28 сентября 2018 г.
Microsoft, Redis Business Сlass и PwC представили
Покупатели затягивают пояса
Новые технологии преобразуют все отрасли экономики, и розничная торговля — не исключение. В России темпы цифровой трансформации ритейла несколько сдерживает не самая благоприятная экономическая ситуация, — но именно сдерживает, а не отменяет вовсе. С каждым днём становится всё очевиднее, что бизнес, который не сможет изыскать возможности для преобразования под цифровые реалии, рано или поздно вынужден будет уступить своё место на рынке более расторопным и не страшащимся перемен конкурентам.
«Ритейл-барометр» провели аналитические компании Redis Business Class и PwC при технологической поддержке Microsoft, опросив около сотни топ-менеджеров и руководителей наиболее значимых розничных торговых компаний страны во всех сферах, от продуктов питания и автозапчастей до медицинских и детских товаров.
Как выяснилось, 41% опрошенных ритейлеров уже преобразуют свой бизнес под воздействием новейших технологий, а еще 16% планируют приступить к цифровой трансформации в ближайший год. Происходит это, разумеется, не от абстрактной любви к технологиям или стремления во что бы то ни стало инвестировать в инновации, а вследствие объективных экономических причин.
В первой половине 2018 г. экономика России продолжала демонстрировать не самую впечатляющую динамику. Скажем, в апреле текущая инфляция по официальной оценке составила 1,2% относительно предшествующего месяца, а в июне — 2,1%. В то же время наблюдаемая, то есть рассчитанная на основе оценок реальных потребителей, инфляция за те же месяцы вышла на уровень 8,3 и 10,6% соответственно (данные ФОМ).
Отечественный потребитель всё более скептически оценивает собственные финансовые возможности — и корректирует покупательское поведение, не рассчитывая, что в обозримой перспективе сумеет зарабатывать больше. По опросам ФОМ и PwC, в мае текущего года 27% респондентов отмечали, что переключаются на приобретение более дешёвых товаров, а 21% — что сокращают объёмы покупок. В июне эти же показатели достигли 35 и 27% соответственно. За последние полгода средний чек по российской рознице сократился на 4,6%.
Подобные тенденции не могут не отражаться на ритейле: опрошенные аналитиками бизнесмены признали, что по итогам 2018 г. им придётся столкнуться с ещё более серьёзными проблемами, чем в
Без трансформации никуда
Какие же факторы роста видят российские ритейлеры для развития бизнеса в этой непростой ситуации — которая, судя по их же собственным ощущениям, ещё долгое время продолжит таковой оставаться? В первую по значимости тройку рецептов развития вошли, по замерам «Ритейл-барометра», взаимодействие с поставщиками и партнёрами, вовлечение потребителей, а также автоматизация бизнеса и развитие ИТ.
Как становится всё более очевидно игрокам рынка, первые два фактора роста сами по себе настоятельно требуют цифровой трансформации, поскольку традиционный ресурс их развития практически исчерпан. С этим, правда, у отечественного бизнеса пока не всё обстоит гладко. Так, электронная коммерция, как показал «Ритейл-барометр», эффективно работает только у 18% респондентов. Ещё 36% продолжают развивать его, невзирая на трудности, 39% попробовали этот подход, но не сочли его эффективным, а ещё 6% даже не брались за внедрение e-commerce.
Опыт ритейлеров
Представление совместного исследования Microsoft, Redis Business Сlass и PwC проходило в формате круглого стола. Вслед за основными докладчиками выступили эксперт аналитической компании Nielsen, а также представители ритейлеров, уже полным ходом испытывающих цифровую трансформацию: Wildberries (от чисто онлайнового бизнеса) и X5 Retail Group (одна из наиболее успешных федеральных метасетей).
На рынке продаж через Интернет конкуренция только растёт, и удержать клиента лишь широтой и качеством ассортимента становится уже непросто, — об этом рассказал Андрей Ревяшко, ИТ-директор Wildberries. По его словам, рост числа товарных предложений после некоторого рубежа перестаёт привлекать потребителя: напротив, начинает мешать клиентам совершать осмысленный выбор и делать покупки: «В нашей компании мы применяем машинное обучение, например, при поиске товарных позиций, выдаче рекомендаций для заказа. Безусловно, мы не могли обойти стороной и 3D-технологии, которые помогут нашим клиентам подобрать себе комфортную обувь без примерки».
Ключевым фактором успешного развития современного бизнеса Виталий Порубов, руководитель направления стратегии и инноваций в ИТ X5 Retail Group, считает его способность к быстрым изменениям: «В современных реалиях скорость возможных изменений в бизнесе зачастую определяется готовностью ИТ их поддержать. Это определяет необходимость развития в ИТ практик поиска новых технологических возможностей для развития бизнеса, их быстрого апробирования и внедрения».
Выводы
Выводы, которые позволяет сделать «Ритейл-барометр», довольно прозрачны: розничному бизнесу не следует воспринимать актуальную ситуацию на рынке как некий временный кризис, который удастся так или иначе переждать, цепляясь за старые методы. Это новая реальность, и факторами успеха в ней становятся уже не столько быстрая экспансия и гарантированное качество продукта, сколько глубокое понимание потребителя, оптимизация затрат и способность выстроить гибкую операционную модель.
Поскольку приоритетом розничных продаж становится соответствие потребностям и ожиданиям покупателей — более того, каждого покупателя в отдельности, — цифровая трансформация для сколько-нибудь успешного развития ритейла попросту неизбежна. Требуется пересмотр самой модели ведения бизнеса в сторону высокомаржинальных услуг: переход от продажи товара (перемещения коробок со склада на полку) к комплексному сервису.
По завершении круглого стола Microsoft представила собравшимся на stoREvolution журналистам выставку инновационных технологических решений Retail Innovation Alley, цель которой — помочь партнёрам и заказчикам компании на практике оценить возможность применения индустриальных технологических инструментов. Среди отобранных для выставки проектов можно выделить Sarafan.AI, решение для распознавания и поиска одежды по фотографиям, и интеллектуальную платформу цифрового маркетинга Synerise.
Источник: Максим Белоус, crn.ru