13 ноября 2019 г.
На стыке IoT и wearable electronic намечаются интересные изменения. «Вместо того, чтобы строить ИТ-платформы и потом искать возможные применения, организациям следует в первую очередь рассмотреть деловой и человеческий контекст их внедрения», — говорит Брайан Бёрк, вице-президент Gartner, рассказывая о перспективах ИТ в будущем году, о чем CRN/RE писал. В данном случае контекст очевиден, а перспективы выглядят впечатляюще.
«Умные каски» и прочие элементы для бизнеса
МТС объявила о выпуске на рынок решения для контроля за сотрудниками, которое представляет собой модуль, вшиваемый в одежду, и набор датчиков по периметру контролируемого пространства, а также софт, позволяющий с заданной точностью и периодичностью снимать данные о местоположении работников. Заметим, что решение гибкое — к модулю на одежде могут быть подключены различные датчики — от простой «тревожной кнопки» до сенсора, снимающего пульс сотрудника. Заметим, что датчики могут быть ориентированы на получение данных как о самом сотруднике, так и о среде, его окружающей, например, это могут быть газоанализаторы, термометры и т.д.
Напомним, что прошедшим летом «МегаФон» представил набор решений, которые позиционировал как smart-средства индивидуальной защиты. В наборе — каска, жилет, куртка, ремень безопасности, перчатки и обувь, в которые встроены GPS, Вluetooth и Ultra-Wide Band. По заявлению представителей этого оператора, датчики и каналы связи помехозащищенные, а система позволяет определить местоположение работника с точностью до
Кому это нужно?
Легко видеть, что решения с «умной одеждой» требует доводки «по месту» — а это означает широкое поле работ для интеграторов! — и зачастую направлено не столько на банальный контроль за работниками, сколько на обеспечение высокого уровня защиты персонала на промышленных объектах, связанных с повышенной опасностью. Среди потенциальных заказчиков представители МТС отметили нефтепереработку, сельское хозяйство и строительство, хотя в данном случае следует смотреть шире — подход актуален, например, для любой «большой химии», а не только для нефтепереработки, а также для всей добывающей промышленности, производств, логистических площадок, энергетики и т.д., а также транспорта.
Прецеденты успешных внедрений уже есть, причем как у операторов, так и у интеграторов. Например, Softline с «Ростелекомом» уже запустили проекты, где smart-каски позволяют следить за передвижением и состоянием сотрудника, а также за соблюдением им техники безопасности. Одним из первых был реализован проект для одного из подразделений «Росатома», «пилот» которого успешно заработал в начале этого года. Изначально проект был направлен на развитие концепции «нулевого травматизма» — «умные каски» способны определять наличие самих себя на голове у работника, передавать сигнал диспетчеру в случае, если сотрудник упал или получил удар, предупреждать человека о вхождении в опасные зоны и т.д. Система с «умными касками» создана с учетом особенностей, которыми в данном случае были требования работы в сложных климатических условиях и в удаленности от крупных населенных пунктов, что подчеркнул Сергей Монин, эксперт в области решений по промышленному IoT группы компаний Softline.
Первые пилотные проекты МТС тоже дают интересные результаты. «Новый продукт позволит сократить расходы на управление подрядчиками на
Что дальше?
Интересно, что аналитики из Gartner, прогнозируя динамику IoT, объединяют корпоративный и автомобильный рынок, предсказывая этому направлению рост до 5,8 млрд точек в будущем году, что составляет +21% к ожидаемым итогам этого года. Активнее всего IoT будут использовать, скорее всего, по-прежнему в коммунальной сфере: индустрии нужны решения для учета электроэнергии, контроля водоснабжения, датчики протечек и прочее smart-оборудование для ЖКХ. Но заметим, что стационарное оборудование для коммунальщиков и транспортников/логистов представлено что на рынке уже несколько лет, а вот носимое оборудование для корпоративного использования только-только появляется.
В стадии становления находятся и бизнес-кейсы, раскрывающие возможности носимого оборудования для корпоративных заказчиков. В частности, специалисты Softline отметили, что есть возможность развития системы, созданной для «Ростатома», например, можно добавить к smart-каскам еще и «умные браслеты» с датчиками пульса и определения температуры тела, причем при необходимости «браслеты» могут отправлять тревожный сигнал в диспетчерскую. Кроме того, на основе анализа данных о перемещении smart-каски EPR-система предприятия может определять уровень активности сотрудника.
В качестве «носимой электроники» в бизнес-решениях зачастую выступают смартфоны, перемещения которых можно отслеживать на уровне оператора. Например, у «Билайна» для бизнес-заказчиков есть услуга «Единый мониторинг», позволяющая компаниям собирать информацию о передвижениях курьеров, водителей корпоративного транспорта и прочих мобильных сотрудников — на телефон работника достаточно установить приложение «Билайн трекер». Это несколько неканонический вариант wearable electronics, но также востребованный бизнесом.
Синергия бизнес- и пользовательского сегментов
На развитие корпоративного направления wearable electronic окажет позитивное воздействие продолжающийся бум персональной «носимой электроники», но легко видеть и обратное влияние, причем тоже положительное. Массовый рынок тоже меняется — распространение «фитнес-браслетов» продолжается высокими темпами, но кроме этого мэйнстрима начинает происходить много активностей в нишах.
Россияне удвоили (!) розничные покупки носимой электроники, по данным группы «Связной-Евросеть», которая проанализировала данные о продажах фитнес-трекеров, smart-часов и детских «умных часов», выполненных с января по сентябрь 2019 года. При этом у самой группы рост данной товарной категории в натуральном выражении составил 121% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в денежном выражении — 133% в деньгах. У МТС аналогичные показатели 120% и 212%, но у «М.Видео-Эльдорадо» рост составил в 2,7 раза «в штуках» и в 2,2 раза «в деньгах»!
Глобальным событием для сегмента фитнес-трекеров в этом сезоне стала покупка Google компании Fitbit. Однако пока неясно, как это повлияет на рынок фитнес-трекеров и, в более широком плане, на рынок носимых устройств. Например, приобретение Google части Fossil, активно экспериментирующей со smart-часами, на рынок пока не повлияла практически никак.
Фитнес-браслет: развитие продолжается
Устройства становятся все более разнообразными и функциональными. Например, новый Honor Band 5 Sport получил возможность распознавать новые режимы физических активностей — к привычным бегу и ходьбе добавлен даже баскетбол. Растет время автономной работы — упомянутая модель «при повседневном сценарии», по заявлению производителя, работает от одной зарядки до двух недель, также функционируя в режиме информера, то есть сигнализируя о звонках и сообщениях, приходящих на подключенный смартфон. Забавно, что носить этот гаджет можно как на руке, так и на ноге.
Однако, в сегменте становится тесно. Например, почти одновременно с рассмотренной выше моделью до российского рынка добрался Honor Band 4 с менее продвинутой «начинкой» — например, у него трехосевой датчик движения, а у «пять про» шестиосевой — без сменных ремешков, возможности ношения на ноге и поддержки баскетбола, но, по заявлению производителя, обладающий способностью измерять содержимое кислорода в крови. Очевидно, что одновременное присутствие на рынке таких близких моделей одного бренда делает сложным для пользователя выбор, а для реселлера — продвижение товаров. Неудивительно, что в условиях такого плотного насыщения вендоры ищут новые ниши.
Популярной нишей являются детские «smart-часы», основная функция которых не столько отслеживание физической активности, сколько возможность оперативной связи с ребенком. Сегмент тоже довольно насыщенный, поэтому производителям приходится искать маркетинговые ходы для продвижения своей продукции. Например, Elari продвигает «детские часы» совместно с МТС, ход эффектный, но доступный не всем вендорам. Заметим, что у МТС за период с января по сентябрь продажи этой группы товаров возросли в 2,8 раза, по данным исследований группы «Связной-Евросеть» (также см. врезку), причем такие результаты достигнуты, скорее всего, как благодаря маркетинговой активности самой компании, так и — во многом — благодаря известности Elari. Напомним, что компания первой предложила рынку детские смарт-часы с интегрированной «Алисой», что расширяет возможности взаимодействия с гаджетом даже для самых маленьких абонентов.
«Смарт-часы»: изменения начинаются?
В сегменте долгое время не происходило ничего заслуживающего внимания. Но ситуация изменилась: Xiaomi представил для данного сегмента функциональную модель устройства по разумной цене. Mi Watch работают под управлением Wear OS, поверх которой установлена «носимая» версия фирменной оболочки MIUI For Watch, но устанавливать приложения они позволяют. Новинка получилась толстоватой, но с емким аккумулятором и хорошей функциональностью: поддержку eSIM, Wi-Fi, LTE, NFS и т.д. Из эргономики отметим квадратный экран, колесико для прокрутки контента и кнопку для быстрого переключения между приложениями.
Напомним, что Xiaomi успешно продвигает уже четвертое поколение простых, бюджетных и популярных браслетов Mi Band — миллион Mi Band 4 был продан за первые 8 дней продаж, что является рекордом для сегмента wearable electronics. Поэтому появление Mi Watch — явление знаковое. Пусть первая версия пока представлена только для внутреннего китайского рынка и вызывает вопросы реализация NFC (на момент написания статьи неясно, будет ли она работать с Google Pay), появление такого мощного вендора с «умными часами» можно рассматривать как маркер наступающей высокой активности в соответствующем сегменте.
Вместо заключения
Популярность носимых устройств возрастает на обоих рынках — B2B и В2С. В первом случае элементы wearable electronics пока относительно просты, но они являются компонентами для построения специализированных решений для работы в составе корпоративных EPR-систем. Во втором случае носимые устройства становятся все более разнообразными и функциональными. Популярность девайсов в одном из сегментов «раскачивает» ситуацию во втором и наоборот, что благоприятно и для обеих сегментов, и для всего рынка. Рынок получает новую точку роста внутри сегмента IoT, который был и остается одним из локомотивов для всего ИТ.
Источник: Александр Маляревский