19 декабря 2022 г.
75% респондентов среди главных выгод от внедрения Agile назвали управление меняющимися приоритетами, 56% — ускорение выхода продукта на рынок (Time-To-Market). При этом заметное сокращение Time-To-Market находится в прямой зависимости от Agile-зрелости компании: ускорение поставки на этапе пилотирования Agile-практик отмечают 43% участников, становления — 55%, высокой зрелости — 68%.
Внедрение гибких управленческих практик, связанных с Agile, становится всё более востребованной темой для компаний, принадлежащих к самым различным отраслям экономики — рост конкуренции и высокая степень неопределенности требуют от бизнеса внедрения современных подходов к управлению процессами. Возможности Agile-практик позволяют компаниям экспериментировать с различными продуктовыми гипотезами, быстрее тестировать технологические новинки, а значит, своевременно отвечать на запросы своей целевой аудитории и гибко реагировать на любые внешние изменения.
Компания ScrumTrek в партнерстве с МТС Банком, РТ Лабс и Mango Office провела ежегодное исследование, посвященное внедрению гибких методологий управления на российском рынке — Agile в России 2022. В опросе приняли участие более 1200 специалистов из разных сегментов бизнеса в России, включая ИТ, телеком, энергетику, промышленность и торговлю. Исследователи выявили ряд важных трендов:
Доля Agile-новичков снижается
Отвечая на вопрос, на какой стадии внедрения Agile находится компания, 22% выбрали стадию пилотирования, 59% — этап становления, 19% — стадию зрелости. При этом сравнение с результатами исследований прошлых лет показывает, что доля Agile-новичков постепенно снижается, т.е. компании от локальных экспериментов на уровне отдельных продуктов (стадия пилотирования) переходят к этапу масштабирования подхода на остальные продукты и подразделения: 22% в 2022 году против 36%, 34% и 27% в 2019 — 2021 гг. соответственно.
Scrum, Kanban, SAFe или «собственный» подход? Выбор определяет Agile-зрелость компании
Стадия Agile-зрелости будет оказывать сильное влияние на то, какой подход использует компания. На старте относительно часто применяют «собственный» Agile-подход (21%), на следующих этапах большинство используют гибрид «Scrum + Kanban» (57%).
Аналогичную картину с точки зрения прямого влияния Agile-зрелости на полученные результаты мы видим и при ответе на вопрос: «Какие подходы к масштабированию и синхронизации команд использует компания?»
- На старте доминирует «собственный» подход (62%).
- С ростом зрелости растет доля гибридов стандартных подходов (31%).
- Среди стандартных подходов к масштабированию Agile лидирует SAFe (29%), он даже обогнал простейшую практику Scrum-of-Scrums, которую в прошлые годы отмечали наибольшее число респондентов.
Если говорить о том, как меняется популярность подходов со временем, в 2022 году доля «собственного» подхода упала на 23%, за счет этого выросли гибриды и «чистый» SAFe — до 19 и 29% соответственно.
Топ Agile-выгод для бизнеса: прозрачность, управление изменениями и распределенными командами
Среди основных выгод, которые бизнес получает от внедрения Agile, респонденты назвали управление меняющимися приоритетами (75%), прозрачность ведения проектов (71%) и управление распределенными командами (63%).
Отдельно стоит отметить, что на полученные выгоды может оказывать существенное влияние размер компании. Например, ощутимый эффект от сокращения Time-To-Market и согласованной работы бизнеса и ИТ, отметили крупные компании. Это связано с тем, что подобные проблемы, решаемые Agile, острее стоят именно в крупных организациях.
Кроме того, на полученные выгоды сильное влияние оказывает Agile-зрелость компании. В частности, заметное ускорение выхода продукта на рынок на этапе пилотирования отмечают 43% участников, становления — 55%, высокой зрелости — 68%.
Тренды в практиках управления продуктами меняются
Два года подряд заметно растет популярность практики CJM (45%): сейчас она занимает 3 место после User Stories (67%) и Product Roadmap (57%). CJM и A/B-тестирование чаще всего используют в B2C-продуктах.
Отдельно стоит отметить, что популярность практики MVP (Minimum Viable Product) продолжает падать: 42% в 2022 году против 47% и 50% в 2021 и 2020 гг. соответственно. На MVP (вместо полноценного продукта) чаще решаются во внутренних продуктах, а также в B2B.
«Компания ScrumTrek ежегодно проводит масштабное исследование российских компаний, которые практикуют гибкие подходы к управлению и разработке продуктов — Scrum, Kanban, SAFe и другие, — комментирует результаты Сергей Рогачев, партнер ScrumTrek и продюсер исследования „Agile в России“. В исследовании мы анализируем, как меняется популярность подходов и с чем это связано, достижение каких целей связывают компании с Agile и самое главное — почему бизнесу стоит начинать Agile-изменения, какие выгоды он сможет получить. Отдельно хочу поблагодарить наших партнеров — это крупнейшие игроки российского рынка, которые уже уверенно идут Agile-путём и при этом готовы активно участвовать в подготовке исследования, делиться своей экспертизой, что позволит другим участникам рынка подойти к Agile-трансформации внутри своей организации более осознанно».
Методика исследования
С 2017 года ScrumTrek проводит исследование управленческих практик, связанных с Agile, среди российских организаций. Сбор данных
Источник: Пресс-служба компании ScrumTrek