22 ноября 2016 г.
Современные государства все больше уходят в online вслед за своими гражданами. Чтобы жители страны в любой момент могли получить все необходимые услуги и в приемлемое время решать повседневные вопросы, голосовать и высказывать мнение (или как-то иначе влиять на жизнь города и страны в целом), создаются комплексные ИТ-системы, требующие работы в режиме 24.7.365. Если взглянуть со стороны, то в развитии государственного ИТ четко прослеживается несколько тенденций, которые по-своему схожи с ситуацией на рынке в целом и имеют ряд своих уникальных особенностей.
Мобильное правительство
Все больше повседневных процессов переходят в цифровой формат, делая жизнь граждан удобней, а бизнес — эффективней. Например, портал государственных онлайн услуг города Москвы предоставляет более 140 услуг, доступных через интернет. По данным исследовательской компании GfK, в 2015 году аудитория российского интернета достигла 84 млн человек, что составляет 70,4% от всего населения страны. Рост во многом обусловлен увеличением популярности мобильных устройств. Если в 2014 в интернет со смартфонов и планшетов выходили 17,6% и 8,4% пользователей соответственно, то в 2015 эти показатели увеличились более чем в два раза. Государству не менее важно запрыгнуть на этот поезд «инноваций» и использовать современные инструменты.
Именно поэтому все больше сервисов и услуг становятся доступны не только в электронном виде, но и в качестве приложений для мобильных телефонов. Например, жители Москвы могут голосовать по некоторым общегородским вопросам прямо со своего телефона — через приложение «Активный гражданин», а по всей России действует приложение «Госуслуги», помогающие оплачивать штрафы с телефона, подавать заявления и т.д. Оба приложения доступны на всех популярных платформах (iOS, Android и Windows Phone). Стоит ожидать, что государство и дальше продолжит осваивать мобильные технологии, предоставляя все больше возможностей своим гражданам. Кто знает, может в недалеком будущем наши паспорта также переместятся на мобильные телефоны и планшеты.
Страна в облаке
Несомненно, развитие облачных структур активно продолжается уже несколько лет, в том числе и в госсекторе. В облака стремятся правительства всех стран. Согласно прогнозу Market Research Media, расходы мировых правительств на облачную сферу уже к 2020 году достигнут отметки в 118 млрд долларов. Вопрос лишь в выборе правильного подхода. Не все инструменты, выгодные для бизнеса, могут также эффективно работать для государственных структур. Например, использование программного обеспечения или инфраструктуры «по требованию». Государство редко может позволить себе увеличение мощности за счет коммерческих ЦОД и облаков. Чтобы поддерживать необходимый уровень безопасности и сохранности данных, правительству нужны собственные облачные платформы.
Еще в октябре 2015 года правительство России утвердило концепцию перевода государственных ИТ-инфраструктур в систему федеральных дата-центров, а до 2017 года президент России Владимир Путин поручил разработать закон о приоритете использования ресурсов электронного правительства для госорганов. Подобные инициативы могут положительно сказаться на развитии ИТ. Соблюдая все основные принципы построения отказоустойчивых и катастрофоустойчивых виртуальных систем, государство способно создать площадки для реализации социально значимых сервисов без риска потерять важные данные или приложения. Особенно при комплексном подходе.
Так, решения в области непрерывной доступности могут использоваться не только в рамках инфраструктуры одной организации, но и в облаке. То есть всего одного решения может быть достаточно, чтобы данные и приложения всех социально значимых сервисов в государственном дата-центре оказались непрерывно доступны. Конечно, такое решение должно обладать широкими возможностями масштабирования, позволяющими создавать резервные копии для большого объема информации. Только порталом государственных онлайн услуг города Москвы уже пользуются более пяти миллионов человек.
Технологии под контролем
По своему внутреннему строению (особенно, если говорить об ИТ) современные государственные структуры во многом схожи с крупными корпорациями. И тем и другим крайне важно обеспечивать максимальную надежность своих систем и гарантировать их непрерывную доступность. Однако определенные различия все же присутствуют. Главное из них — жесткость требований.
Бизнес куда более свободен в выборе путей развития и подходящих инструментов. В результате одним из ключевых критериев оценки становятся деньги. Компаниям крайне важно, чтобы стоимость внедряемых технологий не превышала рисков, которые она устраняет. В то же время далеко не все вероятные потери поддаются оценке. К примеру, сбои в работе могут существенно навредить репутации банка, что имеет долгосрочные негативные последствия. В государственных структурах цена возможных ошибок, как правило, еще выше. Поэтому при выборе технологий подобные организации стараются минимизировать не только финансовые, но и любые возможные риски.
Чем больше развиваются государственные ИТ, тем больше усиливается контроль качества и безопасности. Появление государственных стандартов может положительно сказаться на всем рынке. Конечно, крупные игроки и так стараются создавать продукты международного уровня и качества, однако небольшие компании смогут более четко представлять требования еще на ранней стадии работы.
На территории России для хранения государственных данных одним из основных сертификатов является ФСТЭК. Как итог — выбор доступных решений сильно ограничен. При этом процесс внедрения нового продукта требует продолжительного времени и длительных этапов согласования, поэтому государственным организациям следует изначально уделять повышенное внимание оценке решений, учитывая их технические возможности и то, какие риски они помогут сократить.
Непрерывно доступное государство
На государственных серверах хранятся терабайты ценной персональной информации граждан: медицинские карты, задолженности по ЖКУ, оценки школьников и т.д. И это без учета внутренних данных организаций, некоторые из которых под грифом «государственная тайна». Многие из этих сведений могут понадобиться в любой момент времени, поэтому госструктурам важно обеспечить их непрерывную доступность в режиме 24.7.365. Например, если система городского видеонаблюдения за дорожным движением выйдет из строя, то это серьезно затруднит работу правоохранительных органов, что и в худшем случае может даже поставить под угрозу безопасность граждан.
В начале года крупные участники алкогольного рынка заявили о сбое в работе централизованной системы учета алкоголя, которая требовалась, в частности, для отправки и приемки продукции. В подобных случаях продукция попадает на прилавки с опозданием, а иногда даже портится из-за ненадлежащего хранения. Если же представить, что подобная ситуация произошла с медикаментами или другими жизненно важными товарами, то цена сбоя, к сожалению, может выражаться не просто в цифрах потери прибыли, но и в человеческих жизнях.
Как сократить негативные последствия? Уменьшить риск возникновения ошибок, а в случае их появления, максимально быстро вернуться в работу. Для этого нужны комплексные инструменты, например, решения в области непрерывной доступности данных и приложений. Подобные продукты предлагают более широкий функционал, чем простое резервное копирование, и призваны сократить показатели целевого времени и точки восстановление (RTPO) до оптимальных значений. Например, 15 минут. Кроме того, государству лучше выбрать такое решение, которое не только способно гарантировать сохранность и восстанавливаемость резервных копий, но и предоставляет другие возможности для достижения непрерывной доступности 24.7.365: мониторинг, позволяющий оценивать состояние ИТ-инфраструктуры и устранять проблемы еще до их появления, репликацию виртуальных машин и т.д. Дополнительным преимуществом станет возможность резервного копирования на удаленную площадку или в облако, что в последнее время стало одним из наиболее актуальных трендов.
Даже малейшая утеря контроля может привести к серьезным проблемам, поэтому обеспечение непрерывной доступности критических данных и приложений — крайне важная задача для государства. И с каждым годом приоритет будет только возрастать. Для ее реализации недостаточно традиционных инструментов резервного копирования. Нужны комплексные решения, которые обладают широкими возможностями, легко масштабируются, а также прошли всю официальную сертификацию, тем самым подтвердив свое качество. На современном рынке подобные технологии уже есть. Они могут эффективно минимизировать не один, а целый спектр различных рисков. При выборе таких решений данные граждан и ценные для государства сведения останутся в полной сохранности и будут всегда доступны в режиме 24.7.365.
Источник: Василий Ваганов, старший региональный директор Veeam по Восточной Европе, России и СНГ