12 июля 2022 г.
Российский рынок «облачных» решений может вырасти на треть в 2022, по оценкам аналитиков Linxdatacenter. Станет ли это реальностью, пока сказать сложно, — об естественных ограничениях мы поговорим позже, но сам факт появления такой экспертной оценки рынка вселяет оптимизм. Позитивные оценки перспектив российских «облаков» локальными экспертами показывают, что «cloud-контрреволюция» на российском рынке не состоялась, хотя такое развитие событий вполне могло быть.
Санкционный удар и модель «...aaS»
Изменения в российском ИТ-рельефе, вызванные санкциями, могли существенно повлиять на предпочтение корпоративных пользователей, резко сократив популярность сервисных моделей потребления ИТ: от SaaS как самой распространенной до cloud-сервисов как очередной стадии развития соответствующей концепции. Удобства сервисного подхода бесспорны, но при введении санкций ряд российских компаний, которые активно пользовались «...aaS», столкнулись с жесткими проблемами: одни сервисы были закрыты сразу, у других оказались недоступны возможности продления и т. д. Это касается как программ, поставляемых в формате SaaS, так и «облаков» в разных формах.
Отличием российского «облачного» рынка всегда было преобладание локальных cloud-провайдеров. «Локальный „облачный“ рынок достаточно зрелый, — отмечает Максим Гречнев, руководитель отдела интеллектуальных платформ компании „ЛАНИТ-Интеграция“. — В нём есть и конкуренция, и разнообразие сервисов».
Мощности глобальных cloud-провайдеров физически расположены далеко, что приводило к высокому времени задержки и затрудняло предоставление сервисов российским компаниям. Однако далеко не для всех cloud-сервисов критичны малые задержки, поэтому многие использовали зарубежные «облака» как публичные, так и «вендорские»: Hewlett-Packard Enterprise, Oracle и др. Под удар санкций все же попала значительная доля российских корпоративных пользователей.
После введения санкций, разумеется, практически всем российским компаниям, работающим с зарубежными «облаками», пришлось достаточно спешно переносить ранее размещаемые там элементы инфраструктуры — приложения, данные и пр. — на мощности локальных cloud-провайдеров.
Миграция прошла успешно
Заметим, что если оперативность и масштабность задач импортозамещения этой весной была беспрецедентной, то необходимость самой процедуры для многих компаний была очевидна уже давно. Например, в ряде компаний фрагменты ИТ-инфраструктур попали под санкции еще в 2014, напомнил Андрей Белевцев, директор по цифровой трансформации «Газпром нефть», выступая на мероприятии «Цифровая трансформация и технологическая независимость в промышленности», проводимом «Ассоциацией менеджеров».
В контексте нашего разговора важно, что переносили инфраструктуру из «облако» в «облако»! Отказывающихся от «облака» как от концепции практически не было. Российский бизнес осознал преимущества аутсорсинга ИТ-инфраструктуры и миграции в «облако», среди которых Роман Шулимов, директор по продажам компании Linxdatacenter, отметил отсутствие капитальных затрат, легкость масштабирования систем по мере роста проекта, гибкость формата оплаты pay-as-you-go, при котором компания платит только за ресурсы, которые потребляет.
Процесс переноса элементов из одного «облака» в другое все же технически непростой — он требует предварительного технического анализа, адаптации переносимых ресурсов к инфраструктуре нового cloud-провайдера, тестовых запусков, тестирования и т. д. — причем в этом году все усугубляли требования оперативности. Однако с этим справились, во всяком случае, нет данных про серьезные инциденты, связанные с «переездом» корпоративных cloud-ресурсов из «дальнего зарубежья» в российскую юрисдикцию.
Теоретически приключения российских бизнес-пользователей могли негативно отразиться на отношении к «облачной» инфраструктуре во всем мире. Но этого не произошло. Интерес к «облаку» продолжает рост в среде корпоративных заказчиков.
С технической точки зрения сбалансированное «мультиоблако» было и остается наилучшим решением для корпоративного клиента. Идеальный вариант представляет собой ситуацию, в которой максимально чувствительный к задержкам контент находится близко к пользователю, отмечает Андрей Аксенов, генеральный директор IXcellerate, а рабочие нагрузки хранят и обрабатывают централизованно — в гипермасштабируемых дата-центрах. Тенденцию в применении концепции multi-cloud отмечает г-н Гречнев.
Российские тренды совпадают с глобальными
Мультиоблачный подход, который хорош для российских заказчиков, стал доминирующим в мире, по данным исследования Equinix Global Tech Trends Survey 2022. Драйверы для глобальных заказчиков, разумеется, определяют по большей части технические и экономические составляющие, не политические, но тренд тот же самый. Компании во всем мире активно сочетают использование частных/публичных «облаков», получая публичные сервисы от нескольких cloud-провайдеров одновременно.
В течение ближайших 12 месяцев подавляющее большинство опрошенных (71 %) подтвердили наличие планов переноса ещё большего количества задач в «облака». При этом, как отмечают в Equinix, речь идет как о базовых рабочих инструментах (почта, мессенджер и т. д.), так и о базах данных, и — что особо показательно — о критически важных бизнес-приложениях.
Значительное количество корпоративных заказчиков намерены практиковать переход к модели XaaS (все-как-услуга)! Наибольший процент решающихся на такой переход в азиатско-тихоокеанском регионе (83%), по данным Equinix, меньше всего — в ЕМЕА (62%), а в среднем по миру — 71%.
Вместо заключения
Российский рынок «облаков» будет расти, равно как и в мире. Но насколько реалистично в имеющихся условиях прогнозируемый рост на треть? Об этом поговорим в следующей статье, здесь же заметим, что несмотря на кажущийся чрезмерный оптимизм, такое развитие событий вероятно — появились новые драйверы.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News