8 мая 2020 г.
На ИТ-отрасль к 2036 году придется 3,93% РФ, по оценкам экспертов Высшей школы экономики, сделанной по заказу Минкомсвязи. Цифра, мягко говоря, не великая, да еще и сниженная по сравнению с предыдущим вариантом прогноза ВШЭ, в котором соответствующую долю через 3 пятилетки оценивали в 4%. Напомним, что уже сейчас данный показатель у Индии составляет 5,5%, в Китае — 10%, в США — 10,9%, по данным TAdviser, и везде демонстрирует положительную динамику. Даже Узбекистан, увеличивший этот показатель до 2,2% весной этого года, планирует удвоить его к 2023, доведя до 4,4%. Как видно, по этому параметру Узбекистан-2023 и превзойдет РФ-2036.
Практические выводы из теоретического прогноза
Конечно, к таким «дальним прогнозам», как сделанный ВШЭ для Минкомсвязи, следует относиться крайне настороженно — слишком высока динамика современного мира, чтобы выполнять сколько-нибудь достаточно точные прогнозирование хотя бы на пятилетку вперед. Слишком много значимых факторов — политических, технологических, экономических и т.д. — которые трудно поддаются прогнозированию даже по отдельности, не говоря уже об их «интерференции», которая будет менять картину ИТ (и это без учета «черных лебедей»!).
Прогноз ВШЭ, однако, указывает, что исследователи не видят мощных драйверов, способных радикально интенсифицировать российский ИТ-сегмент, причем не видят ни сейчас, ни в обозримом будущем. Что же делать национальным ИТ-компаниям, которым явно будет тесно на локальном рынке? Одно из решений, конечно, не для всех — по возможности выходить на глобальный рынок, становиться интернациональными.
Это возможно?
Общеизвестные прецеденты «глобализации» российских ИТ-компаний, конечно, есть: «Лаборатория Касперского», Abbyy, Acronis, Nginx и другие. Можно также вспомнить прецеденты с отдельными продуктами — от Tetris до Prism. Но все это происходило совершенно в иной реальности, как экономической, так и политической, при ином уровне развития рынков и, главное, при радикально ином уровне конкуренции в сфере digital.
Глобальный рынок digital демонстрирует устойчивый рост, но есть одна деталь: быстро растет монополизация. Практически в любом устоявшемся сегменте общая доля компаний, входящих в «top five» на нем, растет, а доля, приходящаяся на «прочие», снижается. «Прочих» компаний, заметим, становится все больше, что усиливает конкуренцию буквально за каждый доллар. Однако варианты продвижения «за рубеж» есть, причем довольно разнообразные и с отлаженными инструментами.
В2С
В настоящее время сложно представить, чтобы российская компания смогла разработать девайс, актуальный для массового глобального рынка, да еще и продвинуть его вперед бодрых китайцев. «Йотафон», наверное, был последним громким прецедентом на массовом рынке. Но во-первых, этой истории уже более пяти лет, во-вторых, контроль над компанией достаточно быстро ушел тем же китайцам.
Однако, если такая разработка все же случится, то для российских компаний — как и для любых других — открыты мощные инструменты для глобального продвижения. Это маркетплейсы — даже AliExpress, самый крупный, но, конечно же, не единственный — и краудфандинговые платформы. Инструменты развитые и проверенные, при наличии актуального товара и правильного маркетинга вполне способные вывести любую локальную компанию — в том числе, и российскую — на глобальный рынок.
B2B
Тут сложнее, так как рынок крайне консервативный и через «алиэкспрессы» недоступный. Заметим, что на него можно выходить хитрым способом, но можно и напрямую.
Нужно ли это? Нужно, как показывает, например, недавний прецедент «Новых облачных технологий». Компания объявила об успешных действиях на рынках Бурунди, Конго и Камеруна, а также о переговорах с правительствами ряда стран: Алжир, Бурунди, Габон, Гана, Демократическая Республика Конго, Мадагаскар, Марокко, Нигерия, Сенегал, Того и Уганда. Начало впечатляющее: например, компания уже достигла договоренности о поставках 1 млн лицензий «МойОфис» в Камеруне, что выразительно выглядит на фоне поставок этого продукта на локальном рынке (из крупных достижений: в прошлом году «Почта России» приобрела 30 тыс. лицензий, Пенсионный фонд — 13,6 тыс).
Заметим, что в рассмотренном прецеденте компания действует на африканских рынках через классический двухуровневый канал. Привычный канал в этом регионе существует и развивается вместе со всей экономикой Черного континента. Интерес к африканскому рынку проявляют ряд глобальных игроков, например, Amazon, в конце апреля открывший свой первый ЦОД на континенте.
Российские компании кроме Африки также активно действуют на рынках стран Ближнего востока и говорят о планах расширения присутствия в странах Латинской Америки, не говоря уже о странах СНГ и «ближнего зарубежья». Как видно, пространство для возможной экспансии достаточно широкое.
Есть еще один канал, обеспечивающий выход локальных компаний на зарубежные рынки — интеграторы, причем как российские, так и глобальные. Например, российские интеграторы ведут успешный бизнес в странах Латинской Америки, причем как в В2В, так и В2G. В составе реализуемых проектов интеграторы поставляют ряд товаров от самых разных вендоров, среди которых, как отмечают представители корпорации Softline, как гранды рынка, так и множество небольших российских компаний, предлагающих инструменты, нишевые решения и т.д. Представители КРОК также отмечали, что среди пула вендоров, с которыми они работают, есть сотни небольших российских компаний, поставляющих вполне конкурентоспособные решения и продукты, причем количество фирм, с которыми у интегратора оформлены официальные договоренности, растет ежемесячно.
Заметим, что это мировая практика. Например, представители Crayon, вышедшего в прошлого году на российский рынок норвежского «облачного» интегратора, отметили, что вертикальные рынки крайне заинтересованы в адаптации для своих задач решений, разработанных для аналогичных заказчиков в других регионах планеты, а при этом кроме глобальных решений активно используют и локальные разработки из далеких краев. Аналогичным способом, как были уверены представители компании, и российские поставщики решений получат опосредованный доступ на ряд мировых рынков, где действуют 45 офисов Crayon.
Вместо заключения
Для российских компаний — как и для любых других — продвижение на международные рынки представляет собой непростой, небыстрый и недешевый процесс. Однако многим компаниям придется идти этим путем — локальный рынок в рублевой зоне тесноват и по понятным причинам не будет демонстрировать чудес роста...
В отдельных нишах российского рынка рост все же ожидается. Например, в обновленной версии прогноза ВШЭ рост услуг по обработке и хранению данных предполагают в 15 раз, хотя таких «точек роста» совсем немного даже в теории. О локальных «облаках» и ЦОДах мы поговорим в следующий раз.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE