29 сентября 2017 г.

Реваз Хетагури

До половины оборудования в европейском корпоративном секторе будет клиентами не куплено в единоличное владение, а предоставлено им по модели HaaS (Hardware as Service), считает Елена Шедова, директор по маркетингу группы компаний Softline. Данная модель стремительно набирает популярность, в том числе, и на российском рынке. Чем обусловлена востребованность такого подхода?

Гибкость является наиболее очевидным преимуществом HaaS. Клиент практически любого размера может получить в аренду оборудование нужной конфигурации для построения своей информационной системы. Теоретически, конечно, такой набор оборудования можно купить, но практически такой подход требует слишком больших вложений. На практике компании обычно занимаются «лоскутным апргейдом» парка своего цифрового оборудования, в результате чего довольно быстро «парк превращается зоопарк», объединяющий набор систем разных поколений, которые обслуживать и администрировать непросто, а потому дорого.

Финансовая целесообразность. «Вложения в ИТ-инфраструктуру не приводит к росту капитализации компании, — подчеркивает Реваз Хетагури (на фото), заместитель руководителя департамента аппаратных решений Softline, — более того, для средства для приобретения техники приходится или изымать из основных средств, или привлекать внешнее кредитование». Любой из вариантов по понятным причинам не будет радовать акционеров компании. Разумеется, этот аспект будет актуальным для немногих российских компаний, но упрощение бюджетирования при использовании HaaS окажется приятным даже для государственных структур.

Экономическая эффективность. Модель HaaS для корпоративного клиента привлекательна не только сочетанием возможностей экономить средства как на «порционной» оплате оборудования, так и на администрировании/обслуживании, но и на качестве последнего. Важно понимать, что корпоративный клиент в рамках данной модели оплачивает не стоимость компьютеров, а стоимость владения компьютерами. Используя преимущества HaaS, клиент заказчик может в очень широких пределах варьировать набор сервисов, приобретаемых у поставщика. Обслуживание в режиме 24×7 можно приобрести, а можно от него отказаться в пользу менее дорогих форматов, «подменный фонд» компьютеров, предоставляемых на время ремонта техники, можно заказать только для определенной номенклатуры устройств, а можно не заказывать вовсе, страховку от поломки или кражи мобильных девайсов можно выбирать в широких пределах и т. д. Разумеется, все перечисленное заказчик может реализовать и своими силами, не прибегая к помощи HaaS-провайдера, но по понятным причинам в этом случае данные сервисы для корпоративного пользователя окажутся заметно дороже, да и перечисленные действия довольно далеко от бизнеса, которым занимается большинство компаний реального сектора и государственные структуры.

Простота логистики очевидна, хотя ее бывает сложно оценить в денежном выражении. Между тем, при покупке оборудования его нужно поставить на баланс, а после завершения жизненного цикла — списать с баланса. Эти процедуры на практике оказываются весьма непростыми, особенно для государственных заказчиков, что потребует затрат временных ресурсов как специалистов из ИТ-отдела, так и из других департаментов: бухгалтерии, планового отдела, финансовых подразделений и т. д. В случае аренды оборудования весь необходимый документооборот оказывается существенно проще.

Избавление от «пост-проблем». Важно, что применение модели HaaS позволит корпоративному заказчику избавиться и от проблем с реализацией оборудования, уже не соответствующего требованиям. Между тем, такие компьютеры или обладают остаточной стоимостью, чем пренебрегать не следует, или потребуют затрат на утилизацию. Возможность не тратить ресурсы компании на реализацию или на утилизацию отработанной техники также важна в современных условиях — причем в очередной раз подчеркнем, что как для коммерческих компаний, так и для государственных структур — и является очевидным преимуществом подхода «аренда вместо покупки».

Итоговая выгода для корпоративного заказчика, который арендует компьютеры вместо их приобретения, составляет порядка пяти-десяти процентов от стоимости владения парком устройств, говорит Реваз. Разумеется, это среднестатистические цифры, а конкретные суммы будут варьироваться в зависимости от количества устройств, условий поставки и других параметров.

В чем выгода HaaS-провайдера, на которого корпоративный заказчик передал целый ряд «обременений»? Она обусловлена наличием у провайдера целого ряда компетенций и ноу-хау, которыми заказчик в полной мере обладать никак не может. Например, HaaS-провайдер благодаря крупным объемам приобретаемого оборудования для нужд своих заказчиков может получать от вендора и дистрибутров расценки и условия, которые вряд ли будут доступны корпоративным клиентам, даже крупным. Сказанное также справедливо и при приобретении провайдером других услуг, необходимых для предоставления HaaS-сервисов — например, кредитов на покупку оборудования, страховых и сервисных контрактов. Также важна широта компетенций, например, если в дизайн-студии устаревает оборудование, то эти компьютеры вполне можно продолжить эксплуатировать в качестве офисных систем, HaaS-провайдер может довольно легко реализовать такую схему для своих заказчиков, однако, дизайн-студии будет проблематично искать покупателей для своих «б/у» компьютеров, да и продать системы без гарантийного обслуживания дизайнеры вряд ли смогут. Но реализация подобной схемы для HaaS-провайдера не представляет проблем, но для этого, как мы говорили, нужны компетенции, причем как для понимания особенностей дизайнерских компьютеров, так и для детального знания потребностей корпоративного заказчика, а также компетенции в области сервисных контрактов, определения степени реального износа оборудования и т.д. Количество подобных примеров можно продолжать, но общий смысл и на приведенном виден достаточно ясно.

Кроме того, тесное долговременное взаимодействие с корпоративным заказчиком открывает понятные — и весьма широкие! — перспективы для предложения последнему программных продуктов, интеграционных проектов, облачных" сервисов и т. д., чем Softline, разумеется, активно пользуется.

Источник: crn.ru