настолько значительным, что отразился на всей динамике глобального рынка. Однако этот фактор никак не может повлиять на ситуацию в российском ИТ — системы этой платформы в нашей реальности лишь редкая экзотика, и ситуация никак не демонстрирует тенденцию к изменению.
Второй фактор, отмеченный спикерами Digitimes — рост закупок корпоративными клиентами. В российских условиях этот фактор теоретически может сработать. Хотя корпоративные заказчики чувствуют себя не очень хорошо из-за экономической ситуации, долгое время откладывать приобретение нужных ноутбуков они не смогут, отложенный спрос рано или поздно должен «выстрелить». Конечно, его не хватит на продолжительное время, на роль серьезного «локомотива» этот фактор не годится, но его влияние может показать значительные отличия в продажах соседних кварталов. А вот тренд уменьшения «поголовья» офисных тружеников путем перевода все возрастающего количества людей в режим «удаленной работы» вполне может потребовать увеличения количества ноутбуков для корпоративного сектора, причем это может быть выражено в виде явного и продолжительного тренда.
Третий фактор, отмеченный в квартальном отчете Digitimes — выпуск ключевыми вендорами интересных моделей, которые по задумке производителей должны обеспечить лидерство брендам в предновогодних распродажах, но пользуются заметным спросом уже сейчас. Мы уже говорили, что «новогодние продажи» начинаются на российском рынке неожиданно рано — уже в середине осени, а на мировом рынке, как видно, они стартовали еще раньше, причем старт оказался настолько выразительным, что оказался одним из драйверов рынка.
Лидеры глобального «ноутбукостроения»
На первом месте в мировых продажах ноубуков по данным Digitimes оказалась корпорация НР Inc. На этот раз американский гигант продемонстрировал выразительную динамику и обошел своего основного конкурента — Lenovo, который в этом квартале вынужден довольствоваться вторым местом.
В пятерку лидеров предсказуемо вошли Dell, ASUS и Acer. Некоторые аналитики ожидали, что на этот раз в Тор five войдет и Apple, но этого не случилось даже на глобальном рынке.
Что это значит для ритейла
Из упомянутых выше трех «драйверов» для российского ритейла значим только последний, третий. Как мы уже говорили, ситуация такова, что чем раньше наши локальные розничные продавцы начнут «новогодний сезон» в современных российских условиях, тем больших успехов могут добиться в продажах. Медлить тут нельзя никому, ведь конкуренты не дремлют.
Распределение лидеров совершенно предсказуемо — «большая пятерка» производителей ноутбуков давно и прочно поделила рынок мобильных компьютеров, другие компании могут прорваться на лидирующие позиции только в некоторых областях и/или в определенных достаточно узких нишах. Однако, лидерство в квартале продукции НР Inc., по мнению специалистов Digitimes, обусловленное выпуском интересных моделей, для российских ритейлеров является хорошим поводом присмотреться к обновлению в товарном предложении ноутбуков этой компании.
Источник: Александр Маляревский