15 марта 2023 г.
Концерн «Росэнергоатом» (входит в Электроэнергетический дивизион Росатома) выпустил книгу «Искусственный интеллект. Анализ, тренды, мировой опыт». Это четвертая книга цикла бесплатных изданий, посвященных цифровизации, в который уже вошли книги «Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт», «Цифровой двойник» и «Центры обработки данных. Анализ, тренды, мировой опыт». Авторы новой книги — Михаил Лысачев, генеральный директор КОНСИСТ-ОС (дочерняя компания Концерна «Росэнергоатом»), и Александр Прохоров, специалист в области информационных технологий.
Книга будет интересна как ИТ-специалистам, так и менеджерам разного уровня, перед которыми встает задача познакомиться с современными технологиями ИИ, чтобы оценить возможности их внедрения в своих организациях или просто повысить свой профессиональный уровень. Также издание будет очень полезно студентам, аспирантам и преподавателям ИТ и ИИ-специальностей.
Сергей Мигалин, заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам Концерна «Росэнергоатом», курирующий направление цифрового развития Электроэнергетического дивизиона Росатома, отметил: «Сегодня искусственный интеллект является драйвером развития для многих отраслей, а в обозримом будущем существенно изменит жизнь большинства людей. Огромному числу управленцев, бизнесменов, инженеров приходится практически ежедневно обсуждать вопросы, связанные с внедрением ИИ-проектов, анализом инвестиций, разбираться в крайне широкой теме бизнеса, ассоциированного с искусственным интеллектом.
Ссылка для скачивания книги «Искусственный интеллект. Анализ, тренды, мировой опыт»
С разрешения авторов публикуем фрагмент книги, в котором рассматривается классификация горизонтальных ИИ-приложений.
Кросс-отраслевые (горизонтальные) ИИ-приложения
Деление на вертикальные и горизонтальные приложения подразумевает, что вертикальные приложения не могут быть перепрофилированы для другого приложения ИИ, в то время как горизонтальные могут быть использованы в разных или даже во всех вертикальных отраслях. Например, голосовые помощники — это горизонтальное применение ИИ, поскольку они применимы во многих отраслях.
Специфические отраслевые приложения могут создаваться поверх этих горизонтальных приложений, именно поэтому в табл. (см. рис. 1) они показаны на вершине технологического стека.
Предиктивная аналитика и поддержка принятия решений. В разделе выделяются разработчики и поставщики по нижеследующим четырем подкатегориям.
- Разработчики предиктивной аналитики — поставщики решений для прогнозирования событий, которые могут создать проблемы (нештатные ситуации, аварии) или открыть новые возможности для компании.
- Поставщики средств поддержки принятия решений — инструментов, которые позволяют использовать закономерности в данных для обоснования этих решений.
- Разработчики средств моделирования с использованием ML. Последние становятся все более актуальны по мере того, как происходит синергия между машинным обучением и традиционным инженерным моделированием для повышения производительности и достоверности моделей, расширяется моделирование на основе данных в рамках создания цифровых двойников разного типа, развивается направление «машинное обучение на основе физики».
- Производители средств обеспечения ситуационной осведомленности — набора инструментов, обеспечивающих возможность воспринимать и осознавать, что происходит в анализируемой среде с течением времени, обеспечивая способность прогнозирования событий, и одновременно снижать нагрузку на оператора, ответственного за принятие решений.
Операционный интеллект. В разделе рассматриваются поставщики систем, которые осуществляют интеллектуальный контроль над внутренними бизнес-процессами организации, включая интеллектуальный анализ и агрегирование данных. Эти поставщики делятся на три подкатегории.
- Поставщики систем интеллектуальной оптимизации бизнеса (анализ операций для выявления в них закономерностей и минимизации потенциальных проблем).
- Разработчики систем когнитивной автоматизации (интеллектуальная и, возможно, автономная автоматизация сложных многоэтапных процессов).
- Провайдеры систем интеллектуальной агрегации и анализа данных (решения для интеллектуального и, возможно, автономного управления агрегацией и анализом данных из широкого спектра источников).
Интеллектуальная обработка документов. Здесь речь идет о разработчиках и поставщиках систем комплексной обработки документов и обеспечения документооборота. Направление включает две подкатегории поставщиков.
- Провайдеры решений для интеллектуального анализа договоров (решения, использующие ИИ для лучшего понимания смысла договоров).
- Поставщики систем для интеллектуального управления документами (решения по управлению процессами взаимодействия с документами).
Интеллектуальные ассистенты. В данной категории рассматриваются поставщики приложений, которые выполняют повседневные услуги для человека на основе его команд и отзывов, например, агенты обслуживания клиентов на веб-сайтах или личные помощники, которые помогают управлять планируемыми в календаре событиями.
Программы данного типа понимают голосовые команды и выполняют задачи, которые ранее выполнялись секретарем (печать под диктовку, чтение вслух текстовых сообщений, поиск телефонных номеров, составление расписания, осуществление телефонных звонков и напоминание о назначенных встречах). К этой категории можно отнести такие приложения как Алиса от компании Yandex, Alexa от Amazon, Siri от Apple, Google Assistant и Cortana от Microsoft. Наряду с виртуальными помощниками (ориентированными на задачу) Cognilytica выделяет также категорию «умные советники», то есть те, которые ориентированы на некоторую конкретную область знания.
Автономные машины и роботы — под этой категорией объединены компании, которые разрабатывают и производят роботов разного назначения, не специализированных под конкретную вертикальную отрасль.
- Это логистические роботы (логистика и доставка для разных отраслей).
- Домашние роботы (решения для дома, гостиницы, бизнес офиса и т. п.).
- Промышленные роботы, пригодные для разных отраслей.
- Дроны и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), предназначенные для кросс-отраслевого применения.
Разговорные системы. В классификации Cognilytica разговорные системы — это конкретные горизонтальные приложения технологий NLP (Natural Language Processing), NLU (Natural Language Understanding), NLG (Natural Language Generation) или платформы разработки, которые позволяют использовать технологии естественного языка для создания конкретных разговорных интерфейсов.
В рамках категории разговорных систем выделяется пять подкатегорий, в которых рассматриваются поставщики соответствующих решений.
- Разговорный интеллект — решения и инструменты, позволяющие получить интеллектуальные данные и понимание содержания из разговоров в устной или письменной форме.
- Платформы для разработки разговорных интерфейсов — платформы, использующие технологии обработки естественного языка, сторонние API и другие решения для облегчения проектирования, разработки, управления и эксплуатации разговорных интерфейсов.
- Чат-боты общего назначения — неспецифические (неотраслевые) разговорные интерфейсы, предназначенные для применения в различных областях.
- Интеллектуальные сообщения — решения, позволяющие пользователям получать больше информации из различных форм обмена сообщениями, таких как электронная почта, текстовые сообщения и т. п.
- Голосовые помощники — разговорные интерфейсы, предоставляющие доступ к ряду возможностей. Обычно реализуются в виде аппаратного устройства, которое обеспечивает разговорное взаимодействие и поддерживает связь с облачными возможностями ML.
Ссылка для скачивания книги «Искусственный интеллект. Анализ, тренды, мировой опыт»
Источник: Фрагмент книги «Искусственный интеллект. Анализ, тренды, мировой опыт»