22 декабря 2022 г.
За последние 3 года количество компаний, использующих cloud-инфраструктуру, в российской экономике утроилось, по данным совместного исследования компаний Cloud («Облачные технологии») и «Технологии Доверия» (образована на базе российского отделения PwC), которое было посвящено выяснению уровня «облачной» зрелости российского бизнеса. При ближайшем рассмотрении становится видно, что хотя проникновение «облаков» в практику российского бизнеса оставляет желать лучшего, общий тренд остается восходящим.
Особенность момента в РФ
Глобальные тренды на перенос инфраструктуры в «облака» действуют и на российском рынке, но есть одна особенность, способствующая ускоренному развитию cloud-направления: корпоративные заказчики сталкиваются с проблемами развития on-premise-инфраструктуры. К глобальному дефициту компонент добавились сложности с поставкой. Как показывает практика, «параллельный импорт» не является полноценной заменой традиционному каналу. Также усложняет ситуацию нарастающий недостаток ИТ-специалистов. Только по официальным данным страну покинуло порядка ста тысяч «айтишников», как заявил Максут Шадаев, глава Минцифры.
Оба упомянутых фактора являются мощными драйверами для миграции корпоративной инфраструктуры в «облака». Российские cloud-провайдеры располагают необходимыми возможностями как по «железу», нужному для предоставления заказчикам вычислительных мощностей, так и по персоналу, достаточному для обеспечения стабильной и бесперебойной работы сервисов.
«Облака стали обязательной частью ИТ-ландшафта крупных федеральных компаний и государственных структур, а также среднего и даже малого бизнеса», — говорит Алексей Данильянц, генеральный директор M1Cloud.
Общая картина сложного года
Важно, что положительная динамика «облачного» рынка в РФ была продолжена и в уходящем году.
«Сегмент активно развивался все последние годы, положительная динамика наблюдалась и в очень непростом 2022 году», — отмечает Евгений Колбин, генеральный директор Cloud. Санкционное давление вполне могло привести в РФ к «cloud-контрреволюции» — массовому отказу от «облаков» и переносу инфраструктуры на ресурсы, расположенные on-premise, которые находятся под полным контролем заказчика. Однако российские корпоративные заказчики панике не поддались, а отреагировали согласно рыночным и технологическим вызовам.
«Российский бизнес как никогда активно устремился в „облака“, испытывая сложности в поставках оборудования, в необходимых технических компетенциях, в стремлении обеспечить высокий уровень информационной безопасности, — отметил г-н Данильянц. — Наибольшую востребованность показала гибридная модель ИТ-инфраструктуры, поскольку собственные on-premise решения, по крайней мере временно, потеряли возможность к масштабированию — cloud-среда стала ключевой для продуктивных и критических ИТ-систем».
Рост национального «облачного» рынка по итогам года составит не менее 30%, по прогнозам Stack Group. Компании, использующие «облака», тратят на cloud-сервисы в среднем 8,4% бюджета, выделенного на ИТ, по данным совместного исследования компаний Cloud и «Технологий Доверия». Это огромная сумма, которая демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
Потенциал для дальнейшего роста присутствует
В настоящее время «облака» используют порядка 3% российских компаний, по данным исследования компаний Cloud и «Технологий Доверия». В данном случае за 100% брали все зарегистрированные российские компании, значительная часть которых инфраструктурой не располагает. Косвенными пользователями «облачных» ресурсов являются даже мельчайшие компании — например, ларек в отдаленном регионе ведет финансовую отчетность, которую делает работник-оутсорсер, использующий «облачную» бухгалтерию — но такие варианты в исследование не попали.
Будет расти количество «облачных» решений у компаний, использующих cloud-платформы для бизнес-задач, к актуальности «облака» будут приходить новые корпоративные заказчики в РФ. Все большее количество клиентов будет реализовывать проекты по миграции элементов собственной ИТ-инфраструктуры из on-premise в «облако». Данная миграция — процесс непростой, в зависимости от размеров бизнеса и особенностей задач в настоящее время она занимает от трех месяцев до года, как отмечает Анастасия Кабаева, исполнительный директор технологической практики в компании «Технологии Доверия».
Показатель общей «облачной» зрелости создан для оценки готовности российского корпоративного заказчика к внедрению/масштабированию «облачных» технологий в собственной ИТ-инфраструктуре, учитывая ряд факторов: от компетенций сотрудников до наличия бюджета для этого процесса. Как отметил исследователи, параметр в значительной степени связан с общей зрелостью организаций, которая предполагает стандартизацию процессов, внедрение автоматизации и т. д., как отметил Николай Шунеяв, руководитель подразделения Competitive Center в компании Cloud.
Медианный уровень данного параметра составил 28%, средний показатель — 35%. На вертикальных рынках наибольший уровень «облачной» зрелости продемонстрировали индустрии развлечения и медиа (49%), ИТ (49%) и ритейл (47%). Интересно, что «средний чек» на cloud-сервисы максимален у финансовых организаций (среднегодовые затраты 17,8 млн руб. на компанию), а дальше идет тройка лидеров по зрелости: ритейл (16,8 млн руб.), ИТ (12,8 млн. руб.), развлечения и медиа (7,2 млн руб.).
Опережающий рост необходим
Как ни странно, в России «облачный» сегмент оказывается развит довольно слабо. Российский «облачный» рынок составляет порядка 1,1% от мирового в денежном выражении, отметил г-н Колбин. Напомним, что в 2021 году доля РФ в глобальной экономике составляла 3,07%, в 2022, согласно прогнозам, снизится до 2,72%, по данным МВФ.
Даже в ИТ-сегменте РФ проникновение «облаков» оказывается в 2,4 раза ниже глобальных показателей: 5,7% против 13,7%, соответственно, в денежном выражении. Однако следует отметить, что проникновение «облаков» и повышение эффективности их использования зависит как от провайдеров, так и от заказчиков.
FinOps: новые практики, вызванные «облаком»
Участники рынка отмечают, что использование «облаков» требует обновления и расширения методов управления ИТ-инфраструктурой. Это привело к возникновению практики FinOps, которая представляет собой совокупность процессов управления затратами на «облачные» сервисы, что находится в областях ответственности разных подразделений компании, а также на стыках ряда компетенций.
«Применение практики FinOps помогает финансовым, бизнес- и ИТ-подразделениям принимать совместные решения о расходах на „облака“, оптимизировать „облачные“ затраты и извлекать максимум бизнес-ценности», — говорит Станислав Быков, директор по развитию проекта Cloudmaster в компании Softline.
В последнее время все больше крупных компаний создают FinOps-команды, в которых специалисты как финансового, так и инженерного профиля работают над проектированием и внедрением экономически эффективных cloud-решений, поддерживая устойчивые и прозрачные процессы управления «облачными» затратами. Экономические стратегии тут требуют регулярного пересмотра и оптимизации, не говоря уже о тактиках, правильное применение которых на пластичном рынке поставщиков «облачных» сервисов может обеспечить существенную экономику — до 30%, как отмечают в исследовании «облачной» зрелости российского рынка компании Cloud и «Технологий Доверия».
Осознавая гибкость и масштабируемость «облаков» ряд управленцев считают — возможно, небезосновательно — что широкомасштабный переход на cloud-решения несет риски утраты контроля за ИТ, отмечает г-жа Кабаева, но развитие практики FinOps во многом снимает этот барьер для внедрения «облачных» технологий. Эффективная стратегия по управлению «облачной» и локальной инфраструктурами, разумеется, индивидуальна для каждого корпоративного заказчика. Но результат того стоит. Средний уровень экономии российских организаций при грамотном использовании «облака» составляет
Что дальше?
Рынок оценил возможности «облаков», российская индустрия готова предоставлять востребованные сервисы — легко предположить, что проникновение «облаков» будет расти. Это подтверждают данные исследования: значительная часть российских компаний — 37% планируют в будущем увеличивать объем потребления облачных ресурсов, многие — 28,5% — уверены в значительном увеличении потребления cloud’а уже в среднесрочной перспективе, то есть течение наступающего года.
«Облака являются одним из главных драйверов российского рынка информационных технологий», — отмечает г-н Колбин.
Внедрение «облачных» решений происходит как в корпорациях, так и в сегменте СМБ. «„Облачная“ модель сокращает расходы на организацию рабочего места и сохраняет эффективность бизнес-процессов, что делает ее доступной для среднего и малого бизнеса», — говорит Александр Осипов, директор по облачным платформам и инфраструктурным решениям «МегаФона».
Малые и средние компании крайне заинтересованы в оптимизации расходов — в том числе, на ИТ — поэтому внедрять «облачные» решения будут более активно, чем российские корпорации. Планируемое увеличение потребления cloud-решений из публичного «облака» в течение ближайшего года для корпораций составляет
Из технических моментов, которые будут актуальны в ближайшем будущем, г-жа Кабаева отметила ожидаемый рост спроса на суперкомпьютерные вычисления в «облаке». Это нужно российским компаниям как для развития — исследований, моделирования в рамках проверки гипотез, проектирования новых товаров и т. д. — так и для решения повседневных задач, например, расширения возможностей smart-видеонаблюдения.
Опережающий рост в «облаках» будет у AI-инструментов, уверена г-жа Кабаева: сервисов для решения бизнес-задач, а также элементов для интеграций в приложения и веб-сервисы. Примером могут служить голосовые роботы, которые продолжают наращивать проникновение. «В 2022 году росла популярность голосовых роботов в различных сегментах, — говорит Рамиль Биккужин, коммерческий директор МТТ. — Особенно высокий рост подключений голосовых роботов от МТТ VoiceBox в уходящем году наши аналитики зафиксировали в таких сегментах, как недвижимость, здоровье и образование. Например, в медицинском центре цифровому ассистенту можно поручить запись на прием и напоминание о предстоящем визите, в вузе — общение с потенциальными абитуриентами, в агентстве недвижимости — с покупателями квартир».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News