4 июля 2023 г.

На основании того, что именно Apple стала недавно первой в мире компанией с рыночной капитализацией более 3 трлн долл. США (снова), можно было бы заключить, что всё её проекты развиваются наилучшим образом. Однако — по крайней мере в отношении очков дополненной реальности Vision Pro — это умозаключение неверно: размещённые у ODM-партнёров вендора заказы на их изготовление вдруг оказались, по данным источников Financial Times, существенным образом сокращены.

Источники эти сообщают, что изначально внутренний таргет продаж Vision Pro был установлен в компании на уровне 1 млн единиц на протяжении 12 месяцев с момента их официального анонса. Теперь же китайская Luxshare — единственный ODM-партнёр, которому американский вендор доверил сборку своих очков дополненной реальности (XR), — фактически готовит к отгрузке до конца текущего года не более 400 тыс. экземпляров Vision Pro. При этом руководство самого сборщика из КНР, уверяют инсайдеры, крайне разочаровано: оно-то готово выпускать ежегодно хоть по 18 млн Vision Pro, — были бы только заказы.

Учитывая, что пик продаж столь недешёвых гаджетов (рекомендованная розничная цена в США без учёта налогов, напомним, — 3,5 тыс. долл.) должен с очевидностью прийтись на «гонку распродаж» в конце года — 11/11, «Чёрная пятница», Рождество, — можно оценить общий объём намеченных к реализации XR-очков Apple за год в 600-700 тыс. Однако и этот прогноз может оказаться существенно завышенным: по данным всё той же Financial Times, Apple вела переговоры с как минимум двумя китайскими поставщиками компонентов (из которых затем Luxshare собирает собственно готовые Vision Pro) о поставках комплектующих, достаточных для изготовления лишь 130-150 тыс. таких гаджетов на протяжении целого года.

Понятно, что некоторый запас необходимых деталей уже имеется на складах, однако несоответствие установленной внутренней цели в 1 млн единиц слишком уж разительно. На этих новостях, правда, акции Apple просели лишь слегка, буквально на 0,3%: очевидно, что ни аналитики, ни рынок в целом не возлагали слишком уж больших надежд на XR-гарнитуру с надкушенным яблоком на корпусе. И действительно, в отсутствие широко востребованных приложений для очков дополненной реальности — и, главное, острой потребности рынка в таких приложениях на фоне общего, мягко говоря, не самого здорового состояния экономик наиболее развитых стран мира, — не так уж важно, много компания выведет на рынок новых сверхдорогих гаджетов, или не слишком.

Впрочем, помимо довольно прохладного отношения рынка к флагманской модели XR-гарнитуры Apple (а более бюджетный вариант, без Pro в наименовании, сдвинут, похоже, по временнóй шкале заметно вправо), есть и объективные причины сокращения намеченных объёмов её производства. Всё дело в главном компоненте XR-очков, — тех самых мини-дисплеях с миниатюрными самосветящимися элементами, что располагаются перед глазами пользователя и дают ему возможность воспринимать цифровой визуальный контент так, словно тот сосуществует в одном пространстве с объектами реального мира (картина которого, напомним, ретранслируются с внешних камер Vision Pro на те же самые дисплеи, — что и позволяет совмещать виртуальное с реальным, создавая эффект XR).

Так вот: матриц для этих крохотных экранов сегодня откровенно недостаёт. В перспективе Apple планирует использовать для своих XR-гарнитур миниатюрные дисплеи на основе микроскопических светодиодов, MicroLED, — однако технология их изготовления пока не достигла необходимой для серийного производства зрелости. По этой причине первые партии Vision Pro должны будут оснащаться дисплейными матрицами на базе органических светодиодов, — MicroOLED. Но, как выясняется, и с ними не всё гладко: Sony и TSMC, по сути единственные сегодня в мире поставщики коммерческих MicroOLED-дисплеев, никак не могут добиться достаточно высокой доли выхода годных матриц — т. е. таких, на которых отсутствует хотя бы один битый пиксел.

Это чрезвычайно важно именно для XR- и VR-приложений: даже на настольном мониторе или видеопанели единичная чёрная (либо постоянно светящаяся) точка раздражает, — а уж впечатление от дополненной/виртуальной реальности она может испортить владельцу недешёвого гаджета напрочь. Дисплеи для гарнитуры Apple имеют в поперечнике примерно 0,5 дюйма, но плотность пикселов на них достигает 4 тыс. единиц на дюйм, — тогда как для лучших OLED-смартфонов этот показатель не превосходит 580 пикселов на дюйм.

Интересно, что почти одновременно с появлением информации о сокращении выпуска Vision Pro стало известно (также из «неназванных, но заслуживающих доверия источников»), что Google втихомолку сворачивает свой собственный проект гарнитуры дополненной реальности под названием Iris. В середине прошлого года компания сообщала о готовности начать натурные испытания нового гаджета в июле 2023-го, — и вот теперь отказалась, если верить таинственным информаторам, от планов разработки фирменного «железа». Google не охладела к виртуальной/дополненной реальности как таковой, однако в нынешних непростых условиях сочла за лучшее инвестировать в разработку программной платформы под условным названием micro XR, которую сможет затем лицензировать для использования независимыми производителями XR-гарнитур. Ровно по той же схеме, по которой сегодня она лицензирует Android смартфонным вендорам.

Так или иначе, полное погружение в волшебный мир дополненной реальности (а заодно и виртуальной, а вместе с ними и в пресловутую метавселенную) для сколько-нибудь значимого процента обитателей планеты откладывается на неопределённый срок — по крайней мере до тех пор, когда технологи доведут до ума серийную технологию выпуска дисплеев MicroOLED. Затем — если допустить, что повторится давняя история с бумом смартфонов, — Apple всё же осилит выпуск бюджетных гаджетов Vision и создаст для них по-настоящему привлекательный для публики набор приложений и сервисов. После этого подтянутся Google (с альтернативной программной платформой) плюс южнокорейские и китайские вендоры аппаратных гарнитур в стиле «почти-как-у-Apple,-только-дешевле-и-без-привязки-к-её-экосистеме» — и новый сегмент глобального ИТ-рынка можно будет считать сложившимся.

Если он к тому времени сам сохранится, конечно, — глобальный ИТ-рынок. Но это уже совершенно другая история.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News