1 октября 2020 г.
Развитие ИТ идет оригинальными и причудливыми путями, но «сердцем» основных компонентов — ПК, серверов, «умных устройств» и т.д. — остается процессор. Поэтому для понимания маркетинговых и технических перспектив всего рынка особенно важны взгляд корпорации Intel на текущую ситуацию, стратегические тренды и общие перспективы. На вопросы CRN/RE отвечает Наталья Галян, генеральный директор Intel в России.
CRN/RE: Повлияла ли пандемия на глобальный/российский рынок ПК? Или базовые тренды остались прежними?
Наталья Галян: Пандемия серьезно повлияла на все сегменты экономики и, в том числе, вызвала дополнительный интерес к ИТ-решениям. По данным аналитиков, в первом полугодии глобальный спрос на ПК вырос до 10%, и мы надеемся, что рост сохранится до конца года, но не исключаем возможной корректировки в четвертом квартале. Причины понятны: в локауте пользователи и бизнес поняли, насколько наш дом стал цифровым, цифровыми стали школа, офис, кинотеатр. Мы перешли на удаленную работу и учебу, компьютеры стали более востребованы.
На фоне общего подъема глобального рынка Россия является одной из стран, показывающих наиболее существенный рост. Российская динамика связана, прежде всего, с резко возросшим с весны спросом на ноутбуки. Мы видели очень серьезный рост во втором квартале — до 50% год-к-году, что отметили различные аналитические агентства. Также важно продолжение роста в третьем квартале. Наиболее высокая активность шла в консьюмерском сегменте, корпоративный рынок тоже рос, но этот рост был более плавным.
Конечно, мы не исключаем коррекции рынка. По оценкам аналитиков, в четвертом квартале ситуация может измениться, например, IDC прогнозирует спад поставок на 4%. При этом общая динамика результатов года может остаться положительной: рост рынка ПК в 2020 году IDC оценивает в 9%.
CRN/RE: Есть ли разница в сегменте ПК между глобальным рынком и рынком российским? Или наш рынок повторяет тренды развитых рынков?
Н. Г.: Развитие российского рынка очень схожее с базовыми глобальными трендами. Однако есть и отличие. Например, как мы отмечали, российский спрос в консьюмерском сегменте этой весной оказался заметно выше, чем на многих других региональных рынках.
Если говорить о перспективах, то опережающими темпами будет расти серверный, облачный сегмент, все понимают важность централизованных вычислений. На мой взгляд, также хорошие перспективы у сегмента игровых ПК.
CRN/RE: Как и насколько сильно повлияет на динамику продаж ПК распространение и популяризация «облачных вычислений», виртуализации и других новомодных трендов?
Н. Г.: Начнем с того, что рост ПК-бизнеса в корпоративном сегменте продолжается. В настоящее время он более сдержанный, чем в консьюмерском, но он есть! Компании продолжают вложения в развитие собственной инфраструктуры, что, в частности, предусматривает обновление парка ПК.
Сегодня сотрудник должен быть мобильным. Поэтому мы наблюдаем тренд на снижение доли декстопов, особенно заметный сейчас, когда многие компании централизованно закупали ноутбуки для сотрудников, переводимых на удаленную работу.
Развитие корпоративного ИТ, конечно, требует не только развития парка ПК, но и расширения серверной инфраструктуры. Пандемия привела к ускоренному росту на некоторых вертикальных рынках — например, в электронной коммерции — но общая положительная динамика присутствует, инфраструктуру расширяют и в других «вертикалях».
Мы считаем очень перспективным направление «облачных» вычислений, где будет продолжаться рост, требующий новых вычислительных мощностей. Причем ожидаем рост «облачных» вычислений как для бизнеса, так и для гейминга.
CRN/RE: А как повлияет на сегмент игровых ПК популяризация «облачного» гейминга, выход новых консолей, ожидаемый это осенью?
Н. Г.: Россия — играющая страна: по разным оценкам, от 35 до 50 млн россиян играют в видеоигры на различных платформах. Русский язык входит в тройку самых популярных на игровой платформе Steam, уступая только английскому и китайскому. На развитие сегмента игровых ПК влияют разные факторы. Мы считаем, что здесь большое будущее у «облачных» решений.
У «облачного» гейминга в России хорошие перспективы. Для него нужно высокоскоростное соединение ПК пользователя с сервером и малое время реакции. У нас высокое проникновение широкополосного интернет-доступа — по данным на прошлый год, порядка 40 млн российских домохозяйств было подключено к каналам ШПД — по этому параметру мы входим в десятку самых продвинутых стран в мире. Развитию таких решений поможет распространение Wi-Fi 6, которое уже идет, а в перспективе — широкое проникновение 5G.
Для развития «облачного» гейминга потребуется развитие как инфраструктуры передачи данных, так и компьютерных решений (прежде всего, наращивания вычислительной мощности серверов для гейминга), а также технологий, оптимизирующих удаленные вычисления и передачу данных. Еще раз подчеркну, что для развития «облака» — в том числе, и геймерского — требуется развитие сервисной инфраструктуры, поэтому cloud-провайдеры активно закупают решения Intel.
Мы активны в геймерском сегменте, работаем с каналом, взаимодействуем с геймерским сообществом. Например, в начале сентября мы провели международную акцию Intel Gamer Days, в рамках которой с партнерами приготовили интересные предложения и проекты для российских пользователей. Мы проводим акцию в России уже второй год, причем мероприятие интересно как для партнеров — в этом году они подготовили больше предложений, чем в прошлом — так и для аудитории, охват которой, по нашим оценкам, составляет около 25 млн человек, то есть более половины россиян, имеющих отношение к видеоиграм.
CRN/RE: Есть ли на российском рынке ПК значительные отличия в динамике от давления «облаков» и консолей? Или все ровно так же, как и на глобальном?
Н. Г.: Игровой сегмент демонстрирует рост в целом — люди больше стали находиться дома, поэтому вырос интерес к решениям для видеоигр. Мы видим очень хороший рост спроса на геймерские системы. Мы уверены в том, что несмотря на развитие «облачного» гейминга люди будут продолжать покупать игровые компьютеры.
Консоли и ПК подразумевают несколько разные модели использования. В отличие от игровой консоли игровой ПК — инструмент более мультизадачный, актуальный как для игр, так и для работы/учебы, а также для другого рода развлечений: хобби, творчества, обработки фото, видео и прочее. На мой взгляд, вряд ли стоит ожидать массового перехода пользователей игровых ПК на консоли. Косвенное влияние на ПК-гейминг от выхода новых моделей будет, но оценить мне его сложно. На игровом рынке компьютеры очень востребованы. Ключевые мировые чемпионаты в профессиональном киберспорте проводят именно на ПК.
CRN/RE: Как вы видите динамику популярности локальной сборки — от крупных локальных вендоров до «подвальных» компаний?
Н. Г.: Исторически у нас очень тесные отношения с российскими сборщиками. Это направление всегда было очень сильным в России, их доля на локальном рынке десктопов была заметно выше, чем в других регионах мира. Сейчас сегмент десктопов в целом сокращается относительно ноутбуков — общий тренд на мобильность продолжает развитие, но в российских условиях стало набирать темп импортозамещение. Локальная сборка важна для заказчиков из госсектора и госкорпораций, что привело к изменению ситуации: количество собираемых в России компьютеров снова стало увеличиваться.
Российские компании активно инвестируют в производство ПК, с преобладающей долей настольных решений. Вместе с тем растет уровень локальной интеграции в серверном и мобильном сегменте. Хочу заметить, что создание мобильного ПК, тем более сервера — задача сложная, требующая от компании широкого набора компетенций и высокого уровня технологической культуры. Мы оказываем как партнерскую, так и инженерную поддержку партнерам-сборщикам, у нас по-прежнему в этой области много программ. Инженерная поддержка всегда была важна, а сейчас ее востребованность повышается, а нужный партнерам уровень становится все глубже, например, при создании российских материнских плат.
CRN/RE: Какие действия Intel будет предпринимать для продвижения AI на российском рынке?
Н. Г.: Развитие технологий искуственного интеллекта — один из ключевых трендов в мире. Они существенно расширяют возможности аналитики, меняют подход к обработке данных на различных уровнях, от облака до «умных устройств» на границе сети.
Поддержку AI получают все новые продукты Intel, как для клиентского, так и серверного сегмента. Например, третье поколение семейства процессоров Intel Xeon включает функционал для встроенного ускорения обучения искусственного интеллекта, который существенно — до 60% —повышает производительность в этих задачах по сравнению с предыдущим поколением.
В России у нас свыше тысячи сотрудников, большинство из которых заняты в исследованиях и разработках. Они работают, в том числе, над решениями для AI, например, в области компьютерного зрения. Также мы развиваем экосистемный подход, взаимодействуя с рядом российских партнеров, создающих решения на основе AI, ведущих исследования, производящих внедрения и т. д.
Кроме того, у нас есть специализированные нейроморфные процессоры и системы. Нейроморфные системы воспроизводят способ организации нейронов, их взаимодействия и обучения на аппаратном уровне, обладают возможностью обучения в режиме реального времени. Вместе с тем, эти технологии все еще находятся на этапе исследований и не предназначены для замены традиционных вычислительных систем.
В российских условиях очень быстро растет рынок видеоаналитики, причем AI реализован как на конечных устройствах на краю сети — концепция EDGE — так и в «облаках» либо в локальных ЦОДах. Технологии Intel присутствуют в различных вычислительных элементах — от «края» до «облака». Возможности видеоаналитики очень велики, а создаваемые решения отличаются гибкостью: когда при пандемии появились новые задачи, аппаратно-программные решения были созданы и развернуты очень быстро. Но задачи AI нужны и для других целей — например, для обслуживания систем с использованием IIoT, где также применяют сочетание EDGE-вычислений с обработкой на стороне сервера. Мы развиваем портфолио продуктов, чтобы оно было удобным для решения любых задач клиентов из разных вертикалей с использованием AI и других форм аналитики.
CRN/RE: Как долго, по вашему мнению, продлится дефицит процессоров Intel?
Н. Г.: Рынку предрекали отсутствие роста в течение ряда лет, но существенного спада не случилось. Более того, в этом году рынок значительно вырос: спрос существенно выше, чем прогнозировалось. Мы делаем все, что в наших силах, непрерывно инвестируя в развитие производства, в том числе, наращивая объемы производства процессоров на своих фабриках по всему миру. Мы наблюдаем существенное улучшение ситуации в канале, причем это касается как процессоров, так и памяти.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE