25 мая 2020 г.
Сегодняшний кризис, вызванный мировой пандемией, существенно изменит мир. Об этом сегодня говорят все: и экономисты, и социологи, и культурологи, и политики. Известный шведский экономист, писатель и спикер Кьелл Нордстрем, выступая на Synergy Online Forum, подчеркнул: «глобальная коктейльная вечеринка», продолжавшаяся почти 40 лет, закончилась.
Этим ярким термином автор культовой книги «Бизнес в стиле фанк — капитал пляшет под дудку таланта»* обозначил эпоху, начавшуюся в первой половине
В 1996 г. американский экономист Майкл Портер** ввел в обиход термин «глобальность» и глобализация стала, можно сказать, краеугольным камнем человечества. А развитие средств коммуникаций привело к тому, что не только компании, но и люди теперь находятся на связи друг с другом постоянно. Вся планета общается друг с другом, все стало взаимосвязано и взаимозависимо, бесконечный глобально интегрированный товарооборот. Скажем, компания из Нидерландов закупает компоненты из Вьетнама и Пакистана, держит склады в Берлине, а производство в Китае. Такого раньше никогда не было. Глобализация оказалась прекрасной и полезной вещью для получения конкурентного преимущества и успеха на рынке. Однако у нее (как и всего в мире) есть обратная сторона. И побочные эффекты особенно ярко проявились именно сейчас.
Вечеринка окончена?
Глобальная коктейльная экономическая вечеринка международных компаний внезапно рухнула в декабре 2019. Появившийся в Китае новый вирус за очень короткое время оккупировал весь мир. Что произошло дальше, сегодня хорошо всем известно. При этом Кьелл Нордстрем подчеркивает: во всем случившимся по большому счету нет ничего нового. Пандемии, войны, голод преследовали человеческий род на всем протяжении его существования. Чума, оспа, «испанка» ХХ века, которая, по мнению ряда исследователей, унесла больше жизней, чем мировая война, локальные эпидемии — всё это человечество переживало не раз, переживет и нашествие коронавируса.
Однако с точки зрения влияния на экономику нынешняя пандемия представляет собой нечто совершенно новое. Сто лет назад не было ни глобальных компаний, ни таких масштабных взаимодействий между странами и людьми, о глобализации никто даже не думал. Стиль жизни людей также очень сильно отличался — интенсивность и скорость путешествий были кардинально другого качества и количества.
Именно поэтому можно говорить, что коронавирус уже оказал на человечество огромное влияние. Объявленный карантин мгновенно нарушил связи, создававшиеся десятилетиями. И теперь нас ждет процесс деглобализации. По большому счету он уже начался. Международные компании стали закрывать зарубежные офисы, сложившиеся цепочки поставок нарушились. Из глобальных они стали превращаться в региональные. Поднялась волна регионализации и еще уже не остановить. По оценкам Кьелла Нордстрема, всё это приведет к тому, что мир станет более фрагментированным. На смену мировой экономике придет экономика региональная. Скорее всего, появятся
Вторым важнейшим следствием нынешней пандемии стала цифровизация. Конечно, это тема не новая, она стала модной еще в середине
«По сути нас заставили совершить этот переход, — подчеркнул Кьелл Нордстрем. — Я сейчас самоизолированный и вынужден общаться с аудиторией через электронную платформу вместо того, чтобы стоять на гигантской сцене в Москве».
Новые привычки
Однако по большому счету неважно: вынужденно или нет произошли изменения. Главное, по словам Кьелла Нордстрема, заключается в том, что люди приобрели новые привычки и навыки. Причем довольно быстро. Практика делать определенные вещи дистанционно уже прочно вошла в жизнь людей: школьное и институтское онлайн-обучение, онлайн-конференции, встречи и заседания в формате видеоконференций, онлайн-шопинг и виртуальное посещение выставок. К тому же ограничения, связанные с пандемией, не закончатся быстро, скорее всего, они в той или иной степени будут существовать в течение нескольких лет. И, следовательно, уже появившиеся привычки прочно войдут в сознание и быт людей. В этом состоит главное отличие нынешнего кризиса от всех предыдущих. Его влияние окажется гораздо более масштабным и длительным. Причем человечество изменит не только рабочие привычки, но и социальные, экономические, культурные и многие другие.
Еще одно отличие нынешнего кризиса заключается, если можно так сказать, в векторе его направленности. Предыдущие финансовые кризисы рождались в самом сердце капиталистической машины, и потом «растекались» в мир. В данном случае мы имеем дело с кризисом, который пришел извне. И теперь проникает все глубже, меняя как поведение людей, так и сложившееся мировое экономическое устройство. Причем изменения будут происходит каскадно, постепенно затрагивая все сферы, вплоть до бытовых привычек людей, стиля общения и т.п.
Впрочем, по утверждению Кьелла Нордстрема, стоит четко понимать: пандемия и вызванный ею кризис ничего нового не привнесли, они лишь ускорили процессы, о которых говорилось уже много лет. Предсказания социологов и экономистов наконец сбылись.
Всё пройдет. И пандемия тоже...
При этом, пожалуй, самое главное, о чем стоит помнить и говорить сегодня: человечество справится с очередным вызовом и выйдет победителем. Так было всегда, и в этом смысле нынешняя пандемия ничем не отличается от предыдущих. Пройдут годы, и коронавирус превратится в очередную галочку в истории человечества. Люди снова начнут путешествовать, общаться, приходить на стадионы и в многотысячные концертные залы. На круги своя вернется и коктейльная экономическая вечеринка. Хотя, конечно, как раньше уже не будет. Просто потому, что до полного возращения к прошлой «довирусной» жизни должно пройти достаточно времени, чтобы общество изменилось.
Все пандемии оставляли свой след. Причем не только трагический, но и позитивный. Так, например, во время чумы в Венеции появились первые средства профилактики, карантины и госпитали, которые существенно изменили подходы к медицине и лечению в Европе. Кьелл Нордстрем уверен: появление новых технологий и, главное, скорость их внедрения существенно ускорятся. В частности, речь может идти о более быстром переходе с ископаемых источников энергии на возобновляемые. В конце мая 2020 г. было объявлено, что авиакомпания Air France обязалась снизить выбросы углекислого газа на 50%, сократив воздушные перевозки, в обмен на гарантии государственной поддержки. По мнению Кьелла Нордстрема, речь идет в том числе и о более активной работе над созданием и внедрением в жизнь «электрических самолетов».
* Книга «Бизнес в стиле фанк — капитал пляшет под дудку таланта» была написана Нордстремом и его коллегой Йонасом Риддерстралем в 2000 г и стала международным бестселлером, переведенным более чем на 30 языков.
** Майкл Юджин Портер — признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
CRN/RE — информационный партнер Synergy Online Forum.
Источник: Наталья Басина, crn.ru, на основе выступления Кьелла Нордстрема на Synergy Online Forum