19 мая 2023 г.
В 2023 году импортозамещение программного обеспечения, прежде всего, необходимо государственным структурам и компаниям с госучастием. В рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», к следующему году доля российского софта в госорганизациях должна быть не ниже 70%, а в госкорпорациях − свыше 50%. Также через год на российское ПО будут вынуждены перейти представители финансовой, промышленной, телекоммуникационной индустрии и остальные компании, относящиеся к объектам критической информационной инфраструктуры. Переход на отечественный софт постепенно становится обязательным и для представителей бизнеса. Сотрудничество с госорганизациями и вероятность лишиться обновлений иностранных решений в будущем ускорят процесс импортозамещения и для бизнеса, который уже сейчас рассматривает отечественные ИТ-решений в качестве альтернативы решениям ушедших из РФ ИТ-компаний. О том, как происходит процесс миграции с решений западных вендоров на российские аналоги рассказал Павел Гуральник, генеральный директор компании ISPsystem.
Основные препятствия перехода
В процессе импортозамещения существует множество препятствий, так как представляет собой портфель сложных взаимосвязанных ИТ-проектов.
Базовое препятствие, с которым часто сталкиваются организации, — технологическая неготовность аналогичных импортозамещающих продуктов. Тот функционал, те сценарии и те задачи, которые обеспечиваются импортным решением, могут просто отсутствовать в замещающем. Всегда следует внимательно подходить к выбору продукта, не следует пренебрегать аудитом использования текущих технологий и скрупулезной оценкой замещающих решений на предмет соответствия потребностям.
Импортозамещение в целом неоднородно — существуют системы и сферы, где замещение легче реализуется, но есть и такие, где сложнее. То же верно и для различных систем в составе ИТ-инфраструктуры.
Например, замещение программного обеспечения системы мониторинга ИТ-инфраструктуры не является сложной задачей, так как она не сильно зависима от других систем, а также не вовлечена в большое количество бизнес-процессов. Но замещение операционной системы — сложная инженерная задача и не всегда может быть выполнена в принципе без замены ПО. Реализация проекта по замещению операционной системы требует целый ряд подпроектов по тестированию, адаптации всей ИТ-инфраструктуры к новой ОС, обучению пользователей по работе с ней.
Таким образом, препятствием импортозамещения, повышающим сложность проекта, может быть глубокое проникновение замещаемой системы в бизнес-процессы организации, а также число взаимосвязей с другими системами.
Еще одним важным вопросом остается разработка комплексных архитектур и продуктов для импортозамещения экосистем корпоративного софта, которые формировались годами. Например, высокий уровень фрагментированности решений характерен для российских решений по виртуализации.
Трудности могут возникнуть в интеграции сервисов и технологий. Такие мероприятия зачастую требуют большого объема ресурсов, и компания не всегда может его найти. Из-за санкций у российского бизнеса и госкорпораций возникла потребность замене зарубежных инструментов на отечественные аналоги в кратчайшие сроки, но чтобы обеспечить безболезненное внедрение нового сервиса или технологии, необходимо провести колоссальную работу: сформировать функциональные и нефункциональные требования к новому продукту, определиться с сервисом, провести тестовое внедрение, обеспечить бесшовный переход, адаптировать бизнес-процессы к новому ПО, обучить сотрудников для дальнейшей работы, настроить ИТ-инфраструктуру для использования нового решения. Это не быстро и трудозатратно, особенно для представителей крупного бизнеса, а значит — требует больших временных и высококвалифицированных специалистов, в которых сейчас наблюдается дефицит.
С другой стороны, следует не забывать важный аспект замещения — это перенос данных. Мало просто заменить систему на аналогичную, нужно обеспечить выполнение новым продуктом тех же задач, что зачастую просто невозможно без переноса данных. При замещении требуется отдельно спланировать и реализовать миграцию всех необходимых данных.
Для решения последней задачи для различных классов решений разрабатываются специализированные инструменты миграции. Иногда эти инструменты заключаются в рекомендациях и инструкциях по переносу, в других случаях — представляют собой открытое программное обеспечение, или являются отдельным коммерческим продуктом.
Перенос данных из при миграции на отечественное ПО — очень трудоемкий процесс. Потери данных, остановка бизнес-процессов не должны происходить. Ручной перенос занимает много времени и при нем повышаются риски потери информации и возникновение ошибок из-за человеческого фактора. Поэтому его стоит использовать только в случае, если невозможна автоматизация, которая минимизирует участие специалистов. В некоторых решениях есть встроенные механизмы выгрузки данных. Также на российском рынке представлено множество решений для выгрузке и переноса данных. Когда ни один из перечисленных вариантов невозможен, создается свое решение: специалисты пишут скрипт с учетом методик и инструментов, позволяющих выгружать данные и переносить их в другие системы автоматически. Этот способ миграции является наиболее предпочтительным для компаний, так как существенно экономит время и снижает риски ошибок. Для выполнения автоматизированной миграции специалисту необходимо разбираться как в исходных системах, так и в целевых.
Кроме того, миграция на отечественное ПО во многих случаях осложняется необходимостью вторичной реинтеграции с множеством решений и сервисов, которые уже используются в ИТ-инфраструктуре компании. Несмотря на то, что интеграции в новом решении могут быть реализованы быстрее, чем в прежнем, это потребует вложения сил и времени. При выборе нового инструмента стоит учесть, какие технологии он поддерживает и какие типовые интеграции в нем заложены, есть ли среди них те, которые необходимы заказчику.
Плюсы миграции
Новые функциональные возможности, беспрепятственное получение доступа для большого количества пользователей, лицензий и обновлений, наличие русскоязычной техподдержки 24/7, а также более выгодная стоимость — основные преимущества перехода на отечественное ПО.
Персонализация продукта, которая обойдется гораздо дешевле, чем коробочные решения или услуги западного вендора, в случае, если он вообще на это согласится — также является преимуществом отечественных поставщиков ПО. Сама процедура внедрения тоже обойдется дешевле, потому что инженеры находятся в той же локации, что и заказчик.
Импортозамещение ПО имеет принесет еще ряд дополнительных бонусов отечественному бизнесу и госкомпаниям, а именно:
- Выгодная стоимость эксплуатации: расходы на отечественные решения не зависят от волатильности валют, в отличие от продуктов зарубежных вендоров, как правило — прайсы на них корректируются, ориентируясь на курс доллара или евро. Также оплату отечественного ПО и услуг по его внедрению не заблокируют из-за нестабильности геополитики.
- Технологическая независимость. В режиме санкций всегда есть риск того, что импортные поставщики ПО или оборудования откажутся выполнять свои обязательства, такими образом заказчику не избежать проблем с доступом к аккаунту, лицензиям, техподдержки, не говоря уже об утечках данных. Про масштабирование ИТ-инфраструктуры в таком случае можно просто забыть. Российские подрядчики не заинтересованы в потере доверия, особенно, в условиях возросшей конкуренции на локальном рынке.
- Рост качества российских разработок. Объем экспорта российского ПО в 2022 году составил 16,15 млрд рублей, при этом ИТ-решения, предлагают не только крупные ИТ-холдинги, которые раньше конкурировали с западными вендорами, но и небольшие стартапы. Благодаря локальной конкуренции между игроками рынка заказчик получает более зрелый программный продукт.
- Круглосуточная техподдержка. Западные вендоры оказывали техподдержку на английском языке, а после обострения геополитической обстановки — вообще отказались от своих обязательств. С российскими подрядчиками эти риски минимальны.
- Доступность обучения. Как и техподдержка, обучение функционалу ПО проходило на английском языке, что часто снижало его эффективность. Русскоязычные центры обучения помогают пользователям отечественных продуктов быстрее и легче усвоить функционал.
Критерии выбора инструментов и подрядчиков при замещении импортных решений
На этапе планирования проекта импортозамещения следует задуматься также и о стадии миграции данных. Оптимальным моментом для этого является этап составления технического задания. В это ТЗ должны войти требования к миграции.
Среди них следует рассмотреть требования к полноте переносимых данных, то есть что должно быть перенесено со старой системы на новую, требования к простою системы во время миграции, к целостности данных, скорости и защите данных при миграции, требования к дополнительным вычислительным ресурсам и хранилищам, используемым в момент миграции.
Отдельно следует выделить такой критерий, как поддержка гибридной схемы работы. Одномоментная миграция сколько-нибудь крупной системы — это всегда большие риски для ИТ. В момент миграции может пойти что-то не так, при объемной миграции требуется больше времени на проверку. По нашему опыту хорошей практикой является поэтапная миграция — частями. Отсюда получается требование по поддержке гибридного режима работы системы, когда часть системы уже перенесена на новую платформу, а часть работает на старой.
С другой стороны, нужно не забывать про требования к тем, кто будет выполнять миграцию. Мало применить оптимальный инструмент, нужно еще убедиться, что он применяется профессионалами, которые способны осуществить такой проект. Таким образом, должны быть сформированы требования к исполнителю. Ключевыми требованиями к исполнителю является опыт выполнения аналогичных проектов, наличие достаточных ресурсов для реализации, использование проектного подхода.
Например, один из продуктов в нашем портфеле решений — система виртуализации VMmanager. При реализации проектов замещения системы виртуализации в 100% случае встает вопрос переноса виртуальных машин в новую систему. Планируя и реализуя такие проекты, мы видим, как заказчики предъявляют требования к скорости переноса виртуальных машин, формулируют требования к времени простоя, предъявляют требования к целостности.
Некоторые заказчики готовы согласовать простой систем в течение выходных для миграции, а для некоторых допустимо прерывание только на 10 минут. Инструменты, применяемые в этих двух случаев, конечно, должны быть разными. Для первого случая достаточно бесплатных инструментов с открытым исходным кодом, а для второго требуются отдельные коммерческие решения для миграции.
При выборе подрядчика стоит обращать внимание опыт и практические кейсы по реализации проектов по миграции, так как успешную миграцию можно реализовать только при помощи подрядчика, который уже адаптировался к текущим условиям, может грамотно составить проект и обладает достаточными компетенциями и опытом. Помимо этого, стоит оценить уровень квалификации команды. Среднему и крупному бизнесу лучше использовать синергию собственных штатных сотрудников и привлеченных специалистов, так как первые лучше знают свою инфраструктуру, а вторые — новый программный продукт и его возможности, поэтому квалификация здесь очень важна.
Наиболее востребованные и эффективные инструменты миграции
Продолжая пример с системами виртуализации существуют такие инструменты миграции, как v2v-virt или qemu-img. Это инструменты с открытым исходным кодом, их могут применять любые организации. Они позволяют выполнить миграцию между различными гипервизорами, в частности, перенести виртуальные машины с VMware на VMmanager, которые используют QEMU-KVM для виртуализации.
К их преимуществам можно отнести широкую доступность и хорошую документированность в сети Интернет. Недостатком же является применение инструментов из командной строки, необходимость разработки дополнительных скриптов, например, для массовой миграции. При их применении образуется довольно длительный простой виртуальных машин и используется дополнительное дисковое пространство.
Такие инструменты не применимы для миграции бизнес-критичных виртуальных машин с минимальным временем простоя, а если диски виртуальной машины большие, например, несколько терабайт, то применение таких инструментов сопряжено с большими накладными расходами на хранение и временными затратами.
Альтернатива — коммерческие инструменты миграции. На рынке существуют решения, которые позволяют синхронизировать данные переносимой системы без ее выключения. Такие инструменты работают по принципиально другой схеме: вместо конвертации диска виртуальной машины используются специализированные агенты в ОС, которые, делая снапшот ОС, синхронизируют данные. Плюсами является минимальный простой при миграции, отсутствие накладных расходов в части дисковой системы. Минусом можно назвать необходимость установки драйвера в ОС, а также тот факт, что инструмент является платным.
Можно отметить вендорскую поддержку при миграции. В нашей компании, например, процесс перехода подробно задокументирован, а техническая поддержка помогает закрыть возникающие вопросы.
Прогнозы востребованности решений отечественных ИТ-компаний
Сегодня рынок решений для импортозамещения переживает бурных революцинный рост. Можно видеть много игроков, которые пытаются занять освободившиеся после ухода западных вендоров ниши на рынке. Спустя несколько лет он стабилизируется и на нем появятся явные лидеры, продукты которых будут удовлетворять все потребности заказчиков. На мой взгляд, в результате такого бурного развития решения, созданные отечественными ИТ-компаниями, не будут проигрывать иностранным продуктам и будут также создавать конкуренцию на зарубежных рынках.
В целом, в 2023 году на ИТ-рынке продолжат реализовываться тренды, сформировавшиеся в 2022 году. Очевиден существенный потенциал для создания и развития отечественных решений во всех сферах информационных технологий. Этому способствует как готовность компаний внедрять российские системы, так и поддержка со стороны государства. Среди представителей бизнеса будет увеличиваться спрос не только на отдельные ИТ-решения, но и на полноценные экосистемы, способные заменить целые стеки импортного ПО, а также на решения для обеспечения кибербезопасности.
Источник: Павел Гуральник, генеральный директор компании ISPsystem