13 июня 2023 г.
Недавняя презентация гарнитуры Vision Pro, которая появится в реально продаже не ранее начала будущего года, не на шутку воодушевила энтузиастов направления виртуальной/дополненной реальности (VR/AR). Как показывает практика нескольких предыдущих десятилетий, гаджеты, продвигаемые Apple, нередко знаменуют возникновение — или, по крайней мере, стимулируют интенсивное развитие — целых новых секторов ИТ-рынка.
Однако, подробнее изучив технические характеристики новинки и её маркетинговое позиционирование, многие эксперты забеспокоились: похоже, в планы купертинской компании вовсе не входит развитие метавселенной. А значит, Vision Pro и последующие за ней более бюджетные модели AR-гарнитур сделают скорое торжество этой пресловутой всемирной платформы виртуальных коммуникаций ещё менее достижимым, чем оно представлялось до самого последнего момента.
Несыгравшая ставка
Метавселенная — согласно более или менее общепринятому определению, коллективно используемое виртуальное 3D-пространство, одинаково хорошо пригодное для работы (в основном офисной, конечно), развлечений и коммуникаций, — целым рядом аналитиков до сих пор рассматривается как один из важнейших стратегических ИТ-трендов современности. Недаром в 2021 г. компания, ныне известная как Meta*), приняла именно такое название: её глава Марк Цукерберг возлагал на метавселенную огромные надежды.
Ещё этой весной аналитики полагали, что по итогам текущего года связанный с метавселенной рынок (от самих устройств для попадания в виртуальный мир — до реализуемых на данной платформе услуг и цифровых активов) вырастет до 82 млрд долл. США (тогда как в
С начала весны нынешнего года компания активно развернулась в сторону наиболее животрепещущей сегодня ИТ-темы — искусственного интеллекта, — и ныне намеревается интегрировать генеративный ИИ, способный создавать тексты, изображения и даже видео на лету, буквально во все свои флагманские продукты. А что же метавселенная? Ну, технически Марк Цукерберг заявил, что ИИ-направление «не столько подменяет её собой, сколько расширяет»; к тому же, разрабатываемые компанией гарнитуры дополненной реальности серии Quest с равным успехом пригодны для отображения как метавселенной, так и произведений генеративного ИИ. Вдобавок, в рознице они будут стоить примерно всемеро дешевле Apple Vision Pro (500 долл. против 3500), так что потенциальный охват аудитории у них заведомо более широкий.
Эксперты отмечают резкую смену риторики Цукерберга — который ещё в феврале
Серьёзным аргументом в пользу приведённого тезиса служит и тот факт, что на недавней презентации Vision Pro слово «метавселенная» не прозвучало вовсе.
Персоналка с полным погружением
Представляя долгожданную AR-гранитуру (способную, кстати, работать при необходимости и в режиме «чистой» VR, — ещё бы она не была способна, за такие-то деньги), глава Apple Тим Кук говорил исключительно о spatial computing. Прямолинейно на русский это можно перевести как «пространственные вычисления», но по смыслу, скорее, ближе будет «интерактивная цифровая среда». Суть в следующем: надевая AR-гарнитуру, пользователь не отрезает себя от мира априори, как в ситуации с VR-очками, — поскольку в общем случае, без перевода в тот самый режим VR, Vision Pro демонстрируют носителю и окружающие его объекты реального мира тоже.
Однако вместе с этими объектами человек видит и нарисованные системой чисто виртуальные, цифровые, — либо словно парящие в воздухе, как это уже довольно привычно по множеству фантастических фильмов, либо, напротив, органично встроенные в реальный антураж. В частности, таким объектом может быть экран с диагональю... ну, скажем,
Виртуальный экран можно подключать, например, к макбуку в качестве внешнего монитора (на уровне ОС и соответствующего приложения, разумеется) — и играть на нём в игры, выполнять служебные обязанности и т. п. А если зазвонит сопряжённый с той же учётной записью iPhone, пользователю не придётся снимать гарнитуру, — достаточно будет взглянуть на дисплей смартфона прямо через неё, причём звонок можно будет принять (особенно если это видеочат) тоже внутри интерактивной цифровой среды. Не говоря уже о просмотре телетрансляций, фильмов и сериалов, о виртуальном посещении спортивных мероприятий — и прочей активности, что прежде позиционировалась как доступная «с эффектом полного погружения» исключительно в метавселенной.
Кардинальное отличие spatial computing от концепции метавселенной — в том, что первый подход не предполагает насильственного изъятия пользователя из реального его окружения; принуждения его к восприятию поневоле мультяшных (поскольку сложные фотореалистичные 3D-модели не помещаются в памяти и перегружают процессор гаджета) компьютерных антуражей — и, что важнее, цифровых персонажей как полноценных аватаров родственников, коллег, популярных исполнителей, даже представителей власти.
Посетить, скажем, «живой» концерт в метавселенной на нынешнем уровне её развития — это всё равно что принять участие в групповой активности геймеров в онлайновой многопользовательской игре с графикой уровня Minecraft, если не примитивнее. Интерактивная же цифровая среда гарантирует возможность развернуть перед глазами огромный экран, на котором те же исполнители, (или собеседники в ходе сеанса видеосвязи и т. п.) будут отображаться действительно вживую, а не в виде грубовато отрисованных аватаров. Причём с таким разрешением, которого не обеспечит ни одна сопоставимая по цене с Vision Pro домашняя видеопанель.
На всех парах в новую реальность
Да, у новинки Apple как у коммерческого продукта пока предостаточно проблем: это и высокая цена, и неудовлетворительное время работы от батареи (около 2 часов, после чего аккумулятор нужно менять), и отсутствие пока что обширной библиотеки приложений. В TrendForce оценивают число отгрузок Vision Pro до конца текущего года в канал по всему миру не более чем в 200 тыс. единиц, тогда как для обеспечения того же объёма выручки, что принесли Apple продажи одних только iPad за прошлый квартал, компании необходимо реализовать почти 2 млн таких гарнитур. И всё же перспективы AR-устройств представляются довольно-таки ясными — по сравнению с «чистыми» VR, узкими нишами применения которых, судя по всему, останутся компьютерные игры и просмотр 3D-видео.
Тем более, что в первой половине
Другое дело, что экосистема Apple чрезвычайно замкнута, и способны ли будут пользователи цифровой среды с Vision/Vision Pro на головах взаимодействовать с клиентами сторонних платформ с той же лёгкостью, с которой можно сегодня позвонить с iPhone на любой телефон с Android, — это пока что вопрос. Стандартизацию как минимум коммуникационных протоколов может притормозить в том числе и усиливающаяся день ото дня деглобализация мирового ИТ-рынка. У метавселенной в этом отношении преимущество — её изначально планировалось строить на платформенно-нейтральных принципах.
Впрочем, насколько успешным в целом окажется тот или иной проект формирования цифровой интерактивной среды в условиях объективного спада на мировом ИТ-рынке, покажет только время. На обозримую же перспективу, до полугода, у Apple Vision Pro вряд ли появятся достойные соперники — а значит, о привлекательности этого решения для по-настоящему широких потребительских масс (а не только тех, что могут позволить себе выложить за новую техноигрушку от почитаемого бренда 3,5 тыс. долл.) судить пока ещё рано.
* признана в России экстремистской организацией решением Тверского районного суда г. Москвы от
Источник: Максим Белоус, IT Channel News