9 сентября 2022 г.
Происходящее в российском сегменте важно как для частных абонентов, так и для рынка В2В. Корпоративным заказчикам операторы поставляют как традиционные коммуникации — включающую передачу голоса и интернет-доступ, а зачастую и телеметрию, так и обеспечивают работу IoT/IIoT-решений, на которых подключений уже больше, чем для «живых абонентов».
Операторы сотовой связи в РФ долгое время демонстрировали технологическое лидерство, обеспечивая и совершенствуя покрытие на огромных территориях, одними из первых внедряя новейшие технологии и решения на их базе, превращаясь из телеком-структуры в ИТ-компании широкого профиля, предоставляющие «облачные» сервисы, услуги ИБ, SaaS, «граничных вычислений» и т. д. Сложности начались относительно недавно, причем причины были внешние относительно и самих компаний, и телекома: от проблем с выделением частот для сетей «пятого поколения» до санкционного давления.
Ключевые вендоры сворачивают деятельность
Приостановившие весной деятельность в РФ ключевые игроки рынка оборудования для сетей мобильной связи — Ericsson и Nokia — объявили о полном уходе с российского рынка. Иное развитие ситуации, учитывая развитие европейского санкционного давление, было невозможным. Уход скандинавский компании не будет одномоментным. Процесс растянется до конца года, что косвенно указывает на большое количество проектов с российскими операторами сотовой связи и другими компаниями, занятыми в сфере телекома. Для локального рынка критично, что уход вендоров лишает доступа как к их оборудованию и услугам, так и к экспертизе.
Huawei, который мог бы легко захватить освободившийся сегмент рынка, делать этого пока не спешит. Компания официально не заявляет о приостановке или сворачивании тех или иных направлений деятельности в РФ, однако некоторые моменты демонстрируют отношение Huawei к ситуации. Например, вендор релоцирует ряд своих менеджеров, ранее направленных из КНР в РФ для работы на весь рынок СНГ, в Казахстан, как сообщают «Ведомости». Издание не уточняет, сотрудники с какими именно специализациями переезжают в Казахстан, но отмечает, что процесс начат еще весной.
Есть и другие «тревожные звоночки», которые не связаны напрямую с операторским бизнесом, хотя имеют непосредственное отношение к телекому: августовская презентация флагманского смартфона компании — Huawei Mate Xs 2 — для рынка стран СНГ впервые состоялась в Казахстане.
Активности операторов: экстенсивные...
Операторы активно продолжают работать над обеспечением сотовой связью российских абонентов — как частных, так и корпоративных. Прежде всего, стоит задача развития имеющихся сетей для обеспечивания растущих требований абонентов. Напомним, что объемы мобильного трафика достаточно быстро растут. А для развития сетей, в частности, нужна установка новых базовых станций.
Напомним, что в досанкционные времена операторы демонстрировали высокие темпы в этом сегменте. Лидером в этом направлении был Tele2, который ввел в эксплуатацию 39,1 тыс. базовых станций в 2020 году (на 29% нарастив количество БС) и 31 тыс. — в 2021 (+17,7%). За 2 года оператор установил 70 тыс. базовых станций, нарастив их количество в сети почти на 50%. В условиях санкций задачи остаются все те же, поэтому для улучшения покрытия и оптимизации параметров передачи данных операторы продолжают устанавливать станции сотнями. Например, прошедшим летом «Билайн» для усиления связи в Московской области только на территории крупнейших агломераций СНТ установил около 200 новых базовых станций.
Но экстенсивные методы развития ограничены — вендоры с рынка ушли и новые базовые станции не поставляют! Складские запасы ограничены, кроме того, имеющийся резерв нужен не только для развития сетей, но и для оперативной замены выходящего из строя оборудования. В первой половине года аналитики отмечали, что складских запасов БС в РФ при аккуратном расходовании хватит до осени, так что недалек «момент Х», когда эти запасы будут попросту исчерпаны. Но возможности для развития сетей остаются.
...и интенсивные
Некоторое время качество работы сетей могут поддерживать — и даже развивать! — интенсивными методами: оптимизацией, балансировкой, перераспределением частотного ресурса и т. д. Заметим, что операторы уже этим активно занимаются, причем достаточно эффективно.
Например, по заявлению «Билайна», этим летом в среднем по Подмосковью скорость мобильного интернета выросла на 30%, что стало возможным как благодаря установке новых станций, так и в результате эффективного использования частотного ресурса оператора. В частности, «Билайн» расширил диапазон LTE 1800 за счет аналогичного диапазона в 2G — применить такое решение стало возможным благодаря смещению голосового трафика из 2G в 4G, что обеспечивает развитие и проникновение технологии VoLTE (передача голоса через LTE). Заметим, что технологии, позволяющие «разгрузить» голосовой трафик, продолжают развитие (см. врезку).
Аналогично действует «МегаФон». Оператор в этом году реализовал масштабный проект в Подмосковье, который предусматривал строительство новых и модернизацию существующих базовых станций, а также агрегацию частот для увеличения пиковой скорости мобильного интернета. Работы шли 4 месяца, после модернизации существующей инфраструктуры в 10 городах региона емкость базовых станций увеличилась в 3 раза, по заявлению оператора. Кроме того, «МегаФон» объединил существующие LTE‑диапазоны, увеличив пиковую скорость мобильного интернета для абонентов вдвое, с помощью агрегации приблизив ее к скоростным возможностям 5G.
Технология Voice over WiFi (VoWiFi) позволяет использовать любой wi‑fi‑роутер с интернет-доступом как «базовую станцию», давая возможность абонентскому аппарату передавать голос с повышенным качеством даже при проблемах с традиционным покрытием сотовой сети. Данное решение доступно почти для четырех десятков современных моделей смартфонов и особенно актуально для новых жилых комплексов, где еще недостаточно базовых станций для обеспечения качественного покрытия, в подвальных помещений и других локациях, труднодоступных для сотового сигнала, отметили в «МегаФоне». Запуск VoWiFi начат «МегаФоном» в 2020 году с Москвы, в течение 2 лет оператор масштабировал технологию на федеральный уровень, сделав доступной ее жителям других регионов страны. Однако использование технологии VoWiFi не влияет на стоимость услуг оператора, звонки для абонента тарифицируют согласно действующему тарифу.
Что дальше?
Примеры показывают, что резервы интенсивного развития есть, причем значительные. Но возможности таких практик — даже применяемых высококвалифицированными инженерами! — не безграничны. Радикальным решением могло бы стать внедрение в РФ полноценных сетей «пятого поколения», способных поднять на качественно новый уровень эффективность использование частотных диапазонов. Однако в настоящее время об этом можно только мечтать.
Операторам придется и дальше применять методы оптимизации к имеющимся ресурсам — причем как к частотным, так и к инфраструктурным. Эксперты говорят, например, о широких перспективах Open RAN — подхода, построенного на использовании открытых интерфейсов и виртуализованного ПО для создания и эксплуатации сетей радиодоступа. Уход ключевых компаний-поставщиков оборудования для сотовых сетей (упомянутых Ericsson с Nokia) и крупнейших поставщиков серверного оборудования (например, Hewlett Packard Enterprise и Dell) создают проблемы для развития данного направления — вендоры унесли с собой экспертизу и ограничили возможности совместных инженерных практик — но направление продолжает развитие в условиях РФ.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News