20 декабря 2016 г.
Логистическая компания Pulse Express объявила о запуске проекта «Почтомат у дома» совместно с федеральной розничной сетью универсамов «Магнит». Pulse Express владеет и управляет сетью почтоматов, компания не занимается доставкой товаров по стране и не является интернет-магазином.
Реальность и планы
По заявлению представителей Pulse Express, в сети компании уже к концу года будет работать двести почтоматов, в наступающем 2017 — не менее 1700, а к 2020 году количество таких устройств достигнет 6200. Планы у компании очень масштабные, ведь она планирует за год устанавливать в полтора раза больше почтоматов, чем установлено в стране до настоящего времени.
Важно, что Pulse Express планирует в первую очередь охватывать своей почтоматной сетью регионы страны. К ближайшему февралю устройства появятся в 127 городах России, а к 2020 году в планах компании установить свои устройства в 2253 населенных пунктах РФ. Разумеется, настолько разветвленная сеть послужит катализатором для всего национального сегмента интернет-торговли.
В настоящее время первые двадцать почтоматов уже работают в московских магазинах «Магнита», но это пилотная сеть таких устройств, на которой компания-оператор отрабатывает взаимодействие с клиентами.
Что такое почтомат?
Почтомат — по аналогии с банкоматом — автоматизированное сервисное устройство, способное снизить нагрузку на офисы и снизить цену транзакции, при этом увеличивая удобство пользователя и снижая общую стоимость логистических издержек. Если в случае с банкоматом речь идет о банковских сервисах, то в случае с почтоматом — о сервисах почты и служб доставки. Заметим, что как банкоматы не отменяют необходимость в традиционных банковских отделениях, точно так же почтоматы не отменяют почтовых сервисов, курьерских служб доставки и работы пунктов выдачи, а дополняют имеющие возможности этих структур.
Почтовые отправления — в большинстве случаев это будут физические товары, приобретенные в интернет-магазинах — сервис доставки привозит к почтомату и размещает по его ячейкам. Покупателю через автоматизированную систему оповещения высылается на телефон информацию о факте доставки и код, введя который в почтомат, он получает доступ к ячейке и может забрать приобретенный товар. Разумеется, такой простой вариант взаимодействия возможен лишь в случае, если товар вместе с доставкой оплачен через Интернет. Если же товар отправлен наложенным платежом, то перед доступом в ячейку клиент должен оплатить покупку, используя для этого возможности почтомата, в который встроен платежный терминал, где можно рассчитаться как наличными, так и посредством банковских карточек.
Почтоматы как сервис появились на российском рынке несколько лет назад и хорошо известны покупающим в интернет-магазинах. По данным GfK, в прошлом году в России 40% онлайн-покупателей пользовались почтоматами.
В чем удобство почтомата?
Алексей Жуков (на фото), генеральный директор Pulse Express, отметил, что развитие сети почтоматов позволяет российским интернет-магазинам «дотянуться» почти до каждого жителя страны, благодаря чему расширяется круг потенциальных покупателей, а издержки на логистику при использовании почтомата в цепочке доставки снижаются.
Удобство почтомата для покупателя очевидно — покупку доставят в точку, находящуюся в шаговой доступности от дома или работы, и человеку предоставляют некоторый период (стандартно: три дня), в течение которого он может в любое удобное ему время забрать купленный товар без ожиданий и очередей. Соответственно, нет необходимости тратить время в почтовом отделении или вынужденно быть «привязанным» к месту в ожидании курьерской доставки.
Удобство почтомата для службы доставки тоже актуально — курьер минимизирует время на вручение товара. Предварительное уточнение времени и места доставки, поиск указанного адреса и подъездных путей к тему, ожидание клиента, прием денег, выписка счета — все это и многое другое по понятным причинам либо исключается, либо выполняется автоматом, что повышает производительность труда человека и снижает общую стоимость доставки.
При этом возможны и другие сценарии использования почтомата. Например, может быть использован как инструмент для оптимизации «последней мили» на пути товара от продавца к покупателю, так и инструмент для «первой мили». В последнем случае продавец может закладывать товары в ячейку почтомата, используя устройство для передачи курьеру службы доставки, а он в удобное время заберет отправляемые покупки, которые в последствие будут отправлены по указанным адресам. Это будет актуально для небольших интернет-магазинов, а также для частных предпринимателей, ведущих торговлю через Интернет.
Почему выбран «Магнит» и в чем его выгода?
«Магнит» — крупнейшая российская сеть розничных магазинов по торговле продуктами питания. На данный момент у компании есть 13 814 магазинов практически в каждом значимом населенном пункте. Г-н Жуков отметил, что компания Pulse Express не исключает сотрудничества с другими игроками рынка в отдаленном будущем, но в ближайшие несколько лет связывает развитие собственной сети почтоматов именно с «Магнитом».
Для «Магнита» размещение почтоматов также выгодно — наличие подобных устройств в помещениях магазинов будет способствовать повышению трафика платежеспособной аудитории, что по понятной причине актуально для ритейлера.
Почтоматы как ИТ-система
Создание и обеспечение работы сети почтоматов является высокотехнологичной задачей, как отмечает Валерий Шарандо, технический директор Pulse Express. Подготовительные работы, предваряющие запуск системы, шли в течение двух лет. Параметры корпусов почтоматов разработаны компанией Pulse Express. Российская компания-партнер по заданным размерам изготавливает секции почтоматов. Последние, заметим, являются модульными (выпускают три вида модулей, в которых могут быть ячейки четырех видов), что позволяет гибко изменять конфигурацию в зависимости от особенностей локального трафика отправлений. Разумеется, размещение почтоматов в закрытых и отапливаемых помещениях магазинов «Магнит» смягчает требования к уровню физической защиты модулей, как антивандальной, так и, например, от влаги и холода.
Как мы уже отмечали, почтоматом управляет компьютером, который обеспечивает интерфейс с пользователем, прием оплаты, если это необходимо, открытие и закрытие ячеек и т. д. Кроме того, сложной ИТ-задачей явилась разработка системы для управления сетью почтоматов, которая обеспечивает взаимодействие с системами интернет-магазинов и логистических компаний, информирование пользователей о доставке посылок и т.д. Как отметил г-н Шарандо, компании пришлось самостоятельно разрабатывать соответствующую платформу, так как ни одна из доступных на рынке готовых систем для обеспечения работы почтоматной сети в полной мере не отвечала задачам российской компании. Систему разрабатывали специалисты Pulse Express с привлечением сторонних разработчиков.
В проект «Почтомат у дома» швейцарским инвестиционным фондом ULS Express Europe SA вложено 800 млн. руб, заявил Станислав Мальков, представитель фонда, и отметил, что данное направление является новым для российского рынка, но при этом достаточно перспективным. Как подчеркнул г-н Мальков, при необходимости фонд готов вкладывать в проект и больше денег, как реинвестируя доходы, полученные от деятельности Pulse Express, так и привлекая внешние средства.
Рынок почтоматов: не все гладко
По данным J’son & Partners Consulting, на конец 2015 года в России функционировало 1070 почтоматов, но в уходящем году и устанавливали новые, и убирали ранее работавшие. Г-н Жуков отметил, что сейчас в стране установлено порядка тысячи подобных устройств, в то время как национальный рынок нуждается примерно в 12 тыс. почтоматов. Существуют и другие оценки количества почтоматов в сетях, работающих на территории России, доходящие до 50 тыс. устройств, в любом случае, сегмент таких устройств еще очень далек от насыщения.
В этом сегменте работают компании разного профиля, как специализированные (например, PickPoint, A1 и другие), так и многопрофильные, для которых ритейл является одним из направлений бизнеса (с собственной сетью почтоматов экспериментировала, например, компания МТС). В данном направлении планировала развитие и «Почта России», в январе 2015 года обещавшая установить почтоматы на каждой станции московского метро уже к концу 2016 года.
При этом на рынке почтоматов не все гладко. Например, почтоматы на каждой станции метро в уходящем году так и не появились, а на прошлой неделе приостановил свою деятельность InPost, оператор крупнейшей сети почтоматов на российском рынке. Сеть компании InPost насчитывала порядка 400 почтоматов, которые были установлены в 35 регионах России. Заметим, что InPost является международной компанией, сеть из 5000 почтоматов которой работает в Великобритании, Франции, Италии, Польше, Канаде и других странах мира. В данном случае уход такого крупного игрока с российского рынка является тревожным сигналом.
Что это значит для ритейла?
Рынок электронной коммерции в России остается одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Г-н Жуков со ссылкой на данные неназванных аналитических отчетов сказал, что количество только внутрироссийских заказов в этом году вырастет на 20% по сравнению с прошлым годом и составит 190 млн. отправлений.
Быстрыми темпами растет количество интернет-магазинов. По оценкам деловой сети n4.biz («Навигатор для бизнеса»), на сегодняшний день в Рунете зарегистрировано порядка 70 тысяч интернет-магазинов, в прошлом году их число составило чуть больше 50 тысяч.
«В этом году наблюдаем стремительный рост количества интернет-магазинов в регионах. — говорит Евгений Сафронов, коммерческий директор деловой сети n4.biz. — По нашей статистике, в Екатеринбурге и Казани он составил 25%, в Краснодаре и Самаре — 24%, в Новороссийске — 23%, в Нижнем Новгороде — 21%, в Ростове-на-Дону — 20%, а в Челябинске и Омске — 17%».
При этом динамика явно смещается в регионы. Например, в текущем году прирост количества интернет-магазинов Москвы и Санкт-Петербурга составил не более 24%, то есть столицы не попали даже в тройку лидеров. И это при том, что в прошлом году они соответствующие параметры для столиц превышали 41%, по данным n4.biz.
Большинство россиян — 71%, по данным n4.biz — пока предпочитает делать покупки в интернет-магазинах своих городов, прежде всего, из-за простоты доставки. Развитие национальной сети почтоматов способно повлиять на ситуацию, упростив доставку в регионы товаров крупных игроков национального рынка e-commerce, а также открыв возможности локальным интернет-магазинам выйти за пределы своих городов.
Все это приведет к росту конкуренции, что надо учитывать традиционному ритейлу. Кроме того, тем ритейлерам, которые еще не создали в параллель к традиционным торговым точкам собственный интернет-магазин, стоит задуматься о запуске последнего и о работе как на локальный, так и на национальный рынки e-commerce.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE