6 марта 2023 г.
Минувший с начала СВО год стал для российского ИТ-рынка, в том числе для сегмента программной разработки, серьёзным испытанием — даже, пожалуй, временем смены самой парадигмы развития. Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ», открывая прошедшую
Разворот на Восток (и не только)
Точных данных за прошлый год у НП «РУССОФТ» пока по понятным причинам нет, однако на основании опроса участников ассоциации некоторые выводы уже можно сделать. Так, оставшиеся в России разработчики ПО увеличили свой оборот за год на
На первом месте по привлекательности для отечественных экспортёров ПО предсказуемо оказались страны ЕАЭС и в особенности Узбекистан; на втором — арабские страны Ближнего востока, где российские компании ищут и вполне успешно находят партнёров, помогающих не только с финансированием, но и с обходом вводимых Западом волюнтаристских рестрикций. Даже обороты с латиноамериканскими странами выросли в
По предварительной оценке, приведённой Валентином Макаровым, внутренний рынок ПО в России сократился примерно на 5, максимум 10% от уровня, предшествовавшего началу СВО. Тем не менее, курс на импортозамещение в этой области явно взят всерьёз на самом высоком уровне, так что уже по итогам текущего года можно ожидать позитивной динамики: есть даже шанс превзойти по объёмам продаж (в рублях, разумеется) рекордный 2021 г.
Другое дело, что переход на отечественный софт для многих заказчиков представляет нешуточный вызов, причём не только финансовый, — приходится преодолевать инерцию привычки, перекраивать выстроенные вокруг западных продуктов инфраструктуры и т. п. Но справляться с этим вызовом придётся, — и роль канальных партнёров (прежде всего интеграторов) как посредников между отечественными вендорами ПО и его конечными пользователями здесь чрезвычайно велика.
Вендоры ушли, рынок остался
По свидетельству Олега Сажина, советника генерального директора Content AI, уход западных поставщиков ПО открыл дорогу отечественным разработчикам: собственно, сама Content AI была образована бывшими сотрудниками российского офиса ABBYY, что покинула Россию весной 2022 г. Драйвером развития рынка в этом направлении стали усилия государственных органов; достаточно эффективные действия прежде всего Минцифры по поддержке российских вендоров, защите их интересов. Особенно важно, что и у разработчиков, и у поддерживающих их структур складывается чёткое понимание: необходимо не просто замещать, функционально копировать бывшие прежде доступными западные продукты, но развиваться опережающими темпами — отталкиваясь от насущных потребностей и запросов отечественных заказчиков.
В частности, речь идёт о такой горячей в мировом масштабе теме, как искусственный интеллект (ИИ). Российский бизнес уже активно формирует запрос на «рост интеллектуальности» продуктов, включая упрощение их настройки — что напрямую способствует снижению их ТСО за счёт экономии времени высококвалифицированного персонала. Кроме того, «умные» продукты, избавляющие пользователей от наиболее рутинных операций, также позволяют перенацеливать больше ресурсов заказчика на решение ключевых бизнес-задач — что в итоге повышает его конкурентоспособность на рынке. опережающем развитии.
Российские разработки, по словам Олега Сажина, должны быть устремлены в будущее, — а для этого, особенно в такой интеллектоёмкой отрасли, как ИИ, необходимо ориентироваться на профессионалов. Часть крупных заказчиков в 2022 г. решили развивать внутренние отделы разработки ПО, однако такая стратегия не представляется оптимальной — поскольку содержание команды, способной на равных тягаться со специализированными разработчиками по наиболее коммерчески привлекательным направлениям, потребует слишком значительного отвлечения ресурсов клиента.
Время трансформировать мышление
Первые два квартала минувшего года были на российском ИТ-рынке несколько хаотичными, — об этом напомнил Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem. Ситуация менялась кардинально и очень быстро; по сути, рынок вошёл в режим аварийного импортозамещения. К
Заказчики сегодня гораздо более внятно формулируют свои проблемы и задачи, и столь качественная обратная связь очень помогает разработчикам ПО и поставщикам ИТ-услуг. Поскольку импортозаместить всё и сразу попросту невозможно, заказчики расставляют приоритеты, задавая тем самым средне- и даже долгосрочные вектора работы для вендоров: благо, простор для деятельности у них огромен. На конец 2021 г., указал Павел Гуральник, даже в госорганах и госкорпорациях уровень импортозамещённости по ПО не превышал по факту
Самое же, пожалуй, важное следствие произошедших перемен — в том, что импортозамещение из благопожелания превратилось в насущную потребность. Речьидёт уже не о механическом замещении недоступных более продуктов их прямыми функциональными аналогами, но о модернизации программной инфраструктуры вполне конкретных предприятий и целых отраслей — для решения чётко поставленных практических задач; как нынешних, так и планируемых к решению в перспективе 3, 5 и даже 10 лет.
Павел Гуральник отметил и такой важный актуальный тренд, как консолидация рынка и кооперация разработчиков различных технологических решений. Поскольку у многих заказчиков сегодня имеются сложные технологические контуры, нуждающиеся в комплексном подходе, решать стоящие перед ними задачи в одиночку ни один локальный разработчик оказывается не в состоянии. Кооперация на уровне вендоров ПО выражается в появлении множества рабочих групп, создании сложных платформ с гарантированной взаимной совместимостью разнородных компонентов, причём к тестированию таких комплексных решений в обязательном порядке привлекаются заинтересованные в них заказчики.
Операционки на марше
Целый блок пресс-конференции НП «РУССОФТ» был отведён разработчикам операционных систем. По словам Рустама Рустамова, заместителя генерального директора «РЕД СОФТ», миграция ИТ-инфраструктуры на российские решения — процесс ресурсозатратный для всех его участников: без плотного взаимодействия вендора и заказчика здесь не обойтись. Дело, в частности, в том, что в Реестр отечественного ПО по-прежнему включены прикладные продукты, которые на российских (построенных, как правило, на базе ядра Linux) ОС попросту не запускаются — либо, если даже версия «под Linux» есть, по функциональности она заметно отстаёт от Windows-ориентированной. Вопрос острый, и решение его необходимо ускорять.
При этом процесс миграции на российские ОС должен проходить для заказчика мягко, постепенно, в существенно гетерогенной среде, где принципиально допустимы ошибки — со стороны как разработчика, так и заказчика — с возможностью отката к предшествующему состоянию и спокойного изучения ситуации. Илья Сивцев, генеральный директор ГК «Астра», подчеркнул, что одной из самых насущных потребностей при внедрении российского ПО, включая ОС, становится комплексное обеспечение и сопровождение ИТ-инфраструктуры. В этом плане органично построенная продуктовая экосистема заведомо выигрывает у разрозненных разновендорных решений, причём с точки зрения как заказчика, так и интегратора.
Алексей Смирнов, председатель совета директоров «Базальт СПО», сделал в своём выступлении упор на описании созданной этим вендором за более чем 20 лет присутствия на российском рынке партнёрской модели, которая подразумевает продажи исключительно через дистрибьюторов, внедрения силами системных интеграторов, ведение поддержки пользователей только авторизованными партнёрами, а также плотное систематическое взаимодействие службы совместимости «Базальт СПО» с партнёрами-разработчиками. Вендорская позиция заключается в том, что каждый занимается тем, что он умеет лучше: разработчик — созданием ПО, интеграторы — внедрением, сервисные компании — поддержкой пользователей и т. д.
О вызовах в сфере ИБ и технологической независимости на пресс-конференции рассказал Антон Якимов, заместитель генерального директора по технологическому развитию «Группы Т1». А Борис Попов, директор по развитию бизнеса Vinteo, пояснил, почему в России до сих пор не появилось прямого аналога самому популярному в мире сервису видеоконференций. По сути, такие аналоги уже есть у многих отечественных операторов, — просто по очевидной причине более позднего старта они находятся сегодня примерно на том же уровне, на котором сам Zoom находился году в
Источник: Максим Белоус, IT Channel News