3 октября 2017 г.
Goldman Sachs планирует начать торговлю криптовалютой, став таким образом первым из «монстров с Уолл-стрит», которые выходят на этот рынок, что будет знаковой вехой не столько для банка, сколько для криптомира. В пресс-службе Goldman Sachs прокомментировали соответствующие действия повышенным интересом клиентов банка к криптовалютам. Пресса ожидает горячих медийных тем от дискуссии представителей Goldman Sachs и JPMorgan Chase (напомним, что СЕО последнего резко выступил с позиций «крипто-пессимизма», пообещав уволить любого сотрудника, который будет замечен в торговле криптовалютами), но это не важно.
Представители Visa подтвердили, что рассматривают возможности выпуска карт этой платежной системы с привязкой к ним счетов с криптовалютой Monaco. Объявление о намерениях выпустить первую в мире карту на границе двух миров — традиционных платежных систем и криптовалют — вызвало взлет курса Monaco (с момента выхода она уже подорожала на 695%), но это не важно.
В Дубае запущена первая в мире государственная криптовалюта — emCash, которая будет использована в кошельке emPay. По мнению представителей Минэкономразвития страны, запуск криптовалюты послужит стимулированию бесконтактных платежей и укрепит репутацию государства как лидера на рынке финансовых услуг. Напомним, что Япония рассматривает возможность запуск национальной криптовалюты J-Coin, но в этом вопросе Стране восходящего солнца первой в мире уже не стать. Ранее собственную криптовалюту планировала запустить Эстония, но идея с estcoin пока не нашла понимания у Европейского центробанка, однако, это не важно.
А важно, что глобальные игроки рынка традиционной экономики — среди них как крупнейшие компании (например, упомянутые Goldman Sachs и Visa), так и передовые страны (Дубай, Япония, Эстония), причем список фигурантов можно продолжить — уже активно работают с криптовалютой, рассматривая ее как новый современный инструмент для самых разных задач. Поэтому дискуссию о серьезности/несерьезности этого инструмента можно считать завершенной.
Криптовалюта — цифровые «виртуальные монеты», которые защищены от подделок средствами криптографии, причем защищены настолько хорошо, что их невозможно подделать, скопировать и «размножить». Это инструмент, который — как и любой другой — можно использовать для самых различных задач. Сейчас этот инструмент стал простым и поэтому массовым, компании из самых разных областей деятельности рассматривают самые разные способы его применения. На криптовалютные платформы сейчас пытаются перевести свои внутренние «условные единицы» как некоторые традиционные компании (например, накопительные баллы-«вопперкойны» от «Бургер-кинг»), так целый ряд вселенных онлайн-игр.
Конечно, на этой основе многие пытаются на волне интереса к крипте выстроить и откровенно мошеннические схемы с ее использованием, но это не имеет отношения к инструменту. Согласитесь, нельзя же говорить о том, что электронная почта является «мошенническим инструментом» только потому, что ее используют для попыток фишинга и рассылки «нигерийских писем». Криптовалюту использовали — и будут использовать! — спекулянты, которых на финансовом рынке всегда много, причем предметом спекуляции служат самые разные валюты и другие товары. Но на основании этого по понятной причине никак нельзя утверждать, что «криптовалюты — это инструмент для спекуляций». Это, как мы уже отмечали, просто инструмент.
Разумеется, криптовалютные технологии и построенные на их основе проекты могут сбоить — особенно сейчас, когда соответствующие сегмент находится в зоне формирования в техническом плане, а в хайп вокруг него вовлечены самые разные структуры, включая мощных «криптопессимистов», к которым следует отнести, например, правительства Китая и Южной Кореи, которые ввели ограничения на работу с крипто-инструментами.
Важно, что криптовалюты уже оказывают влияние на самые различные аспекты традиционных рынков, причем не только финансового и смежного с ним «финтеховского». В качестве примера приведем недавний прецедент, когда популярность домашнего майнинга на российском рынке вызвала кратковременный дефицит видеокарт. Однако, заметим, что майнинг — лишь один из инструментов «внутри» криптовалютного мира, который применим лишь для некоторых типов валют (например, очевидно, что внутриигровые деньги и «бургеркойны» будут получать другими способами).
Однако, криптовалюты, построенные на майнинге, — подчеркнем, что это лишь подмножество из всех существующих, причем не самое распространенное — весьма интересны своей децентрализацией. За этими валютами не стоит никакая структура — ни государство, ни банк, ни компания, ни консорциум компаний — что означает отсутствие некоего «контролирующего центра», который имеет возможности в зависимости от своих собственных интересах воздействовать на судьбу этих криптовалют. Для большинства — даже для убежденных западных криптоанархистов, чьи идеи полувековой давности положены в основу криптовалютного рынка — это теория, красивая, стройная и весьма либертарианская, но большинству россиян это легко объяснить на практике, сказав, что этим криптовалютам не страшна «павловская реформа» и многие другие инструменты, которые с разной степенью успешности применяло в рублевой зоне родное государство. С такими криптовалютами, за которыми не стоят государства, которые не обеспечены золотом (а также, например, бриллиантами, как D1 coin, планируемая к легализации в РФ, и другими эквивалентами), а также не имеют многих других элементов, характерных для традиционных денег, все непросто, причем на самых разных уровнях. Упомянем неопределенный статус в одних государствах и запрет в других (это, заметим, совершенно нормально, даже, например, привычный «Корвалол» в одних местах легален, а в других запрещен), ряд технических накладок (однако, криптовалюты успешно пережили как локальные хакерские атаки на отдельные криптобиржи, так и глобальное «расщепление» некогда единого Bitcoin), внезапные проблемы с использованием (например, из-за быстрого роста курса Bitcoin пока крайне редко используют в качестве платежного средства, мало кому хочется повторить историю с «самой дорогой пиццей» или с «футболками Грефа»). Однако, рассмотрение этих моментов выходит за рамки этой статьи.
Для нас важно, что криптовалюты не стоит считать «мошенническими инструментами», а связанные с ними проекты — априори «пузырями». Криптовалюты — это серьезный современный цифровой инструмент, который в современном мире может быть востребован для самых разных задач, от оптимизации систем скидок и программ лояльности до активизации бесконтактных платежей и создания глобальных валют.
Источник: Редакционный материал