10 июля 2020 г.
2 июля 2020 г. прошел
Современная Россия пережила довольно много кризисов: 1995, 1998, 2008, 2014 — вовсе не исчерпывающий перечень. Все они в большей степени имели под собой экономическую подоснову, т.е. это было либо падение цен на нефть, либо спекулятивные игры мирового или локального, странового масштаба. Текущий же кризис уникален тем, что не экономика его породила, а наоборот, он сам порождает некие пертурбации в экономике, причем довольно серьезные. Учитывая эти факторы, Максим Сорокин предпочитает называть сложившуюся ситуацию «испытанием со всеми признаками кризиса».
Кто выиграет?
«При любом испытании сильный становится сильнее, а умный — умнее», — напоминает Максим Сорокин.
Этот тезис означает, что в конечном итоге при помощи целого ряда механизмов умная и сильная компания наращивает свою рыночную долю, причем значительно легче это делать именно в тот момент, когда рынок находится в состоянии кризиса либо стагнации. В это время другие компании начинают ориентироваться на самых сильных игроков как на наиболее надежных и стабильных. А умные компании, (они же, как правило, и более финансово сильные), не только пользуются ситуацией для завоевания доли рынка, но и используют ее для совершенствования внутренних бизнес-процессов и работы над внутренними проектами. И делают это лучше большинства других компаний. Периоды кризисов и стагнаций — лучшее время не только для борьбы за долю рынка, но и за собственную эффективность.
С другой стороны, когда рынок находится в хорошем состоянии, то это идеальное время для зарабатывания денег. Кроме того, растущий рынок прощает ошибки, от которых не застрахованы любые компании.
Из этого вытекает, что кризис и стагнация являются подходящим временем для увеличения рыночной доли, а стабильная или растущая экономика позволяет зарабатывать. Но нас никто не спрашивает, хотим ли мы жить в кризисе, в стагнации или иметь растущий рынок. Отсюда вывод: умная компания должна быть готова к любому развитию событий.
«Кому война, а кому мать родна»
Стоит отметить, что отрасли страдают по-разному. Как мы знаем, основной удар приняли компании из сферы развлечений, туристический бизнес и авиакомпании, у многих было снижение объема продаж на
С другой стороны, мы также отчетливо можем наблюдать, как некоторые сегменты бизнеса получили возможности, о которых раньше и не думали. Например, почти каждый человек освоил видеоконференции, многие даже использует несколько программ сразу. Следовательно, компании, связанные с подобного рода бизнесом и в целом с телекомом, сейчас чувствуют себя хорошо и показывают рост.
Что происходит с ИТ-рынком?
ИТ-отрасль не сказать, чтобы на коне, но точно находится среди наименее пострадавших и, скорее всего, по итогам 2020 г. если и покажет падение, то незначительное. Пандемия дала понять, насколько важны ИТ не только в бизнесе компаний любых отраслей, но и в деятельности государства. Например, организации массово столкнулись с тем, что пришлось переводить сотрудников на удаленку. Поначалу удаленка многим казалась вызовом, но в итоге открыла ряд преимуществ: экономия времени на дорогу в офис, повышение эффективности сотрудников и т.д. Важно отметить, что умные компании первыми увидели эти возможности и, скорее всего, будут увеличивать затраты на ИТ-инфраструктуру в будущем.
Максим Сорокин рассмотрел ситуацию на рынке по сегментам.
По его мнению, ИТ-розница сейчас представлена тремя типами игроков:
- Компании, которые занимаются исключительно офлайн-торговлей, либо компании с зачатками онлайн-бизнеса.
- Компании, которые работают как в офлайне, так и в онлайне.
- Компании, которые торгуют только в интернете.
В первом случае, естественно, были очень серьезные просадки, даже если владельцы попытались организовать онлайн-продажи. Такой бизнес не сможет стать сразу конкурентоспособным по ряду понятных причин. Что касается онлайн-магазинов и компаний со смешанным типом бизнеса, то они оказались примерно в одинаковом положении. И тут конечно вопрос в наполняемости складов, кредитной истории в банках и у поставщиков, возможности быстро масштабировать бизнес.
Проектный рынок также находится в неоднозначной ситуации. Проекты, которые уже находились в работе, идут своим чередом. Однако те контракты, по которым не было окончательных договоренностей, оказались заморожены, поскольку не всегда можно договориться обо всех нюансах бизнеса по видеоконференцсвязи, все равно требуется живое общение. Но даже эти проекты в худшем случае были просто отложены, а не заброшены, и в нужный момент по ним будет восстановлена работа.
Что касается ситуации в OCS, то Максим Сорокин подчеркивает, что новых контрактов у партнеров много, активность высокая, заказы размещаются. OCS начал за это время сотрудничество с новыми вендорами и получил новые возможности в рамках существующих контрактов, среди которых, например, Apple с линейкой Iphone. Напомним, что с вендором соглашение у OCS было заключено давно, но по направлению Iphone появилось только сейчас.
Косвенным подтверждением того, что ИТ-отрасль не в самом ужасном состоянии, может служить тот факт, что за всё время изоляции была лишь одна неформальная встреча глав крупнейших дистрибьюторов.
«Как только наступает тяжелая ситуация на рынке, резко увеличивается количество встреч и обсуждений среди конкурентов, — говорит Максим Сорокин. — Сейчас такого не наблюдается. Встречи нужны, когда теряешь почву под ногами, когда хочешь понять, а что там у соседа. Кроме того, мы не увидели большого количества банкротств, хотя Россия просидела 3 месяца в экономическом локдауне».
Как пережить тяжелые времена?
«Когда прилив сменяется отливом, мы видим, кто купался голым», — Максим Сорокин приводит цитату Уоррена Баффета.
Что делала компания в хорошие времена с прибылью: пускала в дивиденды или в развитие? А может, быть выбрала взвешенный подход, и какая-то часть прибыли оставалась в качестве «подушки» на сложные времена? С точки зрения OCS, если «подушки» нет, то компания находится в опасном состоянии, «подушка» должна быть всегда, и ее создание должно начинаться с первого дня появления компании на рынке. Поэтому компании, которые озаботились этим в хорошие годы, скорее всего, переживут кризис.
Максим Сорокин также подчеркивает, что опасность может представлять и бесконечное инвестирование: «Нет ничего опаснее, чем шагать шире размера своих штанов. Большинство компаний умирает не от голода, а от переедания».
В завершение он привел хорошее определение Бостон Консалтинг Груп: «Развитым можно считать тот рынок, который пережил несколько длительных периодов стагнации». И в России уже было несколько таких периодов, что привело к сильному расслоению рынка.
«Рост прощает ошибки, стагнация не прощает, она селектирует эффективные компании от неэффективных, и даже наличие финансовой „подушки“ здесь особого значения не имеет, — говорит Максим Сорокин. — Важно быть умной и эффективной компанией, которая в состоянии переживать относительно плохой рынок в течение длительного времени. Именно в этот период сильные становятся сильнее, а слабые становятся слабее, поскольку не знают куда идти. Очень вероятно, что мы находимся на пороге очередной стагнации. Какие из этого выводы? Как уже говорилось, нужно быть к этому готовым, иметь „подушку“ и работать над совершенствованием внутренней инфраструктуры. Сильная компания станет еще более привлекательной для клиентов, банков, страховых компаний, сотрудников. Тот, кто прошел через такой период, уже знает, что это похоже на студенческую поговорку: „Первые 2 года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента“. Как только зачетка начинает работать на студента, возникает то, что в бизнесе называется „Спираль положительной обратной связи“. Именно из таких спиралей возникали самые умные и великие компании: Apple, Microsoft, Dell и все те, кто сейчас на коне. Они становились великими не из-за чего-то разового, что тоже очень хорошо, но в большей степени из-за того, что пережили несколько таких тяжелых периодов».
Источник: crn.ru